Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет психических особенностей личности в процессе обучения и воспитания




В педагогической деятельности по физической культуре выделяют! группы психических явлений: психические процессы, психически* свойства личности и психические состояния, которые между собой'] взаимосвязаны.

Психические процессы — это разные формы субъективного отра-!] жения объективной действительности. С их помощью осуществляется! познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение! и профессиональная деятельность. К основным видам психический] процессов относятся: ощущение, восприятие, память, представление, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции) и воля. Это познава-| тельные, эмоциональные и волевые психические процессы.

Психические свойства личности — это индивидуальные психологи­ческие особенности, которые отличают людей друг от друга: темпера­мент, характер, способности, потребности и мотивы.

Психические состояния — характеризуют временную динамику! психической деятельности: утомление, эмоциональное напряжение (стресс), монотония.

Учителю физического воспитания, тренеру спортивной команды необходимо хорошее знание психических свойств личности, особен-1 ностей психических состояний обучаемых, психических процессор $ в коллективах, владение методами руководства и управления ими. '

Не зная психологических особенностей своих обучаемых, учи­тель иногда допускает ошибки, которые приводят к негативным по­следствиям. Так, желая сформировать у них уверенность и смелость, | непроизвольно можно способствовать проявлениям беспечности, небрежности и зазнайства; воспитывая у членов сборных команд на-1 стрйчивость и упорство, можно создать условия для развития у них упрямства и недисциплинированности. Грамотное использование • психологии позволит учителю избежать ошибок, повысить эффектов- | ность учебно-воспитательной работы с учащимися.

В ходе занятий учитель часто встречается с различными трудно­стями: невыполнением упражнений так, как этого требует программа; негативным отношением к упражнениям; травмами или болезнями, недисциплинированностью. Это его раздражает, мешает нормальному протеканию учебного процесса. Иногда учителю не хватает професси­онального мастерства и психологических знаний. Чтобы всегда быть на уровне решаемых задач и избежать ошибок, ему необходимо:


 

• систематически обновлять знания по обшей психологии, педаго­
гической психологии, психологии физического воспитания;

• в ходе семинаров овладевать основными психодиагностическими
методами и затем применять их на практике;

• обмениваться опытом с коллегами по взаимоотношениям в кол­
лективе.

Для характеристики человека в психологии используются такие по­нятия, как индивид и личность.

Индивид — это биосоциальное определение человека как предста­вителя вида Нота 8ар1еп$ (принадлежащего к человеческому роду). Ин­дивидом можно называть любого человека.

Личность — это категория социальная и характеризует челове­ка как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений.

Понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, по­нятие «личность» — на связь человека и общества, которая зависит от социальных условий (экономических, политических, культурных и др.). Личность является постоянным объектом изучения многих наук. Не менее актуально рассмотрение личности как объекта физи­ческой культуры и спорта.

В психологии физического воспитания личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики. У учителя возникают вопросы: как выяснить желания и побуждения ученика, что им движет, к чему он стремится, что его привлекает в учебе, спорте, физической культуре, т.е. уясняется мотивация деятельности. Учителю надо знать о возможностях обучаемого, его способностях.

Чтобы предугадать поведение обучаемых на занятиях, учитель вы­ясняет, как они подготовлены к нагрузкам физически и морально, какие мотивы и установки закрепились у них в качестве стержневых особенностей личности. Мотивация, способности и особенности лич­ности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На практике преподаватель сталкивается с многообразием свойств личности обучаемых, определяющих их поведение. Он может быть ответственным или безответственным, доверчивым или подозри­тельным, общительным или замкнутым, отзывчивым или эгоистом, добрым или злобным. Встречаются динамические личности, отли­чающиеся живостью, вспыльчивостью, страстностью или импульсив­ностью. И наоборот, преобладающими качествами могут быть медли­тельность, флегматичность и тревожность.


310 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Каждая личность характеризуется своеобразием проявления у! сообразительностью, любознательностью, находчивостью, оригин< ностью, наблюдательностью, дальновидностью или тупостью. Зада* учителя — сформировать заданные и усовершенствовать имеющиео ценные качества на занятиях по физической культуре; смелость, шительность, собранность, настойчивость и обязательность.

В психологическом анализе учитель опирается на знание классш кации свойств личности, которые определяют разнообразие личностей ных проявлений:

1) природные свойства личности, определяющие динамику пси*
хической деятельности, — хладнокровность, невозмутимое"
и импульсивность;

2) нравственные свойства личности — честность, правдивость,
лживость;

3) черты личности, которые проявляются в общении, — доброта,
чуткость, тактичность и доверчивость;

4) черты личности, присущие самому обучаемому, — требователь­
ность, самокритичность, гордость и уверенность в себе, зазнай­
ство и самомнение;

5) отношение к вещам, продуктам общественной деятельности
и материальным ценностям — щедрость, скупость, аккурат­
ность, неряшливость, бережливость или расточительство;

6) свойства личности или характера, проявляющиеся в отношении
. обучаемого к различным видам деятельности — учебе, физиче­
ской культуре и спорту.

Каждый учащийся обладает комплексом черт характера, подчас противоречивых, которые определяют тип личности. Для адекватно­го восприятия личности обучаемого необходим постоянный контакт и многосторонний анализ. Поведение личности определяется сово­купностью устойчивых свойств психики — сангвиническим, холери­ческим, флегматическим и меланхолическим темпераментом.

Поведение учащихся определяется типом темперамента, другими особенностями личности. Учителю надо изучать типы темперамен­та у своих подопечных, не противопоставлять их друг другу. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Зная типы темперамента, опытный учитель может умело направ­лять работу на преодоление отрицательных черт характера или разви­тие положительных.

Различные формы поведения обучаемого во время занятий проте­кают на фоне некоторой совокупности состояний, которые определя-


______ Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания • 311

ют готовность его к эффективному выполнению заданий. Психическое состояние учащихся может иметь положительное и отрицательное влияние на поведение и успехи в учебе. В учебно-тренировочном про­цессе проявляются такие состояния, как утомление, монотония и пси­хическая напряженность.

Утомление — один из сильных факторов, влияющих на эффектив­ность учебной и спортивной деятельности учащихся. Оно выражает­ся в ухудшении работоспособности под влиянием длительных учеб­ных нагрузок и свидетельствует об истощении внутренних резервов организма.

При утомлении увеличивается частота сердечных сокращений, но сила их ослабевает. Мышцы недостаточно снабжаются кислоро­дом, поэтому движения выполняются с большим усилием. Одновре­менно нарушается устойчивость вегетативных реакций, что приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений, дискоордина-ции в работе регуляторных механизмов. Замедляется темп работы, на­рушаются точность, ритмичность и координация движений, пояачя-ются расстройство внимания, ослабление воли, сонливость, снижение мотивации к учебе.

Скорость развития утомления и степень его выраженности зависят от объективных и субъективных факторов, среди которых наиболее важные — возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мо­тивация к учебе, уровень развития волевых качеств.

Монотония как психическое состояние является результатом одно­образия каких-либо действий (несложные стереотипные упражнения, бедность внешней информации). Монотония способствует развитию утомления. Степень ее влияния на учащихся зависит от индивиду­альных психологических особенностей. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности способны в значительной степени компенсировать ее развитие.

Монотония проявляется у малоподвижных учащихся. Девушки более терпеливы к монотонной работе, чем юноши. Для компенса­ции негативных явлений монотонии учитель на занятиях меняет ха­рактер и ритм упражнений, отмечает успехи занимающихся. Можно использовать посторонние раздражители (музыкальное сопровожде­ние, рассказы об интересных фактах из жизни известных спортсме­нов), сменить обстановку учебно-тренировочного процесса (переход из зала на свежий воздух). Эти приемы способствуют снятию моно­тонии и утомления, повышают эффективность учебных занятий и тренировок.


312 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания • 313


 


 


Психическая напряженность проявляется в сложных условиях лея* тельности и может быть умеренной или повышенной. Умеренная п хическая напряженность соответствует комфортным условиям учеб! в оптимальном режиме, что означает длительное сохранение работой способности, отсутствие ошибок и аномалий. Она выражается в по* вышенной активности, хорошем самочувствии, наличии мотивации! к достижению высоких результатов.

Повышенная психическая напряженность возникает в экстремаль^! ных ситуациях, когда учащиеся проявляют возбужденность, скован**! ность или импульсивность. Чувство повышенной ответственности <1 вырабатывает полную или частичную заторможенность в действиях, Для состояния «трусливости» характерны апатия, пассивность, невме-^ шательство в ход события, может выражаться страх.

Прогрессивный тип поведения проявляется у тех, кто стремится^ к лучшему результату Такое поведение характеризуется оптимизмом, | задором, повышенной отдачей сил, мобилизацией физической и пси­хической активности организма.

В педагогической практике учителю надо изучать психические ка­чества учащихся, стремиться к снижению у них напряженности, ис-; ключать или ограничивать причины возникновения стресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.