КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные составляющие профессионализма учителя
Профессионализм учителя физического воспитания определяется применением на практике теоретических знаний, чутким реагированием на изменения, происходящих в образовательной системе, творческим поиском в учебно-воспитательной и организаторской работе. На это влияет его педагогическое мастерство, педагогическая культура, культура воспитания и др. Педагогическое мастерство учителя — это синтез психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, эмоционально-волевых средств, которые во взаимосвязи с качествами личности позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи. Непосредственное воздействие на учащихся учитель осуществляет с помощью многих умений, которые составляют педагогическую технику. Она выражается в организации и проведении занятий, тренировок по видам спорта и соревнований. Методическое мастерство проявляется в умении применить на занятиях наиболее эффективные методы преподавания, сочетать учебный процесс с воспитательным. Учитель принимает участие в организации самостоятельной работы учащихся, помогает использовать технические средства обучения, вести учет и контроль. При овладении таким арсеналом методов и способов обучения у него появляется легкость в планировании и проведении занятий и спортивных мероприятий, уверенность в своих силах. 304 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 17, Творческая деятельность учителя физического воспитания • 305
Для повышения интереса учащихся к занятиям используется форма, как дискуссия. Здесь учитель дает ответы на острые вопрос! учит логично рассуждать, выстраивать аргументы, отстаивать свои га зицин в споре, терпеливо относиться к критике. Хорошо активизи] ют внимание специальные и деловые игры. При подведении итогов занятий необходимо всесторонне ан< зировать действия обучаемых. От тональности слов учителя завис! уровень их настроя на преодоление недостатков и трудностей, на п< вышение спортивных результатов. Чтобы установить хороший ко! с учащимися, уместно использовать такие средства, как юмор, и| ния, острота. Они могут выступать в качестве методических приеме^ обучения, придавая речи простоту, доходчивость, привлекая вниман! обучаемых. Однако самые совершенные методы и приемы обучения при их стом использовании теряют сначала привлекательность, а затем и фективность своего воздействия. Поэтому учителю надо постоянно и; ыскивать новые методики, применять творческий опыт своих коллег. Педагогическая культура учителя — это профессиональная специ| фическая категория, означающая определенную степень овладен] педагогическим опытом, совершенства учебно-воспитательной тельности, развития личности. Она предполагает такие личностные качества, как психолого-педагогическая эрудиция, интеллигентность! высокая нравственность. •Учитель всегда на виду у своей аудитории, для учащихся он служ] авторитетом, его поведение они часто принимают за образец. Поэто-1 му большое значение придается его педагогической культуре. Для того! чтобы воздействовать на умы и сердца юношей и девушек, ему нуж-1 но много работать над собой. Учитель предан своему делу, стремит-| ся передать свои знания обучаемым на высоком уровне, привить им; научное мировоззрение, воспитать любовь к своей профессии, ному заведению, Отечеству, государственным и национальным идеа*1 лам. При этом он проявляет доброжелательность, заинтересованность в каждом ученике. В основе педагогической культуры лежит общая человеческая культура, основными показателями которой являются: мировоззрение человека, уровень его образования, отношение к труду, общая воспитанность, круг интересов и запросов, нормы повседневного поведения. Учителю с высокой культурой присущи такие качества, как последовательность, вдумчивый анализ поведения и поступков, готовность мысленно поставить себя на место подопечного и оказать ему помощь, глубокая вера в каждого ученика. Формируя вокруг себя здоровый микроклимат, являясь центром притяжения для других людей, он может управлять запросами, чувствами и настроением каждого обучаемого в отдельности. Педагогическая культура учителя синтезирует элементы умственной и практической деятельности. В ней можно выделить мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую и физическую стороны. Понимание социальной значимости педагогического труда заставляет учителя работать над собой, повышать свой профессиональный уровень. Ведущими нравственными критериями педагогической культуры являются честность, принципиальность, любовь к людям, самоотдача, тактичность. Призвание учителя к работе с молодежью проявляется в отношении к учащемуся как к личности, в достойном выполнении своих профессиональных обязанностей. Если он честно относится к своему делу, то приносит пользу обществу, получая нравственное удовлетворение. Учитель выбирал свою профессию, руководствуясь высокими нравственными мотивами — любовью к своей профессии, пониманием ее значимости для общества, стремлением передать свои знания и опыт обучаемым. В основе его деятельности лежат гуманизм и любовь к людям. Труд учителя (тренера) всегда востребован, ему нельзя расслабляться и работать вполсилы. Тот из них, кто вкладывает в дело свою душу и сердце, отдает всего себя любимой работе, по праву считается талантливым человеком с высокой педагогической культурой. Культура воспитания и личностные качества учителя начинаются с высокой индивидуальной культуры, которая проявляется в его профессиональном мастерстве, знаниях, цельности и гармоничности личности, педагогическом такте, умении завоевать доверие учащихся, привлечь их на свою сторону. Чтобы воздействовать на личность, нужно быть искренне заинтересованным в судьбах молодежи, уважать чувство человеческого достоинства, проявлять наблюдательность, психологическую прозорливость, стараться понять душевное состояние своих учеников, раскрыть их индивидуальные особенности. Чтобы принимать оптимальные решения в каждой конкретной обстановке, каждое действие необходимо хорошо обдумывать. Нельзя раздражаться и проявлять нетерпимость, ибо это обычно ведет к нарушениям элементарных норм педагогического такта. 20-3149 306 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В педагогической практике меры воздействия нужно дозиро! нельзя допускать резких высказываний. Опытный учитель в ме$ сердится, в меру осуждает проступок, в меру поощряет. Поощре) или наказание должно стать важным событием в жизни учебной пы, чтобы оно запомнилось надолго. С точки зрения психологии педагогический такт — это проявлен! чувства меры, выбор наилучшей формы и содержания педагогическ) воздействий в процессе учебно-воспитательной деятельности, основан на выдержке и уравновешенности, внимательности и выс< кой требовательности, уважении кучащимся со стороны учителя. Педагогический такт учителя выражается в требователън* без грубости и мелочной придирчивости, влиянии на обучаемых форме убеждений и предупреждений. Необходимо уметь отдаватй распоряжения или выражать просьбы без упрашивания, но и без вый сокомерия; внимательно слушать собеседника, не показывая свое] превосходства; к его высказываниям, независимо от их правильное; и грамотности, подходить серьезно. Уравновешенность, самообладание и деловой тон общения без холодности и раздражительности спой, собствуют взаимопониманию. Надо быть внимательным и чутким, избегать фамильярности и панибратства, а в юморе — насмешек. В процессе обучения и воспитания возможны педагогические) Одним из проявлений культуры воспитания является культура речи. Роль речи учителя физической культуры имеет особую значимость, так как он часто действует в нестандартной обстановке (особенно в условиях соревнований) и попадает под влияние эмоций. Мышле-.ние и речь развиваются в тесном единстве. Различают две основные функции речи: коммуникативная и семантическая. Коммуникативная функция речи делится на информационную, выразительную и волеизъявление. Ими учитель пользуется в ходе общения с учащимися. Для того чтобы речь учителя была содержательной и понятной, пользуются краткими синтаксическими конструкциями, избегая злоупотреблений специальными терминами. Многословие, повторения, другие речевые дефекты снижают уровень учебного процесса. Выразительная речь учителя отличается эмоциональной насыщенностью, ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентирова- ______ Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания • 307 нием и интонацией, использованием метафор, сравнений, эпитетов и гипербол. Действенность речи учителя состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю обучаемых, их убеждения и поведение. Большое влияние оказывает выразительная речь, умелое использование интонации в приложении к верно найденным словам. Важно учитывать и психологическое воздействие слова на конкретную личность. Недопустимы грубые выражения, оскорбительные замечания и жаргонные термины. В физкультурно-спортивном процессе необходимо внимательно относиться к организационно-методическим особенностям обучения и воспитания девушек. Учебные дисциплины в физической культуре и спорте для девушек предусматривают подготовку учителя, атадеющего большим объемом двигательных навыков; физическими качествами, обеспечивающими успешное овладение профессией, сохранение и укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности; привычкой к систематическим и самостоятельным занятиям упражнениями. В ходе обучения физической культуре и спорту девушки постигают се значение для повышения работоспособности, развивают физические качества в процессе учебно-тренировочных занятий и самостоятельно. На практических учебных занятиях они осваивают программные упражнения и нормативы по физической культуре и спорту. На теоретических занятиях девушек знакомят с требованиями руководящих документов по организации и планированию физической культуры; основами исследовательской работы» подготовкой и написанием научных материалов; организацией и проведением учебно-тренировочных занятий и соревнований; порядком проверки и оценки их физической подготовленности. Желательно, чтобы девушки могли получить представление об организации спортивных встреч; о проведении спортивно-массовой работы, спортивных праздников и вечеров; спортивной и оздоровительной работе и организации туристских походов; воспитании нравственных качеств; об успехах спортсменов России на олимпийских играх и международных соревнованиях. За период обучения девушки получают опыт проведения всех видов учебных занятий по физической культуре, учебно-тренировочных занятий в одной из спортивных секций, а также соревнований по видам спорта. Это им необходимо для того, чтобы в последующем творчески использовать полученные знания, навыки и умения в процессе своей профессиональной деятельности. 308 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания * 309
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |