Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение, закон предложения. Факторы изменения предложения




Предложение, закон предложения

Предложение выступает как желание и возможность произвести и продать товар и зависит от многих факторов. Если все факторы, кроме цены данного товара (P), рассматривать как неизменные, то предложение можно выразить в виде функциональной зависимости межу ценой товара и величиной предложения.

Величина предложения – это максимальное количество единиц товара, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени (при прочих равных условиях).

Предложение, следовательно, можно представить в виде функции:

QS =f (P),

где P – цена данного товара, QS – величина предложения.

На рис. 2.3 предложение представлено графически в форме восходящей кривой (кривой с положительным наклоном) S – S. Положительный наклон кривой S – S характеризует прямую зависимость между ценой товара и величиной его предложения, т.е. закон предложения.

Если PA > PB, то QAS > QBS в этом суть закона предложения.

Обоснование закона предложения

1. С точки зрения здравого смысла, для производителей и продавцов цена служит стимулом к производству и предложению товара на рынке: чем выше цена, тем сильнее стимул.

2. В основе кривой предложения отдельной фирмы (и рыночной кривой предложения в целом) лежит кривая издержек фирмы, которая также характеризуется положительным наклоном. (См. лекции 4 и 5, в которых излагаются основы теории поведения фирмы.)

Движение вдоль кривой предложения вызывается только изменением ценового фактора, т.е. цены данного товара (например, из т. А в т. В на рис. 2.3).

Факторы изменения предложения

Изменение неценовых факторов предложения изменяет предложение в целом. На графике (рис. 2.4) это выглядит как сдвиг кривой предложения S – S:

• вправо (вниз) в положение S 1S 1, если предложение растет;

• влево (вверх) в положение S 2S 2, если предложение сокращается.

Неценовые факторы предложения – это прежде всего факторы, влияющие на издержки производства: чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот. Речь идет о следующих четырех факторах:

1. Цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы ведет к росту издержек производства и, следовательно, к сокращению предложения, и наоборот.

2. Технология. Изменение технологии всегда имеет целью снижение издержек. В результате растет предложение.

3. Налоги и дотации. Имеются в виду косвенные налоги, которыми государство облагает товары и услуги. Так как они включаются в цену товаров, то при их увеличении растут издержки производителя. Дотации – налоги «наоборот»: при их увеличении издержки сокращаются. Таким образом, рост косвенных налогов ведет к сокращению предложения, и наоборот.

4. Число продавцов на рынке. Рост числа продавцов ведет к росту предложения, и наоборот (при прочих равных условиях).

4. Предложение и спрос: рыночное равновесие. Регулирование цен

Предложение и спрос: рыночное равновесие

Рынок находится в равновесии, если величина спроса равна величине предложения: QD = QS.

Для анализа рыночного равновесия совместим графики спроса и предложения (рис. 2.5). Очевидно, что точка «е» – точка пересечения кривой спроса D и кривой предложения S – и будет точкой рыночного равновесия, так как именно эта точка имеет координату Qe, равную и величине спроса, и величине предложения. Тогда вторая координата точки «е» – Pe – будет равновесной ценой, которая и установится на рынке. Для доказательства рассмотрим механизм приведения к равновесию, представленный на рис. 2.5. Пусть P 1 (выше равновесной цены) – рыночная цена. При этой цене Q 1 D < Q 1 S, или Q 1 SQ 1 D > 0. Положительная разность между величиной предложения и величиной спроса – избыток предложения – порождает конкуренцию на стороне предложения (между продавцами). Как показано на рис. 2.5, конкуренция на стороне предложения всегда ведет к снижению цены (стрелка вдоль кривой предложения S). Следовательно, цена P 1 не установится как рыночная цена.

Пусть теперь P 2 (ниже равновесной цены) – рыночная цена. Тогда Q 2 > Q 2, или Q 2 Q 2 > 0, т.е. при цене P 2 возникает избыток спроса, который порождает конкуренцию на стороне спроса (между покупателями). Конкуренция на стороне спроса всегда ведет к повышению цены (стрелка вдоль кривой спроса D на рис. 2.5). Таким образом, и цена P 2 не установится как рыночная цена.

И только при цене Pe нет ни избытка спроса, ни избытка предложения, и, следовательно, на нее не действуют силы конкуренции ни со стороны спроса, ни со стороны предложения. Именно равновесная цена Pe и установится как рыночная цена. Qe называется равновесным количеством товара.

Как показывает практический опыт, равновесные рыночные цены на товары и услуги не устанавливаются раз и навсегда, а совершают колебания. Это обусловлено тем, что спрос и предложение испытывают постоянное воздействие неценовых факторов, которые, как было показано выше, сдвигают кривые спроса и предложения. При этом сдвигаются и точки равновесия, что и приводит к изменениям равновесной цены и равновесного количества товаров.

Рассмотрим сначала, что происходит на графике (рис. 2.6), если при неизменном предложении (S – const.) изменяется спрос (под воздействием изменения неценовых факторов спроса):

1. Если спрос растет, то кривая спроса D cдвигается вправо (вдоль кривой S) в положение D 1, точка равновесия e переходит в точку e 1. Новая равновесная цена Pe 1 выше, чем первоначальная цена Pe. Новое равновесное количество Qe 1 больше первоначального Qe.

2. Если спрос сокращается, то кривая спроса D сдвигается влево (вдоль кривой S) в положение D 2, равновесие из точки е переходит в точку e 2. В результате равновесная цена Pe2 ниже первоначальной цены Pe, и равновесное количество Qe 1 меньше Qe.

Вывод. Если при неизменном предложении спрос изменяется, то и равновесная цена, и равновесное количество товаров изменяются в том же направлении, что и спрос.

Теперь рассмотрим, что происходит на графике (рис. 2.7), если спрос неизменен (D – const), а предложение изменяется:

1. Если предложение растет, то кривая S сдвигается вправо (вдоль кривой D) в положение S 1, равновесие из точки е переходит в точку е 1. Новая равновесная цена Pе 1 ниже первоначальной цены Pе, а равновесное количество Qe 1 больше Qe.

2. Если предложение сокращается, то кривая S сдвигается влево (вдоль кривой D) в положение S 2, равновесие из точки е переходит в точку е 2. Равновесная цена Pе 2 выше, чем Pе, а равновесное количество Qe 2 меньше, чем Qе.

Вывод. Если при неизменном спросе предложение изменяется, то равновесная цена изменяется в обратном направлении, равновесное количество изменяется в том же направлении, что и предложение.

В реальной действительности неценовые факторы спроса и предложения действуют одновременно, что приводит к тому, что спрос и предложение изменяются одновременно либо в противоположных направлениях (рис. 2.8), либо в одном и том же направлении (рис. 2.9).

1. Если предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях (на рис. 2.8 D растет, а S уменьшается), то равновесная цена следует за изменением спроса, а равновесное количество либо растет, либо уменьшается, либо не меняется. Это зависит от соотношения, в котором изменяются спрос и предложение.

Например, если D 1 > D, а S 1 < S, то Pe 1 > Pe, а Qe 1 может быть >Qe (как на рис. 2.8), может быть <Qe и может быть =Qe.

2. Если предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении (на рис. 2.9. S растет и D растет), то равновесное количество изменяется в том же направлении (на рис. 2.9 – растет). Равновесная цена может вырасти (как на рис. 2.9), может уменьшиться, может не измениться.

Регулирование цен

Иногда перед государством встает задача вмешательства в рыночный механизм ценообразования (например, во время войны). Государство может установить «потолок» цен (или верхний предел цены – ниже равновесного уровня). При этом возникает устойчивый избыток спроса – дефицит – что влечет за собой необходимость рационирования (нормирования) продукции, рост неденежных затрат потребителей (очереди), а также коррупцию.

Государство может также установить «пол» цен (или нижний предел цены – выше равновесного уровня). Возникает фиксированный избыток предложения – затоваривание.

Однако современное государство предпочитает оказывать косвенное воздействие на рынок путем использования системы косвенного налогообложения и субсидирования производителей и потребителей. Эти меры приводят к сдвигу кривых спроса и предложения, что ведет к изменению цены и равновесного количества товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.