КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные элементы рынка
Также как и в маркетинге, при формировании стратегии и тактики в коммерческой деятельности опираются на законы рынка, которые отражают взаимодействие основных его элементов, к которым относятся: спрос, предложение, цена. Спросом называется количество товара или объем услуги, которые будут куплены по определенной цене за определенный период. Спрос выражается в денежной форме и определяется потребителем, согласным купить товар или услугу по определенной цене. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Закон спроса не действует в трех случаях: 1) при ажиотажном спросе, вызванным ожидаемым повышением цен; 2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые покупаются как средство вложения денег; 3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. На изменение спроса влияют и неценовые факторы: • изменение денежных доходов населения; • изменение цен на товары-заменители; • экономическая политика правительства; • изменение потребительских предпочтений. При организации коммерческих операций учитываются разные формы проявления спроса, которые влияют на решения о покупке (продаже) товара. Совокупный спрос — это реальный объем товаров, которые потребители, предприятий и правительство готовы приобрести при данном уровне цен. Совокупный спрос может быть приравнен к емкости рынка. Спрос устойчивый (консервативный) устанавливается на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте (на хлеб, молоко и т. п.). При спросе негативном большинство покупателей на данном рынке отвергает товар вне зависимости от его качества (керосин для ламп, некоторые канцелярские товары и т. д.). При спросе нерегулярном (спонтанном) сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе (спрос на зонты и т. п.). Спрос эластичный имеет тенденцию к изменению при изменении цены на товар или дохода населения (спрос на автомобили, электробытовые товары и т. д.). Спрос неэластичный имеет тенденцию оставаться неизменным вне зависимости от изменения доходов населения и цены на товар (спрос на товары, обеспечивающие жизнедеятельность человека — товары потребительской корзины). Спрос повышенный превышает возможности производства и импорта в его удовлетворении. Эти основные формы спроса в отдельности или в совокупности формируют конъюнктуру рынка. Конъюнктура рынка — соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Следует учитывать социально-психологические аспекты проявления спроса и в соответствии с этим принимать окончательное решение о закупке и формах реализации товара. Приведем пример. Психология потребителя такова: пока товар есть, он мне не нужен, но стоит ему исчезнуть, я тут же почувствую острый дискомфорт и настоящую потребность в нем. В этом случае возникает искусственный спрос, который при определенных условиях перерастает в спрос ажиотажный. И тогда, чтобы сбить его волну, потребуются гораздо большие закупки, нежели для его предотвращения. Вторым важным элементом рынка является предложение товара. Для коммерческий операций это наиболее значимый фактор, определяющий насыщенность рынка, его структурные сдвиги и т. д. Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период, предложение включает два элемента: готовность производителя к отчуждению данного товара или услуги и совокупность условий, при которых продавец готов продать товар. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Предложение может изменяться не только под влиянием ценовых факторов, но и вследствие других причин: изменения издержек производства в результате технических нововведений; изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства; выхода на рынок новых производителей или импортеров, увеличивающих предложение вне зависимости от цен; действия природных и политических факторов и т. д. Взаимодействие спроса и предложения в условиях рынка формирует цену. Рыночная цена — результат взаимодействия спроса и предложения. Законы рыночного ценообразования: • цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; • при повышении спроса при неизменном предложении цена возрастет и наоборот; На уровне совпадения спроса и предложения цена соответствует стоимости, т. е. общественно необходимым затратам. Стоимость есть равновесие интересов покупателей и продавцов, т. е. равновесие предельной полезности (цена и спрос) и издержек производства (цена и предложение). Равновесие цен в рыночной экономике призвано выполнять три функции: 1. Функцию исключения (санирующую), т. е. с рынка вытесняются продавцы, цены (затраты) на товары которых превышают стоимость продукции. 2. Функцию выравнивания, т. е. через цену выравниваются интересы продавца и покупателя и цена приближается к стоимости товара (рыночная цена является мерой дефицитности товара). 3. Функцию регулирования, т. е. посредством цены рынок вытесняет товары, не соответствующие по своим затратам, качеству и другим параметрам требованиям, предъявляемым покупателями. Формирование цен с приближением их к стоимости возможно в условиях чистой (совершенной) рыночной конкуренции, когда на рынке присутствуют не менее 6-8 свободных продавцов, обеспечивающих насыщение рынка и конкурирующих между собой. В этой ситуации роль государства в регулировании цены ничтожно мала. В условиях монополии и олигополии государство через антимонопольный механизм влияет на установление цен монополий. Обычно это или жесткая регламентация цены или косвенная — через увеличение налогов и других мер воздействия. При монополии цена продукции (Р) определяется по формуле
Ип Р = ——— 1+Ер где Ип — предельная издержки фирмы; Ер — эластичность спроса на продукцию фирмы. При увеличении налогов монополист устанавливает цену по формуле
И п + налоги(новые) Р = —————————— 1+(2Ер) Спрос, предложение и цена взаимообусловлены и в коммерческой деятельности учитываются в комплексе. Количественной мерой взаимодействия этих элементов рыночных отношений является эластичность. Эластичность — мера реакции одной величины на изменение другой. Она показывает на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на 1%. Ер = ∆Q ∆ Р где ∆Q — прирост величины спроса, %; ∆ Р — прирост цены, %; Ер — коэффициент эластичности спроса от цены. Эластичность спроса по доходам (населения) — отношение процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению доходов населения. Аналогично рассчитывается эластичность спроса от других факторов. Эластичный спрос — коэффициент больше единицы, т. е. величина спроса изменяется на больший процент, чем цена или доход. Неэластичный спрос — коэффициент эластичность меньше единицы. Спрос с единичной эластичностью — цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент. Эластичность достаточно постоянна во времени и может быть использована для определения стратегии закупки и реализации продукции. Кроме того, при помощи этого показателя правительство разрабатывает налоговую политику (правильное применение косвенных налогов увеличивает налоговые поступления в бюджет) и методы государственного регулирования рынка. Для выработки стратегии коммерческой деятельности важное значение имеет такой показатель, как эластичность предложения. Эластичность предложения показывает, как производство и предложение той или иной продукции реагирует на изменение цены:
Еs= Q1-Q2 : P1-P0 Q0 Р0
где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения. При определении объемов закупки (реализации) продукции важное значение имеет взаимозаменяемость (взаимодополняемость) товара. Взаимозаменяющие товары (субституты) — такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к росту спроса на другой. Эластичность для таких пар товаров рассчитывается по формуле
Э3 = ∆Qа ∆ Рв где Э3 коэффициент эластичности замены (на сколько процентов увеличится или уменьшится спрос при увеличении цены товара-заменителя на 1%); Qa — процент прироста реализации продукта а при изменении цены на продукт в; Рв — процент прироста цены на продукт в. Взаимодополняющие товары (комплекты) — такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к падению спроса на другой (рост цен на автомобили приводит к падению спроса на горюче-смазочные материалы). Если коэффициент эластичности больше единицы, то товар взаимозаменяемый, если меньше — взаимодополняемый. Важным элементом рынка, учитываемым в коммерческой деятельности, является среда, в которой совершается процесс купли-продажи товаров. Среда может быть: • открытой или закрытой; • конкурентной или регулируемой. Открытая рыночная среда — это среда, в которой обеспечивается свободное вхождение предприятий на рынок и выход из него. Практически нет препятствий для организации коммерческой деятельности сторонними предприятиями на территории или определенном товарном рынке (продовольственном, мебели и т. д.). Закрытая рыночная среда — это среда, в которой различными нормативными актами создаются препятствия для вхождения новых предприятий на рынок: соответствующие законы; системы квотирования и лицензирования, таможенные барьеры и др. Практически во всех экономических развитых странах в отношении отечественных товаропроизводителей и коммерческих структур действует механизм государственного протекционизма. Конкурентная рыночная среда предполагает наличие множества мелких и средних предприятий-продавцов и покупателей, обеспечивающих свободу выбора товаров, а также условия для свободной конкуренции. Такая рыночная среда позволяет выравнивать спрос и предложение, формировать цены, приближенные к стоимости товара. Эта среда наиболее благоприятна для коммерческой деятельности. Регулируемая внешняя среда — это среда, в которой государство создает жесткую планово-распределительную систему, посредством которой регламентируются практически все стороны деятельности предприятия. В этой среде проявляется только распределительно-обменная функция коммерческой деятельности при практическом отсутствии коммерческого риска и коммерческого успеха. В этой среде конкурентами выступают покупатели. ГЛАВА 3. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОДАВЦА И ПОКУПАТЕЛЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Взаимодействие субъектов коммерческой деятельности осуществляется по следующим основным схемам: 1. Производитель, имеющий собственную сбытовую сеть (фирменные магазины, мелкорозничные предприятия), — население. 2. Производитель — розничное предприятие — население. 3. Производитель — оптовое предприятие — розничное предприятие - население. 4. Производитель - посредник - оптовое предприятие - розничное предприятие — население. Рассмотрим более подробно эти схемы. 1. Собственная сбытовая сеть производителя (сеть фирменных магазинов, мелкооптовых складов) имеет ряд преимуществ, как для производителя, так и для потребителя. Во-первых, эта сеть может быть оптимально использована производителем, а производитель имеет возможность оперативно реагировать на изменение спроса на свой товар. Во-вторых, отсутствие промежуточных звеньев между производителем и конечным покупателем (потребителем) товара позволяет устанавливать более низкие цены на товар при высоком его качестве (производитель заинтересован в создании своего имиджа и ускоренной реализации товара). Однако действие этой схемы ограничено. Она может быть использована только при незначительном отдалении производителя от конечного потребителя. Так, в Москве мясоперерабатывающие комбинаты (МИКОМС, Черкизовский и др.) имеют на территории города свои фирменные магазины, где реализуются мясные и колбасные изделия разнообразного ассортимента. Кроме того, это специализированная сеть, которая эффективна в городах с населением свыше 150—200 тыс. человек. 2. Схема производитель — розничное предприятие — предполагает прямые договорные связи между этими предприятиями. В современных российских условиях развитие прямых хозяйственных связей с изготовителем товаров является эффективным средством повышения доходности торговых предприятий (торговые надбавки выше, лучше качество товаров, что обеспечивает достаточно высокий устойчивый спрос на них и т. д.), действенным средством влияния на производителя с точки зрения повышения качества продукции, обновления ассортимента, снижения себестоимости продукции, а также ее доставки. Прямые длительные связи между предприятиями-изготовителями и предприятиями розничной (мелкооптовой) торговли, фирменными магазинам обусловливают возможность изучения и прогнозирования потребностей населения в товарах, участия магазинов в составлении производственной программы предприятия-изготовителя. Кроме того, длительные связи позволяют лучше распределять доходы (участие в прибылях торговых организаций предприятий-изготовителей). При всей привлекательности прямых договорных связей на них существуют ограничения. Во-первых, ассортимент товаров производственного предприятия-поставщика узко ограничен, поэтому торговое предприятие для обеспечения широты торгового ассортимента вынуждено заключать договоры со множеством поставщиков-производителей. Это могут себе позволить только крупные или специализированные торговые предприятия. Во-вторых, поставщик из-за отдаленности его от предприятия розничной торговли вынужден максимально использовать транспортное средство для доставки товаров, т. е. минимальная партия доставки достаточно велика, чтобы ее принял средней величины магазин. И если система оплаты за товар предполагает или предоплату, или оплату по факту поставки, то это отвлекает денежные ресурсы торгового предприятия в товарные запасы, что в свою очередь сокращает оборачиваемость товаров и денежных средств и приводит к снижению эффективности работы торгового предприятия. Таким образом, прямые договорные связи эффективны: для крупных торговых предприятий, торговых домов, специализированных предприятий; когда число видов в товарной группе невелико (основная масса продовольственных товаров, транспортные средства и т. д.); когда сроки реализации товара жестко ограничены и непродолжительны (мясопродукты, молоко и молокопродукты и т. д.); когда расстояние между поставщиком и покупателем позволяет завозить небольшие партии и оперативно проводить подсортировку товаров, реагировать на изменение спроса населения. 3. Схема: производитель — оптовое предприятие — розничное предприятие — население — предполагает участие в товародвижении оптового звена. Оптовое звено необходимо для выполнения следующих функций: • формирования торгового ассортимента путем подсортировки товара - закупка товаров специализированного производственного ассортимента у разных производителей и комплектация ассортимента с учетом дифференцированного спроса потребителя (функция распределения); • преодоления временного интервала между сезонностью производства продукции и ее реализацией (функции накопления и хранения); • преодоления пространства, когда производитель-поставщик и розничное предприятие находятся на достаточном расстоянии и отгрузка производится крупными партиями (при этом оптовое предприятие зачастую в централизованном порядке доставляет товар небольшими партиями розничным предприятиям) — функция организации товародвижения; • создания запасов и обеспечения надежности снабжения населения товарами при колебаниях спроса или предложения (функция обеспечения устойчивости рынка); • обеспечения качества поставляемого в розничную торговлю товара (оптовая база имеет лабораторию качества, фасовки товара, сортировки, что позволяет осуществить проверку достоверности сертификата качества товара, сделать дополнительный лабораторный контроль качества — функция контроля); • выравнивания цен благодаря закупкам крупных партий товара и получения значительных скидок и снабжения этими товарами большого числа розничных предприятий (функция регулирования рынка); • финансирования розничных торговых предприятий (товарный кредит), когда поставка в розницу производится без предоплаты и между поставкой и оплатой существует временной интервал (кредитная функция); • исследования и освоения рынка через рекламу, маркетинг, систему ценообразования, благодаря привлекательной упаковке товара и другим способам; розничная торговля из-за ограниченности средств и большого ассортимента товара эти вопросы в основном не решает (маркетинговая функция); • хранения, в том числе длительное, на складах, так как в системе опта есть значительные приспособленные для длительного хранения складские емкости, обеспечивающие ритмичность и гарантированность поставки товаров в розничную сеть небольшими партиями. С учетом выполняемых функций оптовая торговля — это система экономических отношений между предприятиями, имеющая определенные организационные формы и материально-техническую базу складирования, хранения и движения товаров. Необходимость оптовой торговли и включения ее в каналы товародвижения определяется рядом факторов, которые могут служить и критериями обоснования системы товарного обеспечения предприятия. К этим факторам относятся: • видовая сложность ассортимента реализуемой продукции и предельные сроки ее реализации (оптовое звено используется для продажи товаров со сложным видовым ассортиментом и продолжительным периодом реализации); • отдаленность места производства от места реализации продукции; • транспортабельность товара (не целесообразно реализовывать через оптовое звено товары, которые могут терять качество при дополнительных транспортировках, например, мебель); • используемые транспортные средства, система завоза и расчета за товар. 4. Схема производитель — посредник — оптовое предприятие — розничное предприятие — население предполагает включение в товародвижение посредника. В зависимости от ряда внешних факторов различают три основных вида взаимоотношений между производителями, посредниками и потребителями: 1) исключительное право осуществления посреднической деятельности, предполагающее существование конкуренции посредников; 2) посредники с преимущественным правом продажи, или правом «первой руки», которое обязывает продавца предложить товар в первую очередь посреднику, обладающему этим правом и только после его отказа сбывать данный товар на той же территории самостоятельно или через других посредников; 3) посреднические фирмы, имеющие собственную сеть, зависимую и независимую, и сеть дилеров, филиалов, розничных торговых предприятий. Факторы, определяющие необходимость включения посредников в процесс товародвижения приведены в пункте 3.1. Данная схема товародвижения наиболее характерна, например, для сельского хозяйства, где к переговорам о заключении сделки привлекаются посредники — специалисты, которые также сортируют и классифицируют продукцию, и внешней торговли (экспортно-импортные операции — кредитование сделок, маркетинг и т. д.).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |