Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и предшествующие ей




Происхождение философии.

РАЗВИТИЯ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.

1. Происхождение философии. (Философия и предше­ствующие ей формы мировоззрения). 2. Основные идеи и исторические этапы развития западной фи­лософии. 5. Национальные особенности философии. Русская философия XIX—XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития.

формы мировоззрения)

Происхождение философии — одна из удивительных загадок истории культуры. То, что мифология и религия исторически и генетически предшествуют философии, стало в наше время общим местом современной науки1.

Философия — мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философ­ским. У человека могут быть достаточно связные, но фан­тастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира — египтян, вавило­нян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и ты­сяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хра­нением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.

Ушли ли мифы и мифологическая форма мировоззре­ния в прошлое? Не осталось ли реликтов мифотворчества в современном сознании и культуре? В наше «просвещен-

1 Большая заслуга в фундаментальной разработке этой темы при­надлежит профессору Ф. X. Кессиди (см. его монографию «От мифа к логосу». М., 1972).


ное» время, пожалуй, уже никто не верит в «трех китов», на которых держится Земля, либо в змия-искусителя, ввергшего в смертный грех прародителей человечества. Но зато в широком сознании масс творятся и живут иные, не менее, а может быть, и более иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать идеями мировоззренчес­кими): о расовом и национальном превосходстве, о непо­грешимости некоторых политических партий и бесконеч­ной мудрости их вождей, о коммунизме, к которому ведут «все дороги», и пр. Мифологическим мировоззрением — независимо от того, к далекому прошлому или сегодняш­нему дню оно относится — мы назовем такое мировоз­зрение (или такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основано не на теоре­тических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рож­денных неадекватным восприятием большими группами лю­дей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отлича­ющая его от науки, заключается в том, что миф объясня­ет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного созна­ния — архаичной формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного обществен­ного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чув­ства — любви, веры, надежды, благоговения перед жиз­нью, бытием, мирозданием). Однако в отличие от мифа религия «не смешивает» земное и сакральное, а глубочай­шим и необратимым образом разводит их на два проти­воположных полюса, Творческая всемогущая сила — Бог — стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гро­бом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отноше­ние к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования куль-


туры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного ми­ровоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, поту­стороннюю область — не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцени­ваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифоло­гия. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, по­иск высших целей и смыслов присущи обеим формам созна­ния. Однако есть и различия. Религия — сознание массовое. Философия — сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия — всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофи-лософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи-неловека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической сто­роне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия. Но подлинный переход от религиозно-мифологических пред­ставлений о мире к его философскому пониманию озна­чал замену произвольного (фантастического, вымышлен­ного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надеж­ное и естественное средство познания.

Становление философского знания охватило несколь­ко столетий раннегреческой истории (IX—VI вв. до н: э.). Оно осуществлялось как переход от конкретно-чувствен­ных представлений к отвлеченным понятиям разума. Ста­новление философии означало становление рационально­го постижения мира.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.