КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизм функционирования предприятия
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является: • открытой, сложной человеко-машинной системой; • системой, работающей в условиях высокой степени неопределенности и риска. Схематично изобразим это на рисунке 2.2., где: 1 — предприятие, цель которого — из ресурсов одного вида путем преобразования получить ресурсы иного вида; 2 — ресурсы на входе — трудовые, материальные, финансовые, информационные и энергетические; 3 — ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы предприятия: услуги, работы, отходы производственных процессов, прибыль, налоги, денежные средства. Ресурсы должны быть преобразованы таким образом, чтобы стоимостная оценка ресурсов на выходе Rj была больше стоимостной оценки ресурсов на входе. Рациональное использование ресурсов распространяется и на сферу поставщиков, вызывая создание потока ресурсов для конкретного предприятия; 4 — активное проведение маркетинговых исследований в целях поиска наиболее приемлемых ресурсов как по видам, так и по стоимостным показателям; 5 — рациональный выбор поставщиков под производственную программу. Аналогично решается и задача распределения выходных ресурсов; 6 — маркетинговые исследования поиска рациональных показателей, оптимизация налогообложения, рациональное использование полученной прибыли; 7 — поиск, заключение контрактов с потребителями ресурсов; 8 — взаимоотношение с природной средой, потребление природных ресурсов, сжатого воздуха, пара, полезных ископаемых;
Рисунок 2.2 Рыночная модель предприятия
9 — взаимоотношение с социальной средой, государством, муниципальными органами, налоговой службой, отделами по лицензированию, стандартизации, сертификации, аудиторскими организациями и т.д. Субъект управления осуществляет управленческую деятельность по двум контурам управления: 10 — внутреннему и 11 — внешнему. В условиях рынка предприятие решает две задачи — произвести и реализовать продукцию. В зависимости от того, как решены эти задачи, предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве, — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. ему необходимо заняться маркетингом. Маркетинговые исследования необходимо проводить постоянно — как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает: • характеристику товаров — являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов; • каналы распространения товаров — наличие посредников между производителями и потребителями, их количество; • конкретное состояние рынка — существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень; • законодательные ограничения — существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности; • уровни управленческой деятельности в области маркетинга — долговременные цели предприятия (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; • финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей; • перспективные (до 5 лет) цели предприятия, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами; • оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям. Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости. Позицию 1 целесообразно рассматривать как «черный ящик» — понятие, широко используемое в кибернетике как науке об общих принципах управления, искусстве управления. Суть этого понятия заключается в том, что явление можно исследовать только по информации на входе и на выходе, не рассматривая строения и функционирования самого «черного ящика». Применительно к управлению предприятием такой подход удачен, поскольку он позволяет выявить эффективность функционирования предприятия. Предприятие может функционировать в трех принципиальных режимах (рис. 2.3). Для экономики предприятия в известной мере безразличны производимый продукт, избранная технология изготовления продукта, состав, структура и квалификационный уровень занятых. Единственное, что принципиально важно, — это соотношение в использовании ресурсов и целевой функции эффективного управления предприятием. Режим, когда соблюдается равенство ресурсов на входе и на выходе, — это режим самоокупаемости. Убыточный режим — когда выходных ресурсов меньше, чем потребляемых. Рентабельный режим — когда ресурсов на выходе больше, чем потребляемых. Как работает предприятие — прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости, — в существенной мере зависит от форм и методов преобразования и может быть определенно рядом как частных, так и общих показателей эффективности. Для этого целесообразно построить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе и на выходе.
Здесь: V — общий объем валовой или чистой продукции, руб.; L — средняя численность работников, чел.; F — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; М — текущие материальные затраты на производство продукции, руб.; S — себестоимость продукции, руб. Не все элементы матрицы имеют экономический смысл, но, рассматривая первый столбец, увидим, что его элементы составляют важные показатели эффективности производственной деятельности предприятия: V/L — объем производственной продукции, деленный на численность занятых, — производительность живого труда; обратный ему показатель L/V — трудоемкость производимой продукции, которая показывает, сколько единиц живого труда потребуется для изготовления единицы продукции; V/L; L/V — эффективность использования живого труда;
Рисунок 2.4. Режимы функционирования предприятия. V/F — эффективность использования основных производственных фондов, или фондоотдача; обратный ему F/V — фондоемкость; V/M — эффективность использования материальных затрат — ма-териалоотдача; обратный ему M/F— материалоемкость; (V — S) — прибыль предприятия (при V> S) или убыток (при V< S), при V = S — самоокупаемость.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |