Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование информационных технологий в физкультурно-спортивной деятельности




23-3149


354 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА________

Контроль качества оформления печатных учебных продуктов со­блюдается на каждом этапе технологической цепочки. Специали­сты осуществляют непосредственную сдачу в базу готовых печатных учебных продуктов после прохождения материалов через учебно-методический совет вуза.

В физкультурно-спортивной деятельности некоторых учебных учреж­дений сложились и функционируют следующие технологические си­стемы: информационно-спутниковая образовательная технология, корпоративная локальная сеть, индивидуальное планирование, авто­матизированная технология тестирования, электронная идентифи­кация студентов, повышение качества тестовых заданий и передачи данных учебного процесса, использование 1р-телефонов, автоматизи­рованная проверка дипломов, цифровая библиотека, удаленный до­ступ и диагностика.

В обучении физической культуре студентов педагог использует интерактивные оп-Ипе-тренинги, индивидуальное модульное пла­нирование, методики дозирования знаний, оперативное лекционное тестирование, мониторинг качества усвоения знаний, коллективный тренинг,

В подготовке студента практикуются онлайновые активные семи­нары, консультации, слайд-лекции, индивидуальный компьютерный тренинг, импритинговые учебные видеофильмы, исследовательский тренинг, профессиональный тренинг, имитационный тренинг, рабо­чие учебники, глоссарное обучение, алгоритмическое усвоение зна­ний, телеэссе, индивидуальный компьютерный практикум психоло­гического тестирования личности.

Занятия со студентами, находящимися в разных регионах стра­ны, по теоретическим дисциплинам учебного плана в так называемой распределенной учебной среде, в режиме реального времени прово­дят преподаватели-предметники. С помощью спутниковой связи они организуют коллективные тренинги; проблемные лекции (с интерак­тивным включением вопросов студентов); вводные занятия по подго­товке выпускных квалификационных работ и организации практики; тренинги — демонстрационные занятия по защите выпускных ква-


___________________ Глава 20. Обучение физической культуре и спорту... • 355

лификационных работ, их обсуждение и оценка; семинары-форумы по обсуждению научных проблем.

С помощью этой системы проводятся интерактивные коллективные тренинги для усвоения дисциплин по модулям, играющим решающую роль в развитии профессиональных компетенций студента. Перечень дисциплин на предстоящее обучение составляется профессорско-преподавательским составом. Технологически тренинги проводятся в следующих режимах; педагог и ученики из одного региона; педагог и ученики из нескольких регионов.

Интерактивные коллективные тренинги проходят в соответствии с расписанием, утвержденным руководством академического адми­нистрирования на установленный период. Расписание доводится до студентов до начала установленного периода обучения. Выписки из расписания на месяц педагогу выдаются не позднее чем за одну не­делю до проведения первого занятия.

'В расписании интерактивных коллективных тренингов указыва­ются «виртуальные группы», в состав которых входят студенты одного или нескольких регионов. Численность «виртуальной группы» на одно занятие составляет 15 человек.

При проведении интерактивных коллективных тренингов ис­пользуется следующее учебно-методическое обеспечение: план, сце­нарий, компьютерная информационная заставка — слайд, слайды-презентации. Для обсуждения проблемных тем учитываются вопросы студентов. При подготовке к занятию педагог подбирает материал в соответствии с планом проведения тренинга, сценарием, знакомит­ся с разработанными по данному занятию слайдами-презентациями, подбирает для демонстрации схемы, графики, таблицы и иллюстра­ции, Все это поступает администратору программно-аппаратного комплекса для рассылки в регионы.

Педагог объявляет тему тренинга, например менеджмент и мар­кетинг в физической культуре и спорте, а учебный менеджер региона вносит данные о педагоге в экзаменационную ведомость. Затем рас­пределяются роли, студентов знакомят с критериями оценок. Коллек­тивные тренинги проводятся в форме «вопросы-ответы», «дискуссия», «круглый стол», «ролевая игра», «деловая игра». При проведении тре­нинга используются следующие дидактические приемы:

• понятность — четкие цели и ясные критерии оценок;

• состязательность — деление группы на подгруппы и организация
интеллектуального состязания между ними;


23'


356 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

• справедливость — равные возможности в изложении свого мне­
ния, проявлении творческого потенциала, командовании;

• практичность — знания, умения и навыки, отрабатываемые
в ходе тренинга, имеют значимость;

• красочность — иллюстрирование с помощью таблиц и рисунков.
Критериями оценки участия студентов в коллективном тренинге

являются следующие показатели: свободное владение спортивной терминологией и понятиями; знание конкретных физкультурно-спортивных фактов, хронологии проведения олимпийских игр; умение использовать приобретенные знания в разыгрываемой си­туации; четкое изложение мыслей; умение логически формулировать выводы.

Во время тренинга педагог оценивает ответы, мнения, выступле­ния студентов, проставляя баллы по каждому показателю по специ­альной разработанной шкале. Программное обеспечение в ведомости автоматически выставляет оценки студенту с электронной подписью. Информация записывается на электронные носители для контроля качества проведения тренинга и дальнейшего обмена опытом. Оформ­ленная ведомость сдается в электронный архив.

Цифровая библиотека позволяет пользоваться учебными продукта­ми и информацией по физической культуре и спорту для повышения знаний студентов в любой точке их местонахождения.

Тренинг исследовательских навыков позволяет студенту самостоя­тельно работать с информацией и формировать логическое мышление, готовить реферат по заданной теме и уметь пользоваться литературны­ми источниками, развивать навыки решения исследовательских задач. Тренинги проводятся с использованием следующих компьютерных средств обеспечения.

Программа «К-тыотор» включает в себя следующие технические процедуры: занятие в клдссе индивидуального компьютерного тре­нинга под руководством педагога; использование комплекта инструк­ций для студента и педагога в эффективной работе с компьютерной программой.

Рабочий учебник как учебный продукт предназначен для самостоя­тельного изучения учебной дисциплины, например истории физи­ческой культуры, а также при подготовке к семинарским и тестовым занятиям, экзаменам. Его структура включает в себя; дидактический план (список тем для изучения); список литературы, рекомендуемой для изучения, и перечень нормативно-правовых документов; разно­видности профессиональных умений, приобретаемых в процессе изу-


___________________ Глава 20. Обучение физической культуре и спорту... • 357

чения; реферат — тематический обзор содержания изучаемой темы, сгруппированной по дидактическим единицам; задания для само­стоятельной работы (логические схемы, базы знаний, специальные задания, выполнение которых отражает уровень сформированных умений и знаний в сфере физической культуры и спорта); тренинг профессиональных компетенций, представляющих собой, например, комплекс физических упражнений для формирования и закрепления профессиональных навыков в гимнастике; глоссарий — список основ­ных физкультурно-спортивных терминов и понятий с определенными и иноязычными эквивалентами, фактов, персоналий и важнейших дат.

Коллективный тренинг как аудиторное занятие по заранее разра­ботанному и утвержденному сценарию направлен на взаимодействие студентов в образовательной среде. Тренинг проводится контактно с помощью телекоммуникаций или комбинированным методом. Для проведения занятий в форме коллективного тренинга специалиста­ми разрабатываются сценарии: вопросы-ответы, дискуссия, «круг­лый стол», ролевая игра и деловая игра по теоретическим проблемам физической культуры и спорта. Вопросы-ответы — это простейший вид коллективного тренинга по нахождению правильных ответов на вопросы.

Деловая игра является видом коллективного тренинга с сопрово­ждением каждого решения алгоритмом физкультурно-спортивных, педагогических или организационных параметров.

«Круглый стол» проводится в виде дискуссии, на которой обсуж­даются диаметрально противоположные точки зрения и утверждения в обучении физкультурно-спортивным дисциплинам, организации и проведении соревнований, например, по экстремальным или техни­ческим видам спорта, принципам и методам учебно-тренировочного процесса по видам спорта.

Слайд-лекции как авторский труд преподавателя разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Этот учебный фильм в виде тек­стовых и графических слайдов сопровождается закадровым коммен­тарием преподавателя. Студент может просмотреть слайд-лекцию с нужного для него места, расставить закладки, вернуться назад и по­вторить материал, затем найти другой тематический фрагмент, за­писать необходимую информацию.

В лекцию вставляются тесты, ответы на которые фиксируются в компьютерной программе. Если студент не ответил на вопрос теста, программа автоматически возврашает его к отрезку материала, с ко­торым он не справился. Цель слайд-лекции — достижение полного


Глава 20. Обучение физической культуре и спорту.



 


усвоения материала в учебном темпе при необходимой длительности. Продолжительность слайд-лекции соответствует «стандартному» за­нятию (45 или 90 мин).

Автоматизированная система гр-хелпинг предназначена для взаи­модействия студента с педагогом и администрацией на сайте учебного учреждения. Перед тем как задать вопрос, студент знакомится с базой данных, в которой хранятся вопросы и ответы. Используя систему по­иска вуза, студент может найти ответ на сходный вопрос. Он изучает вопросы по выбранной учебной дисциплине, ведет поиск по ключе­вым словам или по номеру вопроса.

Компьютерная программа «алгоритм электронного тестирования» как устройство ввода-вывода информации предназначена для адми­нистрирования процесса тестирования студентов. Она обеспечива­ет двухстороннюю передачу данных между прибором тестирования и компьютером, где тест загружается автоматически. С помощью этого прибора можно управлять режимом работы и выбора ответов на во­просы. Программа автоматически выставит студенту оценку и занесет ее в информационную систему, в его личное досье. Каждую оценку система подписывает своей электронной подписью. Несанкциониро­ванное изменение данных исключено.

Компьютерная программа «телеэссе» включает в себя техническое оснащение кабины: наушники, цифровую телекамеру, устройство вос­произведения (компьютер или монитор). Программа позволяет при­остановить запись, просмотреть запись и изображение. Определение критериев оценки телеэссе позволяет выявить: полноту и правиль­ность раскрытия темы, соответствие ее названию; логичное и после­довательное изложение темы; связь и убежденность изложения; уме­ние укладываться в отведенное время для доклада время; использовать специально подготовленные к докладу иллюстрации; уверенность и спокойствие выступающего; грамотность речи, отсутствие в докладе лишних слов; выразительность речи, дикция, жестикуляция; ошибки, оговорки во время выступления; общая манера поведения выступаю­щего; собственное отношение к излагаемой проблеме.

По каждому критерию выставляются баллы, затем они суммируют­ся. Телеэссе — это учебная работа в виде устного доклада на заданную тему, записывается студентом видеокамерой на различные носители информации. Оно предназначено для обучения будущих специали­стов умению правильно и свободно держать себя перед аудиторией, видео-, телекамерами, грамотно и четко излагать материалы, свобод-


но владеть речью, четко укладываться в отведенное время и правильно распределять его.

Тренинг с профессиональным программным обеспечением — это занятие для усвоения студентами знаний, направленное на подготовку и оформление квалификационной работы.

С помощью компьютерного средства обучения — профтьютор студенты могут готовить положение о спортивно-массовой работе и план-календарь физкультурно-спортивных мероприятиях в вузе; проектировать физкультурно-оздоровительные и туристские програм­мы, собирать справочные сведения о научных исследованиях в физи­ческой культуре и спорте.

Имитационный профтьютор позволяет изучать возможности про­фессиональной программы в режиме интерактивного общения с ком­пьютером; выполнять задания тренинга; тестировать сформированные навыки в конкретном виде спорта. С помощью этого технического средства можно проверять качество изучения материалов модульного рабочего учебника, например, по гимнастике или единоборствам, фор­мировать логического мышление и навыки работы с информацией, раз­вивать память и внимание.

Компьютерное средство обучения «логическая схема» необходима для организации деятельности студента по овладению материалами модуля путем структурированной информации, выявлению взаимо­связей изучаемого материала с последующей автоматизированной проверкой качества выполненного задания (например, запись упраж­нения на гимнастических кольцах).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.