КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность учителя в формировании физических качеств учащегося
Психолого-педагогическая ВОСПИТАНИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель физического воспитания по роду своей деятельности — вдумУ чивый философ, социолог и психолог, хорошо разбирающийся в во«| просах общественной и государственной жизни страны. Учитель своим поведением влияет на формирование нравственно-психологического! климата учебных групп. Поэтому большое значение придается уровню! его личной культуры. В учебно-воспитательном процессе немаловаж^ ную роль играет педагогическая психология, которая изучает законон| мерности обучения и воспитания личности. Под обучением понимается целенаправленный, организованный,! систематический процесс овладения знаниями, умениями и навыками •' под руководством учителя. Обучение — это учение и преподавание. Учение — это деятельность; ученика по овладению знаниями, умениями и навыками. Преподавание — это педагогическая деятельность по организации учебной деятельности и управления. Обучение — это тесное взаимодействие учителя и ученика: у одного цель — усвоить знания, у другого — передать эти знания. Учительская деятельность, имея свое содержание, цели и задачи» направлена обучение учащихся определенными методами. Учение как особый вид деятельности человека осуществляется на определенной ступени развития психики, когда обучаемый сознательно регулирует свои действия для усвоения необходимых знаний, умений и навыков. Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания • 297 Учение является видом творческой деятельности, в ходе которой происходит развитие личности в целом, осуществляется формирование познавательной активности. Например, усвоение упражнений требует активных внешних перцептивных действий и сенсомоторных действий, внутренних мнемонических действий (формирование представления о данном упражнении) и умственных действий (анализ, синтез, сравнение с другими упражнениями). Учитель имеет дело с очень сложным объектом управления — личностью обучаемого, различными видами его психической деятельности. Результативность обучения находится в прямой зависимости от степени управления им. Эффективность управления обусловлена знанием учителем особенностей обучаемых. Имея представление о цели управления, он определяет программу воздействий и реализует ее, обеспечивая обратную связь, переработку полученной информации. На первом этапе передачи знаний обучаемые овладевают упражнением в тех условиях, которые необходимы для его выполнения. Формирование приемов и действий происходит медленно и непрочно. На последующих этапах оно осуществляется быстро, безошибочно и становится устойчивым. С точки зрения психологии знания как обобщенное отражение действительности могут быть на уровне представлений или понятий. Чтобы формировать знания на уровне понятий, надо специально обучать приемам умственной деятельности по выделению и объединению признаков изучаемых предметов и действий. Например, формирование понятия «перекрестные махи на гимнастическом коне с ручками» основывается на логическом, практическом и образном мышлении. Умения — это примененные на практике знания по физической культуре и спорту. Возможно, что многим учащимся не понадобятся усвоенные знания в будущей профессиональной деятельности. В этом случае они не становятся средством дальнейшего познания, не связываются с практикой и не переходят в умения. Навыки — это закрепленные физические упражнения, которые являются результатом обучения. Для навыка характерна автоматизация приемов выполнения упражнений. Навык освобождает сознание от контроля над этими приемами и позволяет сосредоточить внимание на целях и условиях действия. В зависимости от того, какие приемы выполнения упражнений частично автоматизируются, различают следующие виды навыков: сенсорные (различие звуков при слушании речи, определение дистанции у спортсмена), моторные (бег на лыжах, плавание различными спосо- 298 * ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА бами), сенсомоторные (движения в спортивных играх), интелле] альные (судейство в спорте). В зависимости от психической активности учащихся на зан: применяются следующие методы: • информативный — это разучивание новых упражнений, кем • программированный — это усвоение упражнений на основе • проблемный — это усвоение упражнения в нестандартных усл< • интерактивный — это усвоение упражнения в процессе обсужде> Применение методов зависит от характера упражнения, его слож-| ности, новизны, задач обучения в каждом конкретном случае, уров] психического развития обучаемых. Учитель как личность представляет собой систему и неповторимое; единство взаимосвязанных качеств. Доброта, стремление помогать ученикам в сочетании с требовательностью и принципиальностью имеют положительное значение в воспитании. Стержнем личности является ее нравственная сфера. На всех этапах обучения и воспитания по физической культуре учитель своим поведением влияет на учеников, прививает им нормы нравственности. В формировании личности учителя важную роль играет психология воспитания, изучающая психологические закономерности, действующие в условиях целенаправленной организации педагогического процесса. В отличие от обучения воспитание предполагает взаимодействие не только учителя и обучаемого, но и обучаемых между собой, т.е. они являются одновременно объектом и субъектом воспитания. Особый смысл имеет самовоспитание и как систематическая деятельность направлена на выработку дисциплинированности, честности, физических, эстетических, интеллектуальных качеств, привычки поведения в соответствии с социальными нормами. Самовоспитание — длительный процесс, неотделимый от учебной и общественной деятельности. В ходе его учитель осознает свою социальную значимость, свои возможности и недостатки. Самовоспитание требует активной работы над собой, выработки умения управлять своим поведением. При формировании воли цели и задачи должны быть посильными, иначе исчезает стимул в достижении результатов. Сильная воля делает самовоспитание устойчивым, так как это наиболее высокая форма саморазвития и самосовершенствования личности. В процессе обучения и воспитания юноши и девушки учатся регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий. В этот период у них развивается память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний. Это помогает совершенствованию физических качеств и двигательных действий в ходе систематических занятий при постоянных нагрузках. Высокая степень развития волевых черт характера (настойчивости, смелости, решительности) — важная предпосылка овладения сложными двигательными действиями и преодоления трудностей. Одна из ключевых проблем в обучении и воспитании — овладение техникой упражнений. Чем быстрее это произойдет, тем больших успехов достигнет учащийся. Процесс овладения техникой во многом зависит от уровня развития психических процессов (психомоторных реакций, зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, восприятий, представлений, мышления и внимания), регулирующих движения, характерные для конкретного вида упражнений. Важную роль играют перцептивные качества (широта поля зрения и быстрота восприятия), обеспечивающие операции, связанные с получением информации; психомоторные качества (точность сенсомо-торной реакции и быстрота движений), от которых зависит эффективность действий обучаемого. Совершенствовать психомоторные функции и познавательные психические процессы можно упражнениями, специальным развитием ведущих двигательных качеств. В периоды интенсивных тренировок и соревнований особенно заметна зависимость результатов физической культуры от психических процессов. На учебных занятиях и соревнованиях возникают трудности; • объективные — связаны с изучением программных требований • субъективные — связаны с возрастными особенностями обу 300 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА и к конкретному занятию; индивидуальными возможное^ выполнения упражнений, направленных на воспитание волев) качеств. В практике существует понятие психологической подготов! успехи спортсмена связывают с хорошей подготовкой, а неудачи, ср! вы — с недостаточной. Завершая обучение по одной из дисципл] физической культуры, учащиеся заблаговременно психологичес! настраиваются на сдачу зачетов (экзаменов), т.е. на общую психологи ческую подготовку. Подготовка к занятиям, например, по плавам к соревнованию относится к специальной психологической по; ке. В любом случае психологическую подготовку надо корректиро! в зависимости от условий и обстоятельств, что и осуществляет В учебном процессе важное место занимает пара «учитель — обу-1 чаемый». От учителя требуется проявление особого такта во взаимо4 отношениях с учеником, умение найти те мотивации в его характер ре, которые позволят рационально управлять им. Ошибкой является!! противопоставление способного ученика менее способным и предо--') ставление ему больших прав, чем другим. Это чревато внутриколлек-^' тивным конфликтом, что для способного обучаемого может оказаться губительным. Учебная группа — сложный организм, в котором социально-психологические явления, возникающие в результате -общения, находятся во взаимодействии и постоянном движении. К значимым, социально-психологическим явлениям относятся: взаимные требования и оценки, самоутверждение, соперничество и соревнование, взаимопонимание, сопереживание и сочувствие, внушение и подражание, коллективное настроение и традиции. Отношения между учащимися в группе сложные и имеют определенные особенности. С одной стороны, во время соревнований они соперники, с другой, — они вместе учатся, проводят досуг, делят трудности обучения. В учебных группах возможно создание отдельных микрогрупп, которые формируют психологическую обстановку в коллективе. Эти особенности учителю необходимо учитывать в своей деятельности.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |