КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные основы сотрудничества учащихся и учителя физического воспитания
• Коллектив учащихся играет определенную роль в развитии личности. В общении со сверстниками на уроках физической культуры, тренировках, соревнованиях, спортивных праздников, туристских походах формируется социальный опыт. Однако положительные тенденции в коллективе должен планировать и направлять учитель. Он на основе общепринятых правил и особенностей, сложившихся в учебном учреждении, должен корректировать нормы взаимоотношений между воспитанниками. В малых коллективах существует уклад неформальных отношений, игнорировать которые нельзя, потому что юноша или девушка желают быть принятыми коллективом, иметь свою позицию, чтобы совместно учиться и выполнять те или иные общественные поручения. Надо направлять усилия на то, чтобы молодые люди были раскрепощены, не было противопоставления учителю и руководству, а формировались бы такие социально ценные качества, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и справедливость. Глава 18. Сотрудничество учителя физического воспитания с коллегами... • 325 Для того, чтобы учащиеся в своем коллективе проявляли активность, чтобы упражнения стали средством самовыражения и самоутверждения, самоуважения, принятия или неприятия себя как личности, учителю надо прилагать усилия. Надо добиваться, чтобы каждый смог давать самооценку своим делам. Физическая культура как ценностная категория общества при умелом ее использовании учителем может способствовать формированию интеллектуально-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, общественно значимых умений и навыков. Коллективная деятельность учащихся, например, в ходе спортивных игр открывает возможности для реализации творческого потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность стимулируют содержательный обмен духовными ценностями, эстетическое отношение к действительности. Ученые выделяют следующие воспитательные функции коллектива: организационная — коллектив как субъект управления общественно-полезной деятельности; воспитательная — коллектив как носитель определенных нравственных убеждений; стимулирования — коллектив как стимул общественно полезных дел, регулятор взаимоотношений его членов. Опыт показывает, что в учебном учреждении должно быть не более 500 учащихся, его коллектив не оказывает влияния на личность в отдельности. В первичном коллективе учащиеся находятся в постоянном межличностном взаимодействии. Первичными коллективами могут быть; • учебная группа (учебный класс) с основной задачей -— обучение • кружки, спортивные секции (команды), клубы с основной за • самодеятельные формы игровой или другой деятельности по ме При этом первичные коллективы могут быть разделены по возрастному принципу. Деятельность таких коллективов регулируется и координируется руководством учебного учреждения, учительским советом, классным руководителем, спортивным комитетом, спортивным активом. В са- 326 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯМ СПОРТА Глава 18. Сотрудничество учителя физического воспитания с коллегами... • 327
мом коллективе руководство возлагается на старосту, общественного тренера, капитана спортивной команды, судью по спорту. Основные вопросы коллектива решаются на общем собрании учащихся. Возможно, что наиболее важные вопросы решают советы учащихся и штабы, члены которых избираются на обших собраниях, они уполномочены в планировании мероприятий, распределении поручений, в проверке исполнения, других управляющих функций. Опыт показывает, что воспитательная работа с активом состоит из; разъяснения прав и обязанностей, установления задач коллективу; оказания помощи в разработке стратегической деятельности; обмена опытом, контроля над исполнением поручений. Каждый первичный коллектив в своем функционировании проходит несколько этапов: объединение учащихся, принявших решение получить общее среднее профессиональное образование; постепенная адаптация друг к другу, к требованиям учителя, и формирование относительно однородного и стабильного состава; создание группировок, определение лидеров, сплочение и создание актива. Актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия учитель вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Постепенно в коллективе складывается свой микроклимат. Коллектив целенаправленно воздействует на воспитание личности, где формируется органическое единство личной и коллективной об- | щественно полезной деятельности. Коллективизм как солидарность личности с другими членами коллектива осознает себя частью его, готов к действиям в пользу группы :| и общества. Воспитание коллективизма достигается за счет средств и методов физической культуры, хорошей организации сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместного участия в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Это возможно и при постановке перед учащимися посильных целей и задач, их осуществлении. В качестве значимых средств формирования коллектива выступают учебная работа, все формы физической культуры, другие виды деятельности, организуемые в учебном учреждении. Деятельность учащихся I строится с соблюдением требований в рамках права, здорового обще- -| ственного мнения, создания и умножения положительных традиций. Педагогическое требование как фактор становления коллектива помогает соблюдению общественного порядка и дисциплины в учеб- | ном учреждении, вносит организованность в деятельность учащихся, способствует решению противоречий, стимулирует развитие юношей и девушек. Надо, чтобы справедливые требования учителя имели поддержку коллег. Общественное мнение как совокупность обобщенных оценок формируется в среде учителей, учащихся, в учебном учреждении в целом. Оно формируется на основе практической деятельности, например: в четкой организации учебного процесса, в преподавании учебных дисциплин высокопрофессиональными учителями, выпускниками учебного учреждения, качественным проведением тренировок в спортивных секциях и соревнований, успешным выступлением спортсменов на вышестоящих соревнованиях и завоеванием призовых мест. Значительным условием развития коллектива является организация самоуправления. Например, такой структурой является студенческий центр самоуправления, члены которого решают организационные вопросы большого количества мероприятий. Высший орган самоуправления — собрание учащихся учебного учреждения, который функционирует и принимает решения в рамках соответствующих полномочий. В постановлении собрания руководству даются советы и рекомендации в решении актуальных проблем. В определенные периоды функционирования в органе самоуправления происходит сменяемость членов на условиях выборности, отчетности о проделанной работе.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |