КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методики проведения экскурсий
В местах транзита и временного пребывания экскурсанты должны соблюдать требования законодательства и правила, проявлять понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения, воздерживаться от торговли, провоза или употребления наркотиков, других запрещенных препаратов. Во время путешествия экскурсанты должны иметь возможность для своего блага пользоваться освобождением от административного и финансового контроля; благоприятными условиями на транспорте и в местах временного пребывания. Они должны пользоваться объективной, точной и исчерпывающей информацией об условиях проживания, безопасности, общественной гигиене, мерах по предупреждению инфекционных заболеваний и несчастных случаев, свободным доступом к службам здравоохранения. Надо иметь доступ к быстрой и эффективной общественной связи внутри страны и с внешним миром, административным и юридическим процедурам и гарантиям, необходимым для защиты прав, возможности исповедования своей религии и к соответствующим условиям для этой цели, Экскурсионные методики. Для достижения целей и решения задач специалисты используют совокупность методик и методических приемов. Например, общие методики охватывают способы обучения и требования, которые служат основой проведения экскурсий, частные методики связаны с конкретной экскурсией. Профессиональное мастерство экскурсовода зависит от умелого применения им методик, от того, как он воздействует на туристов с учетом их особенностей, запросов и интересов. Методика проведения экскурсии состоит из методики показа и рассказа. В методике показа используются «Портфель экскурсовода» и технические средства. Наблюдение объектов требует логической последовательности на маршруте, использования пауз в сообщениях о них, нейтрализации уличного шума и посторонних разговоров. На практике используются варианты показа и рассказа, которые зависят от темы, объектов на 22-3149 338 * ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА маршруте, состава экскурсантов: показ и рассказ — экскурсанты наблюдают объекты; рассказ — экскурсовод излагает материал; показ — экскурсанты изучают объекты под руководством экскурсовода; экскурсанты самостоятельно усваивают полученные знания. Чтобы сохранить внимание экскурсантов, им предлагается прослушивание звукозаписи, показ слайдов из «Портфеля экскурсовода». В целях повышения внимания туристов экскурсовод может предложить, например, выявить интересные детали в памятнике, переключить внимание на другой объект. Задача рассказа — подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть длительной. Форма и структура рассказа зависит от значимости и места расположения объекта. Надо добиться того, чтобы экскурсант познакомился с объектами, правильно их воспринял, дал объективную им оценку Надо воздействовать на эмоции участников, вызывая у них радость, восхищение, гордость или возмущение. Технология подготовки новой экскурсии. В России на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, в музеях страны хранится около 40 млн экспонатов. Цель экскурсии — показать экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты; задачи — раскрыть тему экскурсии. В зависимости от сложности темы новую экскурсию готовят специалисты совместно с представителями музеев и педагогов. Отбираются и изучаются материалы, составляется маршрут, подготавливается контрольный текст, определяются методические приемы показа и рассказа. Затем осуществляется прием (защита) экскурсии на маршруте, ее утверждение и аккредитация экскурсовода. Экскурсия включает в себя: вступлен ие — ознакомление экскурсан -тов с темой и маршрутом, началом и окончанием экскурсии, санитарными остановками, с правилами безопасности и поведения на маршруте; основную часть — ознакомление с экскурсионными объектами, показ и рассказ; заключение — подведение итогов. В качестве объектов могут быть: памятные места, произведения архитектуры и градостроительства, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), природные объекты, экспозиции музеев, картинных галерей и выставок, памятники археологии и искусства. Экскурсионные объекты могут быть одноплановыми (живопись, растение, дом) и многоплановыми (архитектурный ансамбль, площадь города), например, памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве. Глава 19. Методики проведения экскурсий, технических и экстремальных... • 339 Для оценки объектов экскурсии используют следующие критерии: • познавательная ценность — связь объекта с конкретным истори • известность, популярность объекта среди населения; • необычность (экзотичность) — неповторимость памятника исто • выразительность — взаимодействие с окружающей средой; • сохранность объекта — подготовленность к показу; • местонахождение — удобство подъезда, пригодность дороги для • временное ограничение показа объекта — время суток, сезон по После отбора составляется карточка или паспорт экскурсионных объектов: наименование, историческое событие, местонахождение, описание, источник сведений, сохранность и охрана, дата составления, фамилия и должность автора. Карточки ускоряют разработку новых экскурсионных тем, позволяют разнообразить использование памятников в экскурсиях, делают показ объектов активным. Составление маршрута, объезд (обход) экскурсии. Задача маршрута — раскрытие темы. На практике сложились следующие варианты построения маршрутов: • хронологический — экскурсии посвящаются жизни и деятельно • тематический — раскрывается, например, тема «Литературное • тематико-хронологический — при изложении материала по хро При разработке автобусного маршрута руководствуются Правилами дорожного движения, Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки пассажиров, другими нормативными актами. Маршрут строится по принципу последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований: не допускать повторных проездов по маршруту; доступность объекта; перемещение между объектами — до 15 мин наличие санитарных мест и парковки. Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта. Подготовка контрольного текста маршрута экскурсии и комплектование «Портфеля экскурсовода». Требования к тексту экскурсии: краткость, четкость формулировок, фактический материал по теме, 22- 340 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА литературный язык. Контрольный текст — основа проведения | экскурсии. «Портфель экскурсовода» — это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. В нем находятся копии документов, рукописей, литературных произведений, фотографии, географические карты и схемы, чертежи и рисунки, образцы продукции. Перечень материалов в «Портфеле экскур- | совода» по темам постоянно уточняется. Методические приемы проведения экскурсии. Выбор методического | приема проведения экскурсии определяется задачами, информационной насыщенностью объекта и зависит от возраста экскурсантов, времени и технологии проведения экскурсии, особенностей показа, | профессиональных качеств экскурсовода. 1 В ходе экскурсии водитель автобуса пользуется методической разработкой (например Организационными указаниями), в которой указывается место автобуса у объекта, скорость движения для наблюдения объекта из окна, соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне. Основа рассказа экскурсовода — индивидуальный текст, определяющий последовательность и полноту изложения. Не допускается упоминание фактов без дат, ссылок на источники. Контрольный и индивидуальный тексты по своему содержанию совпадают по форме и содержанию, в оценках исторических событий и фактов, в выводах.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |