Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологический климат в учительском коллективе




, 1.';

Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уро­вень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом, что означает — учите-: лк> в общении с коллегами комфортно, здесь он может проявить себя;!; в личностном и профессиональном отношении. Для характеристики! психологического климата важны эмоциональные оценки. К ним от-"3 носятся: благоприятная морально-психологическая атмосфера, друже­любие, чувство долга и ответственности, взаимная требовательность, бодрость, защищенность. Это целостная система эмоционально^ психологического состояния коллектива, совместная деятельность.

В учительском коллективе в процессе совместной работы могут | проявляться следующие функции;

1) консолидирующая — сплочение, объединение общих усилий,
направленных на решение учебно-воспитательных задач;

2) стимулирующая — создание потенциала, жизненной энергии,
которая реализуется в деятельности;

3) стабилизирующая — обеспечение устойчивости отношений,
создание предпосылок для адаптации новых учителей;

4) регулирующая — проявляющаяся в этической оценке пове- |
дения.


В коллективе большое значение имеют межличностные, нрав­ственные, эмоциональные и правовые взаимоотношения. В эффек­тивной деятельности коллектива надо учитывать следующее: наличие высокопрофессиональных учителей, имеющих ученые степени и зва­ния; удовлетворенность общением и высокими результатами труда; дисциплинированность; авторитет руководителей и лидеров; жизне­радостное настроение коллег; сплоченность и организованность. Все эти признаки применимы к оценке учительского коллектива.

Сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение друг к дру­гу должны быть нормой взаимоотношений, чтобы каждый учитель ис­пытывал радость от совместного труда. Равнодушие, формализм или давление вызывают эмоциональную подавленность, отчужденность, стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессио­нальной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций.

Опыт свидетельствует, что учитель испытывает потребность в об­щественном признании своей личности и труда. На ежемесячных за­седаниях или совещаниях, в конце периода обучения руководитель обязан оценить труд учителя, членов спортивного актива, родителей, которые внесли лепту в учебно-воспитательный процесс. Положи­тельные оценки стимулируют учителя, отрицательные — дают основа­ния для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Отношения в кол­лективе должны быть уважительными и принципиальными, требова­тельными и доброжелательными.

Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интере­сов существенно ускоряют процесс взаимопонимания. В случае неуда­чи коллег одни учителя эмоционально переживают, другие — склонны к анализу и сопоставлению неудач со своими убеждениями и в зависи­мости от обстоятельств принимают их или игнорируют.

Учитель, обладающий чувством долга, принципиальностью, от­ветственным отношением к делу, дисциплинированностью, общи­тельностью, добротой, тактичностью и другими положительными ка­чествами, оказывает сильное влияние на формирование позитивного климата в коллективе. И наоборот, эгоистичные, бестактные, непосле­довательные в поведении отрицательно влияют на коллег.

Климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера учителя. Познавательная активность, чувство нового и изобретательность стимулируют коллег к инновациям, к поиску новых технологий. Учитель с сильной волей способен повести за собой остальных, и успех коллективу обеспечен.


320 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 18. Сотрудничество учителя физического воспитания с коллегами... • 321


 


 


Учитель обязан уметь убеждать, используя факты, логику и аргумен- | ты, воздействовать на разум, на чувства своих собеседников, при этом надо находить пути правильного решения проблемы.

Внушение в коллективе создает настроение, утверждает идеи, цен­ности педагогической культуры. Оно может быть прямым и косвен­ным, произвольным и непроизвольным. При прямом и произволь-1 ном внушении цели, содержание, способы деятельности принимают | безоговорочно. При косвенном и непроизвольном внушении те же цели и содержание принимаются опосредованно, через дополнитель­ную информацию. Большое значение в создании психологического климата в коллективе имеет пример. Это может быть пример отноше­ния к своему труду, к коллегам, коллективному мнению, самому себе. Пример всегда конкретен, дает образец деятельности и поведения, по­зволяет соотнести реальное и идеальное.

Конфликты, с точки зрения психологии, постоянно присутствуют в малых группах, коим является учительский коллектив. Социально- Л психологический конфликт специалистами рассматривается как 1 обострение противоречий, возникающих в общении учителей. Они, I как правило, являются межличностными: здесь сталкиваются про- | тивоположные мнения учителей, преследующих несовместимые цели деятельности или по-разному понимающих способы и средства,| их достижения.

Причины межличностных конфликтов связаны с нарушением творческо-производственных связей между учителем и руководством. Противоречиями могут быть: определение целей и задач учебно-воспитательного характера и их достижение, уровень профессиональ­ной подготовки и компетенции, интересы и склонности. Конфликты возможны при нарушении установленных правил и норм профессио­нальной этики, они могут быть следствием некомпетентности учителя, непонимания целей деятельности, безразличия к своей работе. Быва­ет, что среди учителей конфликт возникает из-за личностной несо- | вместимости, неуживчивого характера, вспыльчивого темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость — основа непримиримых конфликтов.

Каждый конфликт должен быть разрешен, но лучше его не допу­скать. Надо предупреждать возникновение конфликта, по возмож­ности управлять им, если он уже возник. На этапе предупреждения конфликта важно выяснить, почему учитель поступает именно так. | Руководителю учительского коллектива нельзя оставаться безраз-


личным к намечающемуся конфликту. Он может вывести участников конфликта на открытый контакт, на совместный анализ и обсуждение сложившейся ситуации. На этапе управления конфликтом руководи­тель проводит индивидуальные беседы, обеспечивает психологиче­скую подготовку каждого участника конфликта к предстоящей встрече и общению.

Если конфликт не удается остановить на начальном этапе, разра­батывается тактика и стратегия его разрешения. Это осуществляет ру­ководство, при необходимости принимается коллективное решение. Оно может быть связано с тем, что конфликтующим членам коллекти­ва создаются условия, чтобы они некоторое время не контактировали между собой или эти контакты были ограниченны.

Конфликты могут быть устранены, например, за счет изменения расписания занятий для конфликтующих сторон. Сложнее устраня­ются конфликты личностной несовместимости. В таких случаях ру­ководители могут признать факт существования той или иной точ­ки зрения, другого подхода, влияния индивидуальных особенностей на учебно-воспитательный процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.