КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективность привлечения кредитных ресурсов в коммерческую деятельность
Для осуществления коммерческой деятельности и получения за счет нее доходов необходимы денежные средства, которые каждое предприятие стремится эффективно использовать. Очень важно, чтобы предприятие располагало достаточными ликвидными средствами (ликвидные средства I категории -кассовая наличность и банковские активы) для покрытия большей части (не менее 60%) обязательств I степени, к которым относятся обязательства по закупкам товаров, заработной плате, налогам и краткосрочным банковским кредитам. Таким образом, непременным условием осуществления коммерческой деятельности является наличие необходимого объема финансовых ресурсов. В соответствии с законом денежного обращения количество денег, обслуживающих коммерческую деятельность, должно находиться в прямой пропорциональной зависимости от суммы цен товарной массы (сумма товаров на складах и в розничной продаже) и в обратной пропорциональной зависимости от скорости обращения товаров, т. е.
К = Т О где Т — объем (сумма) закупки товаров (в ценах закупки) в год, ден. ед., О — количество оборотов товарной массы. Этот показатель принимается как ориентировочная сумма денежных средств для осуществления коммерческих операций. Более детальный подход предполагает составление баланса денежных расчетов, в котором подекадно (помесячно) определяется сумма денежных средств, поступающих в кассу и на расчетный счет, и сумма платежей, в том числе по коммерческим операциям. Поскольку расширение коммерческой деятельности зависит главным образом от денежных средств, планирование ее всегда должно подкрепляться финансовыми расчетами. При этом решается двуединая задача: определение источников финансовых средств и их эффективное вложение. В этих условиях необходимо: • разбираться во внутренних проблемах предприятия, т. е. иметь четкое представление об объеме и структуре реализации товаров и услуг, возможностях увеличения денежных ресурсов, технологии товародвижения и реализации товара, технической оснащенности предприятия и направлениях модернизации, издержках обращения и т. д., • знать направления и виды экономического воздействия государственной финансовой системы на предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью (процентная, кредитная ставка, налоговая политика, виды и формы кредитов и условия их получения, виды и условия страхования и т. д.). Объем, структура и эффективность использования финансовых ресурсов будет зависеть от заключенных договоров по поставке и реализации товаров. Именно договорные отношения и условия оплаты по ним либо уменьшают необходимый объем денежных средств, либо увеличивают его. Система оплаты за товар может быть следующей: • предоплата полная или частичная, предполагающая увеличение денежных средств предприятия-покупателя (такая форма оплаты принята в контрактах, договорных сделках или в тех случаях, когда в договоре предусмотрена оплата через аккредитив), • оплата по факту поставки (с расчетного или специального счета в рамках кредитной линии, целевого кредита или других средств из кассы), если в договорах предусмотрен срок оплаты после поставки (в основном в договорах предусматривается срок оплаты в течение трех банковских дней с момента поставки), • оплата по мере реализации с расчетом понедельно, подекадно или помесячно на основе составленного сторонами акта реализации (такая форма расчета предполагает увеличение денежной массы у поставщика), • прием товара на консигнацию как форма комиссионной продажи, при которой собственник (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товар для продажи со склада комиссионера. Причем если товар не будет продан в установленные договором сроки, то он или приобретается в собственность консигнатором путем его оплаты, или возвращается собственнику (консигнанту). Оплата производится или по реализации товара или в установленные сроки (предельная цена реализации товара или процент торговой надбавки устанавливается консигнантом). Такая форма оплаты предполагает увеличение денежных средств у поставщика товара. Исходя из договоров купли-продажи товаров уточняется сумма необходимых для коммерческой деятельности денежных средств и календарный график их использования. Кроме того, следует предусмотреть и резерв денежных средств, который определяется на основе: 1) факторов времени, т. е. оценки товарных и денежных потоков во времени. Будущая стоимость определенного количества товара (Qa) с учетом предполагаемого индекса инфляции (j) на протяжении n-го периода равна:
Qn = Qo x (l+j)n,
где Qo — настоящая стоимость товара, j — уровень инфляции, п — число лет. Будущая стоимость (цена) денежных средств (Po) равна:
Рn = Рo x (l+j)n,
где Рo — количество денежных средств на настоящий момент, j — процентная годовая ставка по кредитам, п — число лет. Эти расчеты позволяют более правильно сопоставить товарные и денежные потоки и определить дефицит денежных средств на перспективу. Это сопоставление завершается формированием предпочтений количества денежных средств, которые можно получить в будущем за счет различных источников; 2) фактора риска, т. е. степени неопределенности результатов. Различают несколько видов коммерческого риска: • инфляционный риск, связанный с падением покупательной способности рубля (для того, чтобы купить товар, требуется больше финансов), • финансовый риск, связанный с изменением процентных ставок кредита, страховых ставок и т. д., • операционный риск, вызванный задержками в платежах от поставщиков или покупателей, разорением предприятий-партнеров и т. д. Фактор риска учитывается при определении необходимого объема финансовых ресурсов. Обычно это делается по отдельным направлениям на основе имеющегося опыта и информации о ситуации на финансовом рынке. Таким образом, на предприятии создается фонд рисковых операций или резервный фонд. Важным инструментом при решении финансово-экономических задач являются вертикальные и горизонтальные правила финансирования. В соответствии с вертикальными правилами активы и пассивы исследуют независимо друг от друга. Для активов эти правила устанавливают соотношение между основными и оборотными средствами, равное примерно 1:1, для пассивов соотношение между собственным и заемным капиталом должно быть таким же. Горизонтальные правила финансирования предполагают анализ соотношения между активами и пассивами. Согласно золотому правилу бизнеса, долгосрочно связанный основной капитал должен увеличиваться исключительно за счет собственных средств, заемные же средства целесообразно использовать в обороте, т. е. для совершения коммерческих сделок.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |