КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Использование информационных технологий в физкультурно-спортивной деятельности
23-3149 354 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА________ Контроль качества оформления печатных учебных продуктов соблюдается на каждом этапе технологической цепочки. Специалисты осуществляют непосредственную сдачу в базу готовых печатных учебных продуктов после прохождения материалов через учебно-методический совет вуза. В физкультурно-спортивной деятельности некоторых учебных учреждений сложились и функционируют следующие технологические системы: информационно-спутниковая образовательная технология, корпоративная локальная сеть, индивидуальное планирование, автоматизированная технология тестирования, электронная идентификация студентов, повышение качества тестовых заданий и передачи данных учебного процесса, использование 1р-телефонов, автоматизированная проверка дипломов, цифровая библиотека, удаленный доступ и диагностика. В обучении физической культуре студентов педагог использует интерактивные оп-Ипе-тренинги, индивидуальное модульное планирование, методики дозирования знаний, оперативное лекционное тестирование, мониторинг качества усвоения знаний, коллективный тренинг, В подготовке студента практикуются онлайновые активные семинары, консультации, слайд-лекции, индивидуальный компьютерный тренинг, импритинговые учебные видеофильмы, исследовательский тренинг, профессиональный тренинг, имитационный тренинг, рабочие учебники, глоссарное обучение, алгоритмическое усвоение знаний, телеэссе, индивидуальный компьютерный практикум психологического тестирования личности. Занятия со студентами, находящимися в разных регионах страны, по теоретическим дисциплинам учебного плана в так называемой распределенной учебной среде, в режиме реального времени проводят преподаватели-предметники. С помощью спутниковой связи они организуют коллективные тренинги; проблемные лекции (с интерактивным включением вопросов студентов); вводные занятия по подготовке выпускных квалификационных работ и организации практики; тренинги — демонстрационные занятия по защите выпускных ква- ___________________ Глава 20. Обучение физической культуре и спорту... • 355 лификационных работ, их обсуждение и оценка; семинары-форумы по обсуждению научных проблем. С помощью этой системы проводятся интерактивные коллективные тренинги для усвоения дисциплин по модулям, играющим решающую роль в развитии профессиональных компетенций студента. Перечень дисциплин на предстоящее обучение составляется профессорско-преподавательским составом. Технологически тренинги проводятся в следующих режимах; педагог и ученики из одного региона; педагог и ученики из нескольких регионов. Интерактивные коллективные тренинги проходят в соответствии с расписанием, утвержденным руководством академического администрирования на установленный период. Расписание доводится до студентов до начала установленного периода обучения. Выписки из расписания на месяц педагогу выдаются не позднее чем за одну неделю до проведения первого занятия. 'В расписании интерактивных коллективных тренингов указываются «виртуальные группы», в состав которых входят студенты одного или нескольких регионов. Численность «виртуальной группы» на одно занятие составляет 15 человек. При проведении интерактивных коллективных тренингов используется следующее учебно-методическое обеспечение: план, сценарий, компьютерная информационная заставка — слайд, слайды-презентации. Для обсуждения проблемных тем учитываются вопросы студентов. При подготовке к занятию педагог подбирает материал в соответствии с планом проведения тренинга, сценарием, знакомится с разработанными по данному занятию слайдами-презентациями, подбирает для демонстрации схемы, графики, таблицы и иллюстрации, Все это поступает администратору программно-аппаратного комплекса для рассылки в регионы. Педагог объявляет тему тренинга, например менеджмент и маркетинг в физической культуре и спорте, а учебный менеджер региона вносит данные о педагоге в экзаменационную ведомость. Затем распределяются роли, студентов знакомят с критериями оценок. Коллективные тренинги проводятся в форме «вопросы-ответы», «дискуссия», «круглый стол», «ролевая игра», «деловая игра». При проведении тренинга используются следующие дидактические приемы: • понятность — четкие цели и ясные критерии оценок; • состязательность — деление группы на подгруппы и организация 23' 356 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА • справедливость — равные возможности в изложении свого мне • практичность — знания, умения и навыки, отрабатываемые • красочность — иллюстрирование с помощью таблиц и рисунков. являются следующие показатели: свободное владение спортивной терминологией и понятиями; знание конкретных физкультурно-спортивных фактов, хронологии проведения олимпийских игр; умение использовать приобретенные знания в разыгрываемой ситуации; четкое изложение мыслей; умение логически формулировать выводы. Во время тренинга педагог оценивает ответы, мнения, выступления студентов, проставляя баллы по каждому показателю по специальной разработанной шкале. Программное обеспечение в ведомости автоматически выставляет оценки студенту с электронной подписью. Информация записывается на электронные носители для контроля качества проведения тренинга и дальнейшего обмена опытом. Оформленная ведомость сдается в электронный архив. Цифровая библиотека позволяет пользоваться учебными продуктами и информацией по физической культуре и спорту для повышения знаний студентов в любой точке их местонахождения. Тренинг исследовательских навыков позволяет студенту самостоятельно работать с информацией и формировать логическое мышление, готовить реферат по заданной теме и уметь пользоваться литературными источниками, развивать навыки решения исследовательских задач. Тренинги проводятся с использованием следующих компьютерных средств обеспечения. Программа «К-тыотор» включает в себя следующие технические процедуры: занятие в клдссе индивидуального компьютерного тренинга под руководством педагога; использование комплекта инструкций для студента и педагога в эффективной работе с компьютерной программой. Рабочий учебник как учебный продукт предназначен для самостоятельного изучения учебной дисциплины, например истории физической культуры, а также при подготовке к семинарским и тестовым занятиям, экзаменам. Его структура включает в себя; дидактический план (список тем для изучения); список литературы, рекомендуемой для изучения, и перечень нормативно-правовых документов; разновидности профессиональных умений, приобретаемых в процессе изу- ___________________ Глава 20. Обучение физической культуре и спорту... • 357 чения; реферат — тематический обзор содержания изучаемой темы, сгруппированной по дидактическим единицам; задания для самостоятельной работы (логические схемы, базы знаний, специальные задания, выполнение которых отражает уровень сформированных умений и знаний в сфере физической культуры и спорта); тренинг профессиональных компетенций, представляющих собой, например, комплекс физических упражнений для формирования и закрепления профессиональных навыков в гимнастике; глоссарий — список основных физкультурно-спортивных терминов и понятий с определенными и иноязычными эквивалентами, фактов, персоналий и важнейших дат. Коллективный тренинг как аудиторное занятие по заранее разработанному и утвержденному сценарию направлен на взаимодействие студентов в образовательной среде. Тренинг проводится контактно с помощью телекоммуникаций или комбинированным методом. Для проведения занятий в форме коллективного тренинга специалистами разрабатываются сценарии: вопросы-ответы, дискуссия, «круглый стол», ролевая игра и деловая игра по теоретическим проблемам физической культуры и спорта. Вопросы-ответы — это простейший вид коллективного тренинга по нахождению правильных ответов на вопросы. Деловая игра является видом коллективного тренинга с сопровождением каждого решения алгоритмом физкультурно-спортивных, педагогических или организационных параметров. «Круглый стол» проводится в виде дискуссии, на которой обсуждаются диаметрально противоположные точки зрения и утверждения в обучении физкультурно-спортивным дисциплинам, организации и проведении соревнований, например, по экстремальным или техническим видам спорта, принципам и методам учебно-тренировочного процесса по видам спорта. Слайд-лекции как авторский труд преподавателя разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Этот учебный фильм в виде текстовых и графических слайдов сопровождается закадровым комментарием преподавателя. Студент может просмотреть слайд-лекцию с нужного для него места, расставить закладки, вернуться назад и повторить материал, затем найти другой тематический фрагмент, записать необходимую информацию. В лекцию вставляются тесты, ответы на которые фиксируются в компьютерной программе. Если студент не ответил на вопрос теста, программа автоматически возврашает его к отрезку материала, с которым он не справился. Цель слайд-лекции — достижение полного Глава 20. Обучение физической культуре и спорту.
усвоения материала в учебном темпе при необходимой длительности. Продолжительность слайд-лекции соответствует «стандартному» занятию (45 или 90 мин). Автоматизированная система гр-хелпинг предназначена для взаимодействия студента с педагогом и администрацией на сайте учебного учреждения. Перед тем как задать вопрос, студент знакомится с базой данных, в которой хранятся вопросы и ответы. Используя систему поиска вуза, студент может найти ответ на сходный вопрос. Он изучает вопросы по выбранной учебной дисциплине, ведет поиск по ключевым словам или по номеру вопроса. Компьютерная программа «алгоритм электронного тестирования» как устройство ввода-вывода информации предназначена для администрирования процесса тестирования студентов. Она обеспечивает двухстороннюю передачу данных между прибором тестирования и компьютером, где тест загружается автоматически. С помощью этого прибора можно управлять режимом работы и выбора ответов на вопросы. Программа автоматически выставит студенту оценку и занесет ее в информационную систему, в его личное досье. Каждую оценку система подписывает своей электронной подписью. Несанкционированное изменение данных исключено. Компьютерная программа «телеэссе» включает в себя техническое оснащение кабины: наушники, цифровую телекамеру, устройство воспроизведения (компьютер или монитор). Программа позволяет приостановить запись, просмотреть запись и изображение. Определение критериев оценки телеэссе позволяет выявить: полноту и правильность раскрытия темы, соответствие ее названию; логичное и последовательное изложение темы; связь и убежденность изложения; умение укладываться в отведенное время для доклада время; использовать специально подготовленные к докладу иллюстрации; уверенность и спокойствие выступающего; грамотность речи, отсутствие в докладе лишних слов; выразительность речи, дикция, жестикуляция; ошибки, оговорки во время выступления; общая манера поведения выступающего; собственное отношение к излагаемой проблеме. По каждому критерию выставляются баллы, затем они суммируются. Телеэссе — это учебная работа в виде устного доклада на заданную тему, записывается студентом видеокамерой на различные носители информации. Оно предназначено для обучения будущих специалистов умению правильно и свободно держать себя перед аудиторией, видео-, телекамерами, грамотно и четко излагать материалы, свобод- но владеть речью, четко укладываться в отведенное время и правильно распределять его. Тренинг с профессиональным программным обеспечением — это занятие для усвоения студентами знаний, направленное на подготовку и оформление квалификационной работы. С помощью компьютерного средства обучения — профтьютор — студенты могут готовить положение о спортивно-массовой работе и план-календарь физкультурно-спортивных мероприятиях в вузе; проектировать физкультурно-оздоровительные и туристские программы, собирать справочные сведения о научных исследованиях в физической культуре и спорте. Имитационный профтьютор позволяет изучать возможности профессиональной программы в режиме интерактивного общения с компьютером; выполнять задания тренинга; тестировать сформированные навыки в конкретном виде спорта. С помощью этого технического средства можно проверять качество изучения материалов модульного рабочего учебника, например, по гимнастике или единоборствам, формировать логического мышление и навыки работы с информацией, развивать память и внимание. Компьютерное средство обучения «логическая схема» необходима для организации деятельности студента по овладению материалами модуля путем структурированной информации, выявлению взаимосвязей изучаемого материала с последующей автоматизированной проверкой качества выполненного задания (например, запись упражнения на гимнастических кольцах).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |