КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологический климат в учительском коллективе, 1.'; Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом, что означает — учите-: лк> в общении с коллегами комфортно, здесь он может проявить себя;!; в личностном и профессиональном отношении. Для характеристики! психологического климата важны эмоциональные оценки. К ним от-"3 носятся: благоприятная морально-психологическая атмосфера, дружелюбие, чувство долга и ответственности, взаимная требовательность, бодрость, защищенность. Это целостная система эмоционально^ психологического состояния коллектива, совместная деятельность. В учительском коллективе в процессе совместной работы могут | проявляться следующие функции; 1) консолидирующая — сплочение, объединение общих усилий, 2) стимулирующая — создание потенциала, жизненной энергии, 3) стабилизирующая — обеспечение устойчивости отношений, 4) регулирующая — проявляющаяся в этической оценке пове- | В коллективе большое значение имеют межличностные, нравственные, эмоциональные и правовые взаимоотношения. В эффективной деятельности коллектива надо учитывать следующее: наличие высокопрофессиональных учителей, имеющих ученые степени и звания; удовлетворенность общением и высокими результатами труда; дисциплинированность; авторитет руководителей и лидеров; жизнерадостное настроение коллег; сплоченность и организованность. Все эти признаки применимы к оценке учительского коллектива. Сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение друг к другу должны быть нормой взаимоотношений, чтобы каждый учитель испытывал радость от совместного труда. Равнодушие, формализм или давление вызывают эмоциональную подавленность, отчужденность, стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций. Опыт свидетельствует, что учитель испытывает потребность в общественном признании своей личности и труда. На ежемесячных заседаниях или совещаниях, в конце периода обучения руководитель обязан оценить труд учителя, членов спортивного актива, родителей, которые внесли лепту в учебно-воспитательный процесс. Положительные оценки стимулируют учителя, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Отношения в коллективе должны быть уважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными. Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интересов существенно ускоряют процесс взаимопонимания. В случае неудачи коллег одни учителя эмоционально переживают, другие — склонны к анализу и сопоставлению неудач со своими убеждениями и в зависимости от обстоятельств принимают их или игнорируют. Учитель, обладающий чувством долга, принципиальностью, ответственным отношением к делу, дисциплинированностью, общительностью, добротой, тактичностью и другими положительными качествами, оказывает сильное влияние на формирование позитивного климата в коллективе. И наоборот, эгоистичные, бестактные, непоследовательные в поведении отрицательно влияют на коллег. Климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера учителя. Познавательная активность, чувство нового и изобретательность стимулируют коллег к инновациям, к поиску новых технологий. Учитель с сильной волей способен повести за собой остальных, и успех коллективу обеспечен. 320 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 18. Сотрудничество учителя физического воспитания с коллегами... • 321
Учитель обязан уметь убеждать, используя факты, логику и аргумен- | ты, воздействовать на разум, на чувства своих собеседников, при этом надо находить пути правильного решения проблемы. Внушение в коллективе создает настроение, утверждает идеи, ценности педагогической культуры. Оно может быть прямым и косвенным, произвольным и непроизвольным. При прямом и произволь-1 ном внушении цели, содержание, способы деятельности принимают | безоговорочно. При косвенном и непроизвольном внушении те же цели и содержание принимаются опосредованно, через дополнительную информацию. Большое значение в создании психологического климата в коллективе имеет пример. Это может быть пример отношения к своему труду, к коллегам, коллективному мнению, самому себе. Пример всегда конкретен, дает образец деятельности и поведения, позволяет соотнести реальное и идеальное. Конфликты, с точки зрения психологии, постоянно присутствуют в малых группах, коим является учительский коллектив. Социально- Л психологический конфликт специалистами рассматривается как 1 обострение противоречий, возникающих в общении учителей. Они, I как правило, являются межличностными: здесь сталкиваются про- | тивоположные мнения учителей, преследующих несовместимые цели деятельности или по-разному понимающих способы и средства,| их достижения. Причины межличностных конфликтов связаны с нарушением творческо-производственных связей между учителем и руководством. Противоречиями могут быть: определение целей и задач учебно-воспитательного характера и их достижение, уровень профессиональной подготовки и компетенции, интересы и склонности. Конфликты возможны при нарушении установленных правил и норм профессиональной этики, они могут быть следствием некомпетентности учителя, непонимания целей деятельности, безразличия к своей работе. Бывает, что среди учителей конфликт возникает из-за личностной несо- | вместимости, неуживчивого характера, вспыльчивого темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость — основа непримиримых конфликтов. Каждый конфликт должен быть разрешен, но лучше его не допускать. Надо предупреждать возникновение конфликта, по возможности управлять им, если он уже возник. На этапе предупреждения конфликта важно выяснить, почему учитель поступает именно так. | Руководителю учительского коллектива нельзя оставаться безраз- личным к намечающемуся конфликту. Он может вывести участников конфликта на открытый контакт, на совместный анализ и обсуждение сложившейся ситуации. На этапе управления конфликтом руководитель проводит индивидуальные беседы, обеспечивает психологическую подготовку каждого участника конфликта к предстоящей встрече и общению. Если конфликт не удается остановить на начальном этапе, разрабатывается тактика и стратегия его разрешения. Это осуществляет руководство, при необходимости принимается коллективное решение. Оно может быть связано с тем, что конфликтующим членам коллектива создаются условия, чтобы они некоторое время не контактировали между собой или эти контакты были ограниченны. Конфликты могут быть устранены, например, за счет изменения расписания занятий для конфликтующих сторон. Сложнее устраняются конфликты личностной несовместимости. В таких случаях руководители могут признать факт существования той или иной точки зрения, другого подхода, влияния индивидуальных особенностей на учебно-воспитательный процесс.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |