КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Факторы изменения спроса
Под спросом понимается желание купить товар. Это желание обусловлено целым рядом факторов, среди которых особо выделяется цена данного товара. Предположим, что все факторы, кроме цены товара, неизменны. Тогда при изменении цены будет соответственно изменяться величина спроса. Величина спроса представляет собой максимальное количество единиц данного товара, которое покупатель готов (планирует) купить по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени (в день, в неделю, в месяц и т.д.) при прочих равных условиях. Спрос, следовательно, можно представить в виде функциональной зависимости между величиной спроса покупателя и ценой товара. Очевидно, что речь идет об индивидуальном спросе. Чтобы получить представление о рыночном спросе, необходимо суммировать данные об индивидуальном спросе всех покупателей данного товара. В дальнейшем изложении мы будем под спросом понимать именно рыночный спрос. Рис. 2.1 Итак, спрос можно представить в виде функции спроса от цены: QD = f (P), где QD – величина спроса, P – цена товара. Если PA > PB, то QAD <QBD – в этом суть закона спроса. Спрос можно представить и в виде графической модели (рис. 2.1). Если по оси ординат откладывать значения цены (P), а по оси абсцисс – соответствующие значения величины спроса (QD), то спрос предстанет в виде нисходящей кривой (кривой с отрицательным наклоном) D – D (см. рис. 2.1), отражающей обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса. Обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него называется законом спроса. Обоснование закона спроса 1. С точки зрения здравого смысла цена – это барьер между товаром и покупателем: чем он ниже, тем больше товара покупатель захочет купить. 2. Поведение потребителей на рынке подчиняется закону убывающей предельной полезности: они покупают дополнительные единицы товара лишь при условии, что его цена снижается. (Потребительские предпочтения и предельная полезность подробно исследуются в следующей лекции, посвященной теории поведения потребителя.) 3. Поведение потребителей характеризуется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода заключается в том, что по мере того, как цена товара снижается, покупательная способность потребителя растет (растет его реальный доход), позволяя ему покупать больше единиц данного товара, не сокращая покупки других товаров. С другой стороны, по мере того, как цена товара снижается, потребители стремятся в своих покупках заменить этим товаром другие, аналогичные товары, которые стали относительно дороги (если их цены не изменились) – в этом заключается эффект замещения. Совмещаясь, эти эффекты приводят к эффекту цены: чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него, и наоборот. Именно закон спроса (или эффект цены) объясняет движение вдоль кривой спроса: при изменении ценового фактора (т.е. цены данного товара) изменяется величина спроса на товар. На графике это выглядит как движение из одной точки на кривой спроса в другую точку на этой же кривой (например, из т. А в т. В на кривой D, см. рис. 2.1). Факторы изменения спроса Теперь настало время вспомнить, что спрос зависит и от других, неценовых факторов. Изменение хотя бы одного из них приводит к изменению спроса в целом, т.е. к изменению величины спроса по каждой цене. Поэтому они являются факторами изменения спроса. На графике спроса (рис. 2.2) действие неценовых факторов приводит к сдвигу кривой спроса: • D – D сдвигается вправо (вверх) в D 1 – D 1, если спрос растет; • D – D сдвигается влево (вниз) в D 2 – D 2, если спрос падает. К неценовым факторам спроса относятся: 1. Потребительские вкусы и предпочтения. Если они изменяются в пользу товара, то спрос растет, и наоборот. 2. Количество покупателей на рынке. Изменение количества покупателей ведет к изменению спроса в том же направлении. 3. Доход потребителей. 4. Для большинства товаров при изменении величины дохода спрос изменяется в том же направлении – это нормальные товары, (или высшие товары или товары высшей категории). Если изменение величины дохода вызывает изменение спроса в противоположном направлении, то такие товары называют низшими или товарами низшей категории. 4. Цены сопряженных товаров. Сопряженными называются субституты и комплементарные товары. • Если два товара являются субститутами, то изменение цены одного товара вызывает изменение спроса на другой товар в том же направлении. • Если два товара являются комплементарными, то изменение цены одного товара вызывает изменение спроса на другой товар в противоположном направлении. 5. Потребительские ожидания (ожидания изменения цен и доходов). Если потребители ожидают повышения цен и/или доходов, то спрос увеличится, и наоборот.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |