КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медицинский контроль
Медицинский контроль — это система мероприятий, проводимых медицинскими работниками совместно с учителями. Он направлен на обеспечение оздоровительного воздействия и повышение эффективности занятий по физической культуре и спорту. Функциями медицинских работников в данном случае являются: планомерное и методически правильное формирование у учащихся физических качеств, укрепление здоровья, воспитание морально-волевых и психологических качеств; предупреждение о неблагоприятных воздействиях на организм, связанных с нарушением гигиенических правил проведения занятий и закаливания; разработка рекомендаций по улучшению проведения занятий. Медицинские работники, осуществляя контроль над состоянием физической подготовленности учащихся, организуют и проводят санитарно-просветительную работу по физической культуре и спорту. Они ведут учет спортивных травм и осуществляют их профилактику, знакомят обучаемых с физиологическими, гигиеническими и медицинскими основами физической культуры и спорта, дают рекомендации по закаливанию организма. Самоконтроль дополняет медицинский контроль врача и позволяет учащимся повседневно наблюдать за изменениями в организме. Самоконтроль включает в себя: • формирование знаний и навыков в личной гигиене; • ознакомление с простейшими методами самонаблюдения; • сознательное отношение к выполнению упражнений; • ведение учета и контроля над учебным процессом, фиксирова • установление контакта с учителем и врачом. Результаты тренировок и самоконтроля записывают в специальные дневники по определенной системе или закладывают в банк данных персонального компьютера. Самоконтроль можно осуществлять по разным показателям. Например, регулярно отмечать свое самочувствие, активность, настроение, сведения о грубом нарушении режима (недосыпание, употребление алкоголя, курение). В определенные периоды надо регистрировать вес тела, пульс, аппетит, состояние пищеварения. В дневнике можно делать отметки о желании тренироваться, работоспособности, болевых ощущениях. Обязательно регистрируются спортивные показатели (положительные или отрицательные). По истечении определенного времени осуществляется проверка дневника самоконтроля (дается экспертная оценка банка данных, заложенных в персональном компьютере) для проведения анализа и обобщения полученных результатов. Сопоставляя накопленные данные с данными врача по периодам, можно сделать соответствующие выводы, внести коррективы в содержание и методику занятий по физической культуре и спорту. 288 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Среди учащихся есть и такие, у кого состояние здоровья пре! ствует активному занятию физической культурой и спортом. Занят с ними требуют высокого методического мастерства руковод и индивидуального подхода. Главные средства лечебной физической культуры (ЛФК) — уп] нения, дополнительные факторы природы и правильно установл* ный двигательный режим. В лечебных целях применяются в пер] очередь гимнастические упражнения без отягощения, на тренаже] с облегчением груза и сопротивлением. Упражнения на расслаблен! и дыхательные, упражнения в статическом напряжении!* для коорд] нации движений, упражнения на снарядах и со снарядами (мяча? помогают всем, у кого имеются отклонения в здоровье. Активные упражнения выполняются самим обучаемым, и они более эффективны. Пассивные упражнения проводятся с помощь! методиста или специальных аппаратов. Простейшие игры, а такж$ ходьба, плавание, езда на велосипеде, медленный бег (трусцой), ход] на лыжах, катание на коньках оказывают благоприятное эмоциональ| ное воздействие на учащихся. Основными формами лечебной физической культуры являют гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, индивидуальные задания, физическая культура выздоравливающих. При этом используй ются такие принципы, как раннее применение лечебной физической* культуры, регулярность, оптимальная длительность и интенсивность^ упражнений, сочетание общего и местного их воздействия. Занятия по лечебной физической культуре строятся примерш в следующей последовательности. В подготовительной части заня-3 тия (3—5 мин) в составе группы проводятся дыхательные упражне** ния и упражнения на точность реакции, концентрацию внимания —* на моциональное состояние, умеренное разогревание организма. В общей части занятия (10—15 мин) в составе группы проводят-' ся ходьба, подскоки, бег, упражнения для мышц туловища, для поврежденных конечностей, суставов, выработки правильной осанки,'1 а также прикладные упражнения. В специальной части занятия (30—^ 40 мин) индивидуально выполняются упражнения, воздействующие на поврежденные конечности тела, и упражнения, способствующие укреплению организма. В заключительной части занятия (3—5 мин) индивидуально проводятся (можно в группе) медленная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями и упражнения на расслабление. Даются задания на самостоятельную тренировку, подводятся итоги. Глава 16, Врачебно-гигиеническоеобеспечениефиэическоговоспитания... • 289 Под массажем понимается совокупность научно обоснованных приемов механического воздействия на организм человека с целью улучшения его функций. Спортивный массаж способствует физическому совершенствованию обучаемого, повышает его работоспособность, ускоряет течение процессов восстановления. Массаж позволяет в значительной мере предупредить преждевременное утомление. Под его воздействием возбуждаются многочисленные и разнообразные нервные окончания, находящиеся в различных слоях кожи. Они связаны с цереброспинальной и вегетативной нервной системой. Раздражения от кожных рецепторов, суммируясь с раздражителями рецепторов, заложенных в сухожилиях, в суставных сумках, мышцах, фасциях, а также рецепторов стенок сосудов и внутренних органов, передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему. В одних случаях массажные манипуляции (легкое поглаживание, растирание) вызывают тормозное состояние коры больших полушарий, проявляющееся в возникновении у массируемого сонливого состояния, которое может перейти в глубокий сон. В других случаях массаж (сильное раздражение, рубление, поколачивание) оказывает возбуждающие действие на кору больших полушарий и этим создает условия, стимулирующие функции всего организма. Если массаж проведен до разминки, он увеличивает ее эффективность и способствует достижению наиболее высоких спортивных результатов. Под влиянием массажа в коже образуются различные высокоактивные вещества, принадлежащие к группе тканевых гормонов и принимающие участие в передаче нервного импульса, в регуляции сосудистого, тонуса. Это — гистамин, содержащийся в клетках кожи в виде неактивных соединений с белками и переходящий при раздражении кожи во время массажа из связанного в свободное состояние. Это — и ацетилхолин, переходящий из связанного коллоидного состояния в растворимое. Гуморальный фактор регулируется корой головного мозга и исполняет роль рабочего механизма. Массаж оказывает непосредственное механическое воздействие, ц результате которого происходит усиление циркуляции жидких сред организма — крови, лимфы, межтканевой жидкости. Ускорение тока жидких сред организма имеет исключительное значение для активизации обмена веществ в массируемой области и устранения застойных явлений в сосудистой системе и тканях. В результате механического воздействия массажа удаляются отжившие клетки эпидермиса, чем улучшается кожное дыхание, а также изменяется вязкость протоплазмы. Если рефлекторный и гуморальный ^5-3149 290 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 16. Врачебно-гигиеническое обеспечение физического воспитания... • 291
механизмы воздействуют на организм в целом, то механичес] фактор массажа вызывает изменения местного порядка. Массаж подразделяется на гигиенический, лечебный, космети1 ский и спортивный. Спортивный массаж в свою очередь подра: ется на тренировочный, предварительный, восстановительный. может быть общим и частным. При общем массаже осуществля! манипуляции руками (ручной массаж), а также с помощью различ) го рода приборов — аппаратный массаж. К последним относятся брационныи массаж, гидромассаж, пневмомассаж и ультразвуке] массаж. Спортивный массаж осуществляется в просторном, светлом по! щении, с температурой воздуха не ниже 18—20 °С и с хорошей вей| тиляцией. Он проводится на специальной кушетке, покрытой стыней, с валиком для ног. В аптечке надо иметь 1—2%-ный ра< хлорамина, ксероформную мазь, йодную настойку, борный вазелш лейкопластырь, вату, марлю, бинты, денатурированный спирт. Перед массажем рекомендуется принять теплый душ, Загрязн* ные участки тела, которые предстоит массировать, обтирают вато* смоченной спиртом или эфиром. Массируемая поверхность обнажи^ ется. Мышцы надо расслабить. Для уменьшения трения между кож< массируемого и рукой массажиста чаще всего применяют тальк. делает кожу гладкой, хорошо впитывает пот и жир и легко смываете* Части тела, покрытые волосами, массируют через простыню. Массажист должен быть сильным, выносливым, хорошо знать осо| бенности различных видов спорта. Важное условие — знание анат мии человека, физиологического воздействия отдельных приемов, чередования, дозировки массажа при различных нагрузках. Массажист — это своего рода психолог, умеющий вселить в мае1 сируемого уверенность в своих силах. Одет он должен быть в чисты] халат, соблюдать гигиенические правила, следить за чистотой за состоянием ладоней, поверхностей кистей, тщательно стричь ногп во избежание нанесения травм массируемому. С рук и пальцев украше-| ния и другие предметы снимаются. Если руки потные, их протираю^ слабым раствором формалина или одеколоном. Если на коже массируемого имеются сомнительные пятна или при-; знаки кожных заболеваний, массаж приостанавливают до выяснения у врача возможности дальнейшего его проведения. Во время массажа разговаривать не рекомендуется, ибо это ска-| зывается на эффективности его воздействия. Массаж не применяют: при переутомлении, повреждении кожи, воспалительных процессах, кровотечениях. Не делают массаж при гнойных, кожных и инфекционных заболеваниях, атеросклерозе, воспалении вен, тромбозе, опухолях, психозе, беременности и в период менструаций, при каменно-почечных болезнях, при различных недомоганиях. Если есть жалобы, массаж немедленно прекращается. К основным приемам спортивного массажа относятся: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, встряхивание-потряхивание, движения (элементарные двигательные акты, характерные для того или иного сустава). В спортивно-тренировочной практике часто применяют само^ массаж. Массаж, проводимый в форме самомассажа, может широко применяться в процессе учебно-тренировочных занятий, когда упражнения не позволяют поддерживать высокую работоспособность. Самомассаж можно проводить в минуты отдыха между занятиями и соревнованиями. Хотя, надо сказать, что в проведении самомассажа есть много недостатков: не всегда можно достичь полного расслабления мышц, проводится он одной рукой, отдельные области тела, особенно область лопаток, малодоступны. Положительной стороной самомассажа является широкое его применение в различных условиях. Начинается он приемом поглаживания частей тела, ног, ягодичной области, затем груди и живота, шеи и спины, рук и головы. Таким образом, здоровый образ жизни — это состояние организма человека, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой. Здоровый организм легко сохраняет равновесие с внутренней средой, которое проявляется в поддержании определенной температуры тела, кислотно-щелочного равновесия, определенного химического состава крови. Учащиеся, призванные регулярно заниматься физическими упражнениями, обязаны систематически следить за состоянием своего здоровья и своих функциональных особенностей.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |