КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учет психических особенностей личности в процессе обучения и воспитания
В педагогической деятельности по физической культуре выделяют! группы психических явлений: психические процессы, психически* свойства личности и психические состояния, которые между собой'] взаимосвязаны. Психические процессы — это разные формы субъективного отра-!] жения объективной действительности. С их помощью осуществляется! познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение! и профессиональная деятельность. К основным видам психический] процессов относятся: ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции) и воля. Это познава-| тельные, эмоциональные и волевые психические процессы. Психические свойства личности — это индивидуальные психологические особенности, которые отличают людей друг от друга: темперамент, характер, способности, потребности и мотивы. Психические состояния — характеризуют временную динамику! психической деятельности: утомление, эмоциональное напряжение (стресс), монотония. Учителю физического воспитания, тренеру спортивной команды необходимо хорошее знание психических свойств личности, особен-1 ностей психических состояний обучаемых, психических процессор $ в коллективах, владение методами руководства и управления ими. ' Не зная психологических особенностей своих обучаемых, учитель иногда допускает ошибки, которые приводят к негативным последствиям. Так, желая сформировать у них уверенность и смелость, | непроизвольно можно способствовать проявлениям беспечности, небрежности и зазнайства; воспитывая у членов сборных команд на-1 стрйчивость и упорство, можно создать условия для развития у них упрямства и недисциплинированности. Грамотное использование • психологии позволит учителю избежать ошибок, повысить эффектов- | ность учебно-воспитательной работы с учащимися. В ходе занятий учитель часто встречается с различными трудностями: невыполнением упражнений так, как этого требует программа; негативным отношением к упражнениям; травмами или болезнями, недисциплинированностью. Это его раздражает, мешает нормальному протеканию учебного процесса. Иногда учителю не хватает профессионального мастерства и психологических знаний. Чтобы всегда быть на уровне решаемых задач и избежать ошибок, ему необходимо:
• систематически обновлять знания по обшей психологии, педаго • в ходе семинаров овладевать основными психодиагностическими • обмениваться опытом с коллегами по взаимоотношениям в кол Для характеристики человека в психологии используются такие понятия, как индивид и личность. Индивид — это биосоциальное определение человека как представителя вида Нота 8ар1еп$ (принадлежащего к человеческому роду). Индивидом можно называть любого человека. Личность — это категория социальная и характеризует человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. Понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, понятие «личность» — на связь человека и общества, которая зависит от социальных условий (экономических, политических, культурных и др.). Личность является постоянным объектом изучения многих наук. Не менее актуально рассмотрение личности как объекта физической культуры и спорта. В психологии физического воспитания личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики. У учителя возникают вопросы: как выяснить желания и побуждения ученика, что им движет, к чему он стремится, что его привлекает в учебе, спорте, физической культуре, т.е. уясняется мотивация деятельности. Учителю надо знать о возможностях обучаемого, его способностях. Чтобы предугадать поведение обучаемых на занятиях, учитель выясняет, как они подготовлены к нагрузкам физически и морально, какие мотивы и установки закрепились у них в качестве стержневых особенностей личности. Мотивация, способности и особенности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. На практике преподаватель сталкивается с многообразием свойств личности обучаемых, определяющих их поведение. Он может быть ответственным или безответственным, доверчивым или подозрительным, общительным или замкнутым, отзывчивым или эгоистом, добрым или злобным. Встречаются динамические личности, отличающиеся живостью, вспыльчивостью, страстностью или импульсивностью. И наоборот, преобладающими качествами могут быть медлительность, флегматичность и тревожность. 310 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Каждая личность характеризуется своеобразием проявления у! сообразительностью, любознательностью, находчивостью, оригин< ностью, наблюдательностью, дальновидностью или тупостью. Зада* учителя — сформировать заданные и усовершенствовать имеющиео ценные качества на занятиях по физической культуре; смелость, шительность, собранность, настойчивость и обязательность. В психологическом анализе учитель опирается на знание классш кации свойств личности, которые определяют разнообразие личностей ных проявлений: 1) природные свойства личности, определяющие динамику пси* 2) нравственные свойства личности — честность, правдивость, 3) черты личности, которые проявляются в общении, — доброта, 4) черты личности, присущие самому обучаемому, — требователь 5) отношение к вещам, продуктам общественной деятельности 6) свойства личности или характера, проявляющиеся в отношении Каждый учащийся обладает комплексом черт характера, подчас противоречивых, которые определяют тип личности. Для адекватного восприятия личности обучаемого необходим постоянный контакт и многосторонний анализ. Поведение личности определяется совокупностью устойчивых свойств психики — сангвиническим, холерическим, флегматическим и меланхолическим темпераментом. Поведение учащихся определяется типом темперамента, другими особенностями личности. Учителю надо изучать типы темперамента у своих подопечных, не противопоставлять их друг другу. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Зная типы темперамента, опытный учитель может умело направлять работу на преодоление отрицательных черт характера или развитие положительных. Различные формы поведения обучаемого во время занятий протекают на фоне некоторой совокупности состояний, которые определя- ______ Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания • 311 ют готовность его к эффективному выполнению заданий. Психическое состояние учащихся может иметь положительное и отрицательное влияние на поведение и успехи в учебе. В учебно-тренировочном процессе проявляются такие состояния, как утомление, монотония и психическая напряженность. Утомление — один из сильных факторов, влияющих на эффективность учебной и спортивной деятельности учащихся. Оно выражается в ухудшении работоспособности под влиянием длительных учебных нагрузок и свидетельствует об истощении внутренних резервов организма. При утомлении увеличивается частота сердечных сокращений, но сила их ослабевает. Мышцы недостаточно снабжаются кислородом, поэтому движения выполняются с большим усилием. Одновременно нарушается устойчивость вегетативных реакций, что приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений, дискоордина-ции в работе регуляторных механизмов. Замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений, пояачя-ются расстройство внимания, ослабление воли, сонливость, снижение мотивации к учебе. Скорость развития утомления и степень его выраженности зависят от объективных и субъективных факторов, среди которых наиболее важные — возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивация к учебе, уровень развития волевых качеств. Монотония как психическое состояние является результатом однообразия каких-либо действий (несложные стереотипные упражнения, бедность внешней информации). Монотония способствует развитию утомления. Степень ее влияния на учащихся зависит от индивидуальных психологических особенностей. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности способны в значительной степени компенсировать ее развитие. Монотония проявляется у малоподвижных учащихся. Девушки более терпеливы к монотонной работе, чем юноши. Для компенсации негативных явлений монотонии учитель на занятиях меняет характер и ритм упражнений, отмечает успехи занимающихся. Можно использовать посторонние раздражители (музыкальное сопровождение, рассказы об интересных фактах из жизни известных спортсменов), сменить обстановку учебно-тренировочного процесса (переход из зала на свежий воздух). Эти приемы способствуют снятию монотонии и утомления, повышают эффективность учебных занятий и тренировок. 312 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания • 313
Психическая напряженность проявляется в сложных условиях лея* тельности и может быть умеренной или повышенной. Умеренная п хическая напряженность соответствует комфортным условиям учеб! в оптимальном режиме, что означает длительное сохранение работой способности, отсутствие ошибок и аномалий. Она выражается в по* вышенной активности, хорошем самочувствии, наличии мотивации! к достижению высоких результатов. Повышенная психическая напряженность возникает в экстремаль^! ных ситуациях, когда учащиеся проявляют возбужденность, скован**! ность или импульсивность. Чувство повышенной ответственности <1 вырабатывает полную или частичную заторможенность в действиях, Для состояния «трусливости» характерны апатия, пассивность, невме-^ шательство в ход события, может выражаться страх. Прогрессивный тип поведения проявляется у тех, кто стремится^ к лучшему результату Такое поведение характеризуется оптимизмом, | задором, повышенной отдачей сил, мобилизацией физической и психической активности организма. В педагогической практике учителю надо изучать психические качества учащихся, стремиться к снижению у них напряженности, ис-; ключать или ограничивать причины возникновения стресса.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |