Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Классификация торговых субъектов на рынке потребительских товаров




Классификация торговых субъектов на рынке потребительских товаров

Торговые предприятия на рынке потребительских товаров пред­ставлены в разнообразных вариантах.

Классификация субъектов торговли может быть произведена по различным признакам. В число важнейших, определяющих экономи­ческое положение предприятия входят:

■ сфера торговой деятельности, т.е. предмет хозяйствования субъекта;

■ тип предприятия;

■ организационно-правовая форма;

■ форма собственности на средства производства и характер свя­зи с другими субъектами;

■ экономические факторы, их количественное разграничение, что выражается в мощности предприятия.

Значимость классификации заключается в систематизации зна­ний о торговых предприятиях, без чего невозможно ни дальнейшее развитие, ни практическое применение этих знаний. Знание класси­фикации состоит в следующем:

■ она позволяет определить место каждого предприятия и его цели в общей системе торговли;

■ дает возможность систематизировать и распределять предпри­ятия по родственным признакам;

■ позволяет правильно оценить и сравнить эффективность дея­тельности предприятий;

■ ориентирует покупателей по объему и качеству реализуемых товаров и предоставляемых услуг;

■ дает представление об организационно-правовом положении предприятия, характере и масштабах его деятельности.

В силу разделения труда в сфере обращения торговые субъекты частично обособились в виде розничных, оптовых и предприятий об­щественного питания.

Розничные субъекты торговли осуществляют продажу товаров и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Цель коммерческой деятельности розничного предприятия — получе­ние прибыли.

Основные задачи субъектов розничной торговли:

■ удовлетворение покупательского спроса по объему и структуре;

■ организация соответствующего уровня обслуживания населе­ния с предоставлением покупателям разнообразных услуг.

По конструктивным характеристикам, организационным особен­ностям продажи, численности торгового персонала различают следу­ющие виды торговой сети: стационарная, полустационарная, мелко­розничная, передвижная, внемагазинная. На практике наибольшее распространение получила стационарная сеть — магазинные торговые предприятия.

В соответствии с действующим стандартом магазин представля­ет собой специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг поку­пателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хране­ния и подготовки товаров к продаже.

На рынке потребительских товаров магазины представлены множест­вом видов. При этом вид предприятия розничной торговли определяется по ассортименту реализуемых товаров. Это могут быть специализирован­ные, специальные или универсальные магазины, торговые центры и т.п.

Специализация является одной из форм разделения труда между торговыми предприятиями, при которой в ассортименте магазина для продажи выделяются какие-либо определенные группы товаров по то­варному признаку или по комплексности спроса покупателей (товары для охотников, для девушек, для кино-фотолюбителей, для умельцев). Необ­ходимость специализации обусловлена непрерывным расширением ас­сортимента, повышением требований покупателя к качеству товаров.

По специализации магазины бывают:

■ специализированные, торгующие какой-либо одной группой товаров («Ткани», «Обувь», «Мясопродукты» и т.д.);

■ узкоспециализированные, реализующие только какую-нибудь товарную подгруппу («Ткани шелковые», «Обувь мужская», «Колбас­ные изделия»);

■ комбинированные, объединяющие несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей («Ткани, одежда», «Мясо, рыба, овощи», «Меха, головные уборы»). В этих магазинах выделяют отделы или секции, специализирующиеся на продаже отдельных товарных групп;

■ комплексные, торгующие несколькими подгруппами товаров, объединенных по какому-либо потребительскому признаку («Товары для женщин», «Детский мир», «Спортивные товары» и пр.);

■ универсальные, торгующие практически всеми группами не­продовольственных товаров, а также продовольственными товарами периодического спроса. Каждая группа товаров продается в специа­лизированном отделе и бывает представлена широким ассортиментом.

Перечисленные выше разновидности магазинов относятся к спе­циализированным, а остальные — к неспециализированным. Здесь можно выделить смешанные магазины, осуществляющие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами. К неспеци­ализированным магазинам относятся те, которые торгуют продоволь­ственными или непродовольственными товарами многих товарных групп («Продтовары», «Непродовольственные товары»), но в узком ассортименте. Все эти магазины не имеют специализированных сек­ций или даже специализированных рабочих мест.

Магазины можно также классифицировать по типам. Тип пред­приятия розничной торговли — это предприятие определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслу­живания покупателей. Наиболее распространенными типами предпри­ятий розничной торговли являются: «Универмаг», «Универсам», ма­газины «Продукты», «Ткани» и т.д.

Наряду с розничной торговой сетью, представленной магазина­ми различных видов и типов, на рынке потребительских товаров тор­говые предприятия осуществляют розничную торговлю через павиль­оны, палатки, автоматы.

Розничная торговля функционирует и вне стационарной сети в форме разносной или развозной. Разносная торговля осуществляет­ся путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, на предприятиях, на транспорте или на улице. Развозная торговля осуществляется вне стационарной сети. Субъекты торговли осуществляют развозную торговлю с использова­нием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, приме­няемого только в комплекте с транспортным средством.

Особая форма розничной торговли — торговля по заказам, вы­полняемым путем почтового отправления. Такая торговля называется посылочной.

Вне зависимости от формы, вида и типа розничные торговые пред­приятия решают экономические и социальные задачи — как внутрен­ние, так и территориальные.

Важной сферой торговой деятельности является оптовая торговля, т.е. торговля товарами с последующей их перепродажей или переработ­кой. Субъекты оптовой торговли занимаются коммерческим посредни­чеством и являются промежуточными звеньями в товаропроводящей цепи. Оптовые предприятия специализируются на установлении хо­зяйственных связей между производителями товаров и розничными торговыми фирмами и другими покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании соответствующих услуг.

Цель любого субъекта оптовой торговли — получение прибыли. Его основные задачи:

■ поиск поставщиков для розничных потребителей и других по­купателей;

■ закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;

■ формирование торгового ассортимента;

■ осуществление оптовой продажи товаров потребителям;

■ обеспечение производителям товаров рынков сбыта;

■ маркетинговые исследования товарных рынков;

■ информационное обслуживание заинтересованных субъектов рынка.

По масштабам деятельности различают оптовые предприятия:

■ общенационального (федерального) уровня — это наиболее крупные предприятия, осуществляющие продвижение товаров от про­изводителей к торговым субъектам по всей стране;

■ регионального (внутрирегионального) уровня, осуществляющие закупку товаров у крупных оптовиков или у местных производителей и доводящие их до любых оптовых и розничных покупателей региона.

По товарной специализации выделяют следующие виды оптовых субъектов:

■ оптовые предприятия по продаже товаров широкого ассорти­мента. В широком ассортименте различных товарных групп оптовый покупатель находит предложение, отвечающее его спросу (например, оптовая торговля продовольственными товарами);

■ специализированные оптовые предприятия, которые форми­руют небольшой, но углубленный ассортимент товаров различного качества одной товарной группы (например, торговля спиртными на­питками).

По объему выполняемых функций и формам расчетов различают следующие разновидности оптовых предприятий:

■ предприятия, приобретающие права собственности на товар и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций;

■ предприятия без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники, сводящие продавца и покупате­ля (брокерские конторы, торговые агенты и т.п.);

■ предприятия—организаторы оптового товарооборота, созда­ющие условия для оптовой торговли (товарные биржи, оптовые про­довольственные рынки, мелкооптовые магазины и т.п.).

В число типов оптовых предприятий включаются: коммерческие фирмы, оптовые базы, товарные биржи, оптовые магазины, торговые дома, аукционы, ярмарки, брокерские и дилерские конторы, коммиво­яжеры, торговые и промышленные агенты. Их технологические функ­ции и задачи отличаются (это будет рассмотрено в других учебных курсах), а экономические характеристики весьма схожи.

Особое место на потребительском рынке занимает общественное питание. Его специфика состоит в том, что субъекты этой сферы осуще­ствляют не только реализацию потребительской продукции, но и ее про­изводство, а также организацию питания и социальных мероприятий.

Деятельность предприятий общественного питания тесно связа­на и с пищевой промышленностью, и с сельским хозяйством, и с тор­говлей, однако представляет особую сферу — совокупность хозяйству­ющих субъектов, объединенных по характеру вырабатываемой и реализуемой продукции, однородности используемого сырья, общ­ности производственных процессов материально-технической базы и форм обслуживания потребителей.

Субъекты общественного питания объединяют во времени и про­странстве три функции процесса производства общественного продук­та: производство пищи, ее реализацию или обмен и организацию по­требления.

Деятельность предприятий общественного питания имеет ряд особенностей:

■ сочетание трех функций — производства, реализации и орга­низации потребления продукции собственного производства и покуп­ных товаров;

■ приготовление кулинарной продукции небольшими партиями при широком ее ассортименте, неповторяемости по дням недели и име­ющей определенные сроки реализации;

■ спрос на продукцию и услуги колеблется в течение дня, недели, времени года;

■ ассортимент реализуемой продукции зависит от контингента потребителей, который неоднороден и по спросу, и по покупательной способности, и по возрасту, и т.д.;

■ незначительная доля торговых помещений на предприятиях и большие площади под складские, производственные и другие груп­пы помещений.

Предприятие общественного питания предназначено для произ­водства, реализации и (или) организации потребления кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий.

Тип предприятия — это вид предприятия с характерными особен­ностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной про­дукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг. При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:

■ ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и слож­ность изготовления;

■ техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитек­турно-планировочное решение и т.д.);

■ методы обслуживания и качество обслуживания (комфорт­ность, этика общения, эстетика оформления и т.д.);

■ квалификацию персонала;

■ номенклатуру предоставляемых населению услуг.

На практике выделяют следующие типы предприятий обществен­ного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

Ресторан — предприятие общественного питания с широким ас­сортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фир­менные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повы­шенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха. Рестораны различают:

■ по ассортименту реализуемой продукции (рыбный, пивной, с национальной кухней, кухней зарубежных стран);

■ по месту расположения (при гостинице, вокзале, в зоне отды­ха, вагон-ресторан и др.).

Бар — предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары. Бары различают:

■ по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовле­ния (молочный, пивной, винный, кофейный, гриль-бар, коктейль-бар);

■ по специфике обслуживания потребителей (видео-бар, варьете-бар и др.).

Кафе — предприятие по организации питания и отдыха потреби­телей с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции; реализует фирменные, заказные блюда, из­делия и напитки. Кафе различают:

■ по ассортименту реализуемой продукции (кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная);

■ по контингенту потребителей (молодежное, детское, семейное и др.).

Столовая — общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню. Столо­вые различают:

■ по ассортименту реализуемой продукции (общего типа, дие­тическая);

■ по обслуживаемому контингенту потребителей (рабочая, школьная, студенческая и др.);

■ по месту расположения (общедоступная, по месту работы, учебы).

Закусочная — предприятие с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназ­наченное для быстрого обслуживания потребителей. Закусочные раз­деляют по ассортименту реализуемой продукции (общего типа и спе­циализированные: сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, шашлычная, чайная, пончиковая, пиццерия, гамбургерная и т.д.).

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре пре­доставляемых услуг подразделяют на три класса — люкс, высший и пер­вый. Кафе, столовые, закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны, кафе, бары сочетают производство, реализацию и орга­низацию потребления продукции с организацией отдыха и развлече­ния потребителей.

Субъекты торговли классифицируются, кроме того, по формам собственности. При этом выделяют:

частные предприятия, существующие либо как полностью неза­висимые хозяйствующие субъекты, либо в виде объединений и их со­ставных частей;

государственные, под которыми понимаются как чисто государствен­ные (в том числе муниципальные), где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает боль­шей частью капитала или играет решающую роль в управлении;

смешанные, т.е. предприятия, где сочетается частный и государ­ственный капитал с преобладающей долей последнего;

субъекты, основанные на собственности совместных предприятий, включающие в себя объекты собственности российских и иностран­ных физических и юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на потребительском рынке.

Форма собственности не отражает организационно-правового статуса торгового предприятия. В рамках многообразия типов соб­ственности могут быть созданы предприятия разных организацион­но-правовых форм. Знание основных принципов, законодательно ре­гулирующих порядок деятельности предприятий и ответственность за результаты, используется специалистами торговли при выборе той или иной организационно-правовой формы создаваемого вновь или реор­ганизуемого предприятия.

 

1. Что означает понятие «фирма»? В чем состоят различия «фирмы», «предприятия», «хозяйствующего субъекта»?

2. Какова специфика торговой фирмы?

3. Какие признаки характеризуют торговую фирму как хозяйству­ющий субъект и как юридическое лицо?

4. Каковы функции и задачи розничной торговли на потребительском рынке и как можно классифицировать субъекты розничной торговли?

5. Какие виды оптовых фирм можно выделить на рынке потребитель­ских товаров и какова их роль?

6. В чем состоит специфика субъектов общественного питания и чем различаются их функции и задачи?

7. Какие методы, инструменты и рычаги экономического управления применяются в торговых фирмах?

8. Какова сущность коммерческого расчета в торговле?

9. Что представляет собой ценовой механизм в торговых фирмах?

10. Какие параметры внутренней и внешней среды определяют поло­жение субъекта торговли на потребительском рынке?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.