КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межличностное общение учителя и обучаемого
Основная форма общения между учителем и обучаемым — учебные занятия, тренировки в спортивных секциях, соревнования, где они | обмениваются информацией. При этом у юношей и девушек формируется самосознание, выявляются достоинства и недостатки. Общение | как форма психологической взаимосвязи учителя и обучаемого осуществляется в процессе совместной деятельности. Членораздельная речь — основное средство общения, которое называют вербальным. Учитель и обучаемый могут общаться между собой при помощи жестов, мимики и движений тела. Такое общение называют невербальным. Функции общения учителя и обучаемого можно условно дифференцировать на социальные и психологические. Социальные функции общения представляют собой управление и контроль. Например, учитель на занятиях отдает ученикам словесные команды, контролируя правильность их выполнения. Обучаемые воспринимают задания и выполняют их. Учитель дает оценку их дей- ствиям: хвалит за хорошее выполнение или делает замечание. Когда ученики участвуют в соревнованиях, то оценку они получают от зрителей (овации, если показан хороший результат, или общий вздох досады, если произошел срыв) или от судьи по спорту. Психологические функции общения разнообразны. Одни из них — удовлетворение от контактов и самоактуализация личности. Эмоциональное удовлетворение от контактов играет большую роль в жизни обучаемых, в формировании отношения друг к другу, учебе, соревнованиям, коллективу, учителю и самим себе. Все это способствует снятию напряжения, лучшему взаимопониманию, поддержанию чувства собственного достоинства. Самоактуализация личности выражается в том, что обучаемый стремится действовать вместе с другими, добиваясь цели совместно с коллективом единомышленников, с товарищами по спортивной команде. Общение с авторитетными и влиятельными партнерами усиливает самоактуализацию личности. Средства общения между учителем и обучаемым — слова, система слов и выражений. Физкультурно-спортивная деятельность имеет как бы собственный язык общения: спортивные жаргонные слова, выкрики, жесты и мимика. Язык общения в физической культуре и спорте должен быть общепринятым, чтобы его могли понимать: учитель — обучаемый, обучаемый — обучаемый, т.е. партнеры. Важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны. Иногда тон значит больше, чем содержание. При обшении особую роль играют громкость произношения слов, звонкость голоса. Между учителем и обучаемым происходит прямое (непосредственное) общение и косвенное (опосредованное) общение. Живое непосредственное общение — основа психологической связи учителя и ученика. Неформальное общение в процессе обучения происходит по принципу симпатии. Учителю не следует забывать, что необходимо сочетать дружеское общение и деловое сотрудничество. На занятиях между учителем и учеником должно быть формальное (ролевое) общение. Оно является официальным и требует исполнения определенных правил и ритуалов. В отношениях с обучаемыми учитель имеет соответствующие роль, права и обязанности согласно законодательству Российской Федерации. Общение может приобретать и дружескую форму, однако оно не будут убедительным, как формальное общение. При дружеском общении происходит взаимная оценка и взаимовлияние с учетом интересов и возможностей, а также уровня культуры. Факторы взаимовлияния — убеждение, внушение и личный пример. 314 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Убеждение — это процесс психического воздействия с помощ] логического обоснования, словесных сообщений, приведения доказав тельств своей правоты. Внушение рассчитано на некритическое восприятие, на веру в пра-*| вильность сообщения. Личный пример — это влияние, которое достигается путем обращен] ния внимания на себя, демонстрации эталона поведения. Учителю надо учитывать такую проблему, как неформальное лидерство. Здесь могут быть группировки, влияющие на общее мнение| в коллективе, подчас в негативном плане. Учебные группы состоят^ из молодых людей с небольшим жизненным опытом и поэтому легко! поддаются отрицательному воздействию. Таким образом, учитель физического воспитания — это личность? с большими возможностями и обязанностями. Он способен воздей^ ствовать на коллектив в целом и на каждого в отдельности; влиять моральный климат, прививать знания, умения и навыки в объеме про-?! граммы обучения, воспитывать у юношей и девушек высокие нравственные качества. Контрольные задания 1. Назовите приемы выполнения упражнений в беге на лыжах. 2.. Обозначьте трудности, с какими сталкивается учитель на практических занятиях по физической культуре и спорту. 3. Дайте характеристику организаторскому компоненту учебного 4. Назовите способы, с помощью которых можно избежать педаго 5. Определите значение психологических функций в общении
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |