Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предельная полезность и кривая спроса




При помощи правила максимизации полезности можно объяснить нисходящий характер кривой спроса. Рассмотрим влияние роста цены на бюджетное ограничение.

На рис. 3.2 представлено бюджетное ограничение потребителя: доход потребителя составляет 12 руб., цены товаров Х и Y – соответственно 2 руб. и 1 руб.

Бюджетное ограничение (линия АВСD) показывает все возможные комбинации товаров, которые потребитель может купить при данной величине его дохода и данных ценах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор Qy 15 8 5 3 2 Qx 1 2 3 4 5
А
В
С
D
Е

Допустим, цена товара Y возросла до 2 руб. Рост цены уменьшает максимально возможное потребление товара Y с 12 единиц до 6 единиц. Линия бюджетного ограничения сдвинется в положение А'В'С'D. Максимально возможное потребление товара Х остается неизменным.

Первый эффект, связанный с ростом цены товара Y – это уже известный вам эффект дохода. Покупатель уже не может купить тот набор товаров, к которому он привык. Если бы цена на товар Y не изменилась, но снизился бы доход, то покупатель так же был бы не в состоянии купить прежний набор товаров.

Рост цен снижает реальный доход (покупательную способность дохода) покупателя, а снижение цен увеличивает его.

Рост цены товара Y ведет к снижению предельной полезности в расчете на 1 руб. для каждой единицы товара Y. Следовательно, для поддержания потребительского равновесия покупатель должен купить меньше единиц товара Y для любого привычного количества товара X.

Второй эффект, связанный с ростом цены товара Y, заключается в изменении относительных цен товаров. Товар Y стал дороже относительно других товаров (при условии, что их цены не изменились), поэтому и предельная полезность товара Y в расчете на 1 руб. снизилась, в то время как предельная полезность в расчете на 1 руб. у других товаров осталась прежней. Следовательно, покупатель сократит потребление товара Y, заменив его какимлибо альтернативным товаром. Таким образом, второй эффект (также известный вам) есть эффект замещения. Он возникает, так как вследствие изменения относительных цен товаров изменилось отношение предельной полезности товара Y к возросшей цене товара Y.

Совмещаясь, эффект дохода и эффект замещения приводят к тому, что при повышении цены товара (Y) величина спроса на этот товар снижается (и наоборот).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.