Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностное общение учителя и обучаемого




Основная форма общения между учителем и обучаемым — учебные занятия, тренировки в спортивных секциях, соревнования, где они | обмениваются информацией. При этом у юношей и девушек форми­руется самосознание, выявляются достоинства и недостатки. Общение | как форма психологической взаимосвязи учителя и обучаемого осу­ществляется в процессе совместной деятельности. Членораздельная речь — основное средство общения, которое называют вербальным. Учитель и обучаемый могут общаться между собой при помощи жестов, мимики и движений тела. Такое общение называют невербальным.

Функции общения учителя и обучаемого можно условно диффе­ренцировать на социальные и психологические.

Социальные функции общения представляют собой управление и контроль. Например, учитель на занятиях отдает ученикам словес­ные команды, контролируя правильность их выполнения. Обучаемые воспринимают задания и выполняют их. Учитель дает оценку их дей-


ствиям: хвалит за хорошее выполнение или делает замечание. Когда ученики участвуют в соревнованиях, то оценку они получают от зри­телей (овации, если показан хороший результат, или общий вздох до­сады, если произошел срыв) или от судьи по спорту.

Психологические функции общения разнообразны. Одни из них — удовлетворение от контактов и самоактуализация личности. Эмоцио­нальное удовлетворение от контактов играет большую роль в жизни обучаемых, в формировании отношения друг к другу, учебе, соревно­ваниям, коллективу, учителю и самим себе. Все это способствует сня­тию напряжения, лучшему взаимопониманию, поддержанию чувства собственного достоинства.

Самоактуализация личности выражается в том, что обучаемый стремится действовать вместе с другими, добиваясь цели совместно с коллективом единомышленников, с товарищами по спортивной ко­манде. Общение с авторитетными и влиятельными партнерами усили­вает самоактуализацию личности.

Средства общения между учителем и обучаемым — слова, систе­ма слов и выражений. Физкультурно-спортивная деятельность име­ет как бы собственный язык общения: спортивные жаргонные сло­ва, выкрики, жесты и мимика. Язык общения в физической культуре и спорте должен быть общепринятым, чтобы его могли понимать: учитель — обучаемый, обучаемый — обучаемый, т.е. партнеры. Важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны. Иногда тон зна­чит больше, чем содержание. При обшении особую роль играют гром­кость произношения слов, звонкость голоса.

Между учителем и обучаемым происходит прямое (непосредствен­ное) общение и косвенное (опосредованное) общение. Живое не­посредственное общение — основа психологической связи учителя и ученика. Неформальное общение в процессе обучения происходит по принципу симпатии. Учителю не следует забывать, что необходимо сочетать дружеское общение и деловое сотрудничество.

На занятиях между учителем и учеником должно быть формальное (ро­левое) общение. Оно является официальным и требует исполнения опре­деленных правил и ритуалов. В отношениях с обучаемыми учитель имеет соответствующие роль, права и обязанности согласно законодательству Российской Федерации. Общение может приобретать и дружескую фор­му, однако оно не будут убедительным, как формальное общение.

При дружеском общении происходит взаимная оценка и взаимов­лияние с учетом интересов и возможностей, а также уровня культуры. Факторы взаимовлияния — убеждение, внушение и личный пример.


314 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Убеждение — это процесс психического воздействия с помощ] логического обоснования, словесных сообщений, приведения доказав тельств своей правоты.

Внушение рассчитано на некритическое восприятие, на веру в пра-*| вильность сообщения.

Личный пример — это влияние, которое достигается путем обращен] ния внимания на себя, демонстрации эталона поведения.

Учителю надо учитывать такую проблему, как неформальное ли­дерство. Здесь могут быть группировки, влияющие на общее мнение| в коллективе, подчас в негативном плане. Учебные группы состоят^ из молодых людей с небольшим жизненным опытом и поэтому легко! поддаются отрицательному воздействию.

Таким образом, учитель физического воспитания — это личность? с большими возможностями и обязанностями. Он способен воздей^ ствовать на коллектив в целом и на каждого в отдельности; влиять моральный климат, прививать знания, умения и навыки в объеме про-?! граммы обучения, воспитывать у юношей и девушек высокие нрав­ственные качества.

Контрольные задания

1. Назовите приемы выполнения упражнений в беге на лыжах. 2.. Обозначьте трудности, с какими сталкивается учитель на прак­тических занятиях по физической культуре и спорту.

3. Дайте характеристику организаторскому компоненту учебного
занятия или спортивного мероприятия:

4. Назовите способы, с помощью которых можно избежать педаго­
гических ошибок на учебно-тренировочных занятиях.

5. Определите значение психологических функций в общении
учителя физического воспитания и учащихся.


 

ГЛАВА



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.