Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности




Классификация предприятий

Тема 3. Виды и формы предприятий.

 

Классификация предприятий. Организационно-правовые и организационно-экономические формы предприятий. Объединения предприятий и их виды. Особенности предприятий торговли и их виды. Жизненный цикл предприятия.

 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ могут созда­ваться (образовываться) юридические лица, подразделяющиеся на ком­мерческие и некоммерческие. В зависимости от различных признаков модели организационно-правовых форм можно классифицировать сле­дующим образом.

По виду хозяйственной деятельности - промышленные, аграрные, строительные, транспортные, торговые и др.

По формам собственности - государственные, кооперативные, арен­дные, акционерные, частные, смешанные, совместные, трудовые хозяй­ства, коллективные предприятия, посреднические фирмы, коммерческие подразделения.

По организации хозяйственной структуры - отдельно функциони­рующие самостоятельные предприятия, общества, производственные объединения (картели, концерны, межотраслевые государственные объе­динения, хозяйственные ассоциации, консорциумы, тресты и др.).

По категории юридического лица:

· коммерческие организации: хозяйственные полные товарищества и коммандитные (товарищества на вере); хозяйственные общества: с огра­ниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акци­онерные общества открытого и закрытого типа; производственные коо­перативы; государственные и муниципальные (унитарные) предприятия;

· некоммерческие организации - потребительские кооперативы, обще­ственные организации, религиозные организации, фонды и др.

С организационно-правовой точки зрения, предприятие - самостоя­тельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действую­щим законодательством для производства продукции, работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. После государственной регистрации предприятие приобретает статус юридического лица, т. е. создается организация, которая имеет в собственном хозяйственном ведении или кооперативном управлении обо­собленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуще­ством, может от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предприятие как самостоятельно действующий субъект должно иметь самостоятельный баланс (или смету), наименование, содержащее указа­ние на его организационно-правовую форму. Как юридическое лицо пред­приятие действует на основании устава либо учредительного договора.

Малое предприятие (МП) по форме собственности может быть лю­бым из вышеперечисленных. Статус МП приобретает по численности работающих и по объему деятельности. Поэтому в зависимости от форм собственности на МП распространяются законы и другие нормативные акты Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской де­ятельности.

В Российской Федерации к малым предприятиям относятся: в промыш­ленности, строительстве и на транспорте - предприятия с численностью работающих 100 человек; в сельском хозяйстве - 60; в науке, научном обслуживании - 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30; в других отраслях - 50 человек. О размерах предприятия для отнесения его к категории «малое» также судят и по таким показателям, как объем производимой продукции, стоимость основных производственных фон­дов, объем продаж (объем реализации, мощность).

Преимущества малого бизнеса сводятся к следующему:

1) маневренность;

2) ориентированность на спрос, создание глубокой специализации и развитой кооперации;

3) быстрая окупаемость затрат, освоение в короткие сроки новой тех­нологии, техническое перевооружение;

4) развитие конкуренции, а следовательно, улучшение качества про­изводимой продукции;

5) создание новых рабочих мест, решение проблемы занятости насе­ления;

6) содействие экономическому и социальному развитию малых горо­дов, небольших населенных пунктов, а также народных промыслов.

Широкое распространение в РФ малый бизнес получил в торговле, сфере обслуживания, строительстве. В сфере переработки и выращива­ния сельскохозяйственной продукции, производстве товаров массового спроса малый бизнес пока развит недостаточно.

Поскольку МП имеют небольшой капитал и чувствительны к колеба­ниям спроса, они должны пользоваться поддержкой государства прежде всего в таких направлениях, как налоговые льготы; пониженная процен­тная ставка за кредит; создание специальных фондов поддержки МП: материально-техническое обеспечение через торгово-посреднические центры, бюджетные субсидии. Однако в настоящее время в России от­сутствует действенная государственная поддержка малых предприятий, хотя и были приняты законодательные акты. В частности, пре­дусмотрена разработка ежегодной федеральной и муниципальной про­грамм поддержки МП, по созданию фондов их поддержки, льготному налогообложению, кредитованию и страхованию, ускоренной амортиза­ции основных фондов, поддержке внешнеэкономической деятельности.

Посредническая фирма. Это предприятия любых форм собственнос­ти и смешанного типа, осуществляющие свою деятельность посредством предоставления различного рода посреднических услуг другим предприятиям, организациям и гражданам. К таким видам услуг могут быть отнесены: снабженческо-сбытовые; оптово-посреднические и транспорт­ные; координация посреднической деятельности; обменные, финансовые и банковские операции; организация акционерных обществ; информаци­онные, рекламные и научно-технические услуги; плановое регулирова­ние хозяйственного оборота; другие организационные и управленческие услуги.

Коммерческие подразделения создаются на предприятии для выпол­нения отдельных высокорентабельных работ и услуг, которые связаны с профилем предприятия, но приносят своим учредителям хорошие дохо­ды и оказывают практическое содействие в виде информационных, кон­сультационных и других видов услуг. К высокорентабельным видам де­ятельности коммерческих подразделений в настоящее время относятся: информационная, консультативная, учебная, научно-методическая, ли­зинговая (сдача в аренду оборудования), ремонт и сдача в аренду поме­щений, разработка и продажа «ноу-хау», полиграфические услуги, ути­лизация и реализация отходов через специально организованные мага­зины, прокат и др. Коммерческие подразделения могут иметь различные названия: центр, служба, пункт, сервис, фирма и др.

Совместные предприятия (СП) - предприятия с иностранными инве­стициями. Эта форма основана на объединении собственности партне­ров, один из которых - иностранный, совместном управлении производ­ством и реализацией, разделе прибыли. Совместные предприятия призва­ны решать следующие задачи:

привлекать передовую иностранную технологию и современное обо­рудование в производство и сельское хозяйство;

использовать управленческий опыт;

привлекать дополнительные материальные и финансовые ресурсы в важнейшие отрасли экономики;

расширять ассортимент экспортируемых товаров и улучшать каче­ство продукции.

 

3.2 Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц: сущность и особенности

Как показала мировая практика, существование различных ор­ганизационно-правовых форм хозяйствования является важнейшей предпосылкой эффективного функционирования рыночной эко­номики в любом государстве, в том числе и в России. В ГК РФ зафиксированы различные формы хозяйствования (рис. 3.1). С точки зрения экономической активности и роли в сис­теме национального производства наибольший интерес представля­ют коммерческие организационно-правовые формы. Среди неком­мерческих следует уделить внимание объединениям юридических лиц. Рассмотрим сущность этих организационно-правовых форм бо­лее подробно.

 

Рисунок 3.1 Организационно-правовые форм предприятий

 

В России в соответствии с Гражданским кодексом создаются следующие организационно-правовые формы предприниматель­ской (коммерческой) деятельности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и му­ниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества. Такие предприятия могут созда­ваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники кото­рого (полные товарищи) заключили между собой договор о созда­нии предприятия для совместного ведения определенной хозяйст­венной деятельности. Источником формирования имущества пол­ного товарищества служат вклады его участников.

Полному товариществу не требуется устав. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписыва­ется всеми его участниками. В нем указываются наименование то­варищества, место его нахождения, порядок управления, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения до­ли каждого участника. В договоре содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются меж­ду его участниками пропорционально их долям в складочном ка­питале. Для определения размера налогов каждый участник при­бавляет свою долю прибыли к имеющемуся у него доходу и с этой суммы платит налоги.

Участники полного товарищества несут солидарную ответствен­ность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) това­риществе (или товариществе на вере). Наряду с участниками, осу­ществляющими от имени товарищества предпринимательскую дея­тельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет ус­тава. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.

 

Хозяйственные общества. К ним относятся общество с ограничен­ной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

На начальном этапе перехода экономики России к рыночным отношениям широкое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским кодексом со­хранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, опре­деленные учредительными документами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельно­стью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В отличие от общества с ограниченной ответственностью участ­ники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в одина­ковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

В современных условиях широко распространены акционерные общества (АО). Большинство их создано путем приватизации государ­ственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал акцио­нерного общества разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимо­сти принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого АО могут отчуждать принадлежащие им ак­ции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

В отличие от открытого в закрытом АО акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерного общества служит устав, утвержденный учредителями. В нем помимо общих сведений должны содержаться условия о ка­тегориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимо­сти и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления общест­вом, порядке принятия ими решений и др.

Гражданским кодексом впервые определены дочерние и зависи­мые общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным обра­зом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). В то же время основное общество (това­рищество) солидарно отвечает с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение его указаний.

Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяй­ственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующее общество

имеет более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капита­ла общества с ограниченной ответственностью.

Производственные кооперативы. Производственным кооперати­вом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятель­ности, основанной на их личном трудовом и ином участии.

В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива могут быть, помимо производства, переработка, сбыт промышлен­ной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.

Учредительным документом производственного кооператива слу­жит его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важной особенностью производственного кооператива является то, что он не вправе выпускать акции, а также то, что каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено в виде долей между работниками предприятия или другими лицами.

В форме унитарных могут быть созданы только государствен­ные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответ­ственно в государственной или муниципальной собственности. Оно принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется феде­ральным казенным предприятием.

Государственные и муниципальные предприятия имеют ряд осо­бенностей, отличающих их от других коммерческих организаций:

• такая коммерческая организация не наделяется правом соб­ственности на закрепленное за ней имущество. Собственни­ком этого имущества остается учредитель такой организации, т.е. государство;

• имущество является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия;

• руководитель предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом, им он и подотчетен;

• право собственности сохраняется за учредителем, а имущест­во закрепляется за предприятием лишь на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения либо оперативного управления).

Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоря­жаться имуществом собственника в пределах, установленных зако­ном или иными правовыми актами.

Право оперативного управления — это право учреждения или ка­зенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закре­пленным за ним имуществом собственника в пределах, установ­ленных законом, в соответствии с целями его деятельности, зада­ниями собственника и назначением имущества.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управле­ния состоит в содержании и объеме правомочий, которые предпри­ятия получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйствен­ного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Учредители предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключе­нием случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учре­дитель. При несостоятельности же казенных предприятий Россий­ская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязатель­ствам этого предприятия при недостаточности его имущества как учредителя. Из этого вытекает, что унитарное предприятие, осно­ванное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

Объединения юридических лиц. На основании ГК РФ (ст. 121) коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а так­же представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. К объединениям предприятий относятся ассоциации, концерны, консор­циумы, межотраслевые и региональные союзы, финансово-промыш­ленные группы, холдинговые компании и др.

Организация и деятельность объединения предприятий любой формы должны строиться на следующих основных принципах:

• добровольность объединения на основе общности экономи­ческих интересов;

• равноправие участников совместной деятельности;

• свобода выбора организационной формы объединения;

• самоуправление участников и объединения в целом;

• организация отношений между участниками на договорной основе.

Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не наделяются распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями. Остановимся на некоторых формах предпринимательской деятельности более подробно.

Холдинг. Это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. Материнская компания, располагая 5% акций дочерних фирм (на практике достаточно гораздо меньшей долей акций), эф­фективно контролирует их деятельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз пре­вышающей фактически принадлежащую ей. Это приводит к кон­центрации капитала, облегчает решение крупных финансовых и хозяйственных проблем, обеспечивает слаженность действий мно­жества взаимосвязанных компаний.

За рубежом процесс создания холдинговых компаний напря­мую связан с развитием интеграционных процессов. В частности, холдинговые компании часто выходят за рамки национальных гра­ниц, образуя транснациональные компании (ТНК). При этом уча­ствовать в акционерном капитале ТНК могут путем слияния или другими путями.

Поскольку идея холдинговых компаний заимствована за рубе­жом, существуют общие цели как у российских, так и у иностран­ных холдингов: создание холдинга позволяет значительно расши­рить инвестиционные возможности входящих в него структур, уп­ростить расчеты между ними, диверсифицировать производство, успешнее конкурировать на международном рынке. Однако име­ются и серьезные отличия (табл. 3.2).

Создание холдингов в России помимо положительных сторон имеет и отрицательные. Существует реальная возможность возрож­дения административных методов управления, а также превраще­ния холдингов в монопольные структуры в связи со слабостью ан­тимонопольного законодательства. Тем не менее к современным российским холдингам относятся не только машиностроительные, добывающие и обрабатывающие предприятия, но и предприятия пищевой промышленности, например холдинг «Балтимор», имею­щий форму акционерного общества.

Финансово-промышленные группы. В России активно формируются финансово-промышленные группы (ФПГ), которые могут образо­вываться:

• на основе договорного объединения частных предприятий;

• по решению правительства с участием государственных пред­приятий;

• по межправительственным соглашениям.

ФПГ в России создаются для привлечения инвестиций, восста­новления кооперированных и технологических связей между пред­приятиями, повышения эффективности производства. Отличитель­ными признаками ФПГ, как правило, являются следующие:

• в центре группы обычно находится какая-либо финансовая компания (банк, Сбербанк, страховая компания);

• важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия из различных секторов экономики.

ФПГ объединяет три типа организаций (рис. 3.2).

На современном российском рынке уже осуществляют свою деятельность транснациональные ФПГ, например в автомобилестрое­нии — «БелРусАвто», «Нижегородские автомобили». Их формиро­вание проходило в два этапа: на первом создавалась российская ФПГ, на втором —

 

Таблица 3.2 Отличия зарубежных холдингов от российских

прорабатывались вопросы ее расширения за счет включения предприятий и финансово-кредитных структур дру­гих государств.

Предпринимательские союзы представляют собой группы неза­висимых компаний, связанных между собой общими целями.

Для предпринимательского союза характерно то, что участие в одном союзе не исключает участия в других видах деятельности. Отдельные фирмы, входящие в предпринимательский союз, разли­чаются размерами и ролью, которую они выполняют в пределах союза. Однако то, что все они связаны общей целью, меняет прин­ципы взаимоотношений. К характерным чертам сетевых предпри­нимательских союзов относятся:

• переплетение связей, существующих между поставщиками, покупателями и производителями;

• долгосрочные отношения между организациями-участницами, в которых каждая из них выступает одновременно как само­стоятельная и ведущая.

 

 

Рисунок 3. 3Структура финансово-промышленной группы

 

В пределах предпринимательского союза компании могут обра­зовывать как формальные союзы, так и совместные предприятия, где сотрудничество между компаниями очень тесное. Предприни­мательские союзы в мировой практике возникли относительно не­давно по сравнению с холдингами и ФПГ. Это обстоятельство не позволяет оценить последствия их деятельности в полной мере, выявив все «за» и «против». Однако для российского предпринима­тельства эта форма объединения юридических лиц представляется достаточно перспективной. Особенно заманчиво выглядит возмож­ность образования временных неформальных предприниматель­ских союзов для изучения возможностей партнеров и оценки риска совместной деятельности.

 

 

 

Понятие внешней среды, природа ее изменений, реагирование на ее изменения. Пассивная и активная адаптация предприятия к условиям внешней среды. Факторы макросреды и микросреды. Внутренняя структура, функции и службы предприятия. Принципы организации внутренней структуры предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.