Предметом части 2 Конституции Российской Федерации, статьи с 17 по 64. являются «Права и свободы человека и гражданина» (см. ч. 1 ст. 17). Это такие правовые позиции, которые гарантируются Конституцией носителям этик прав и свобод и должны учитываться всеми общественными органами в любой их деятель- ности и в любое время. В целом мы называем эти права и свободы «основные права и свободы».
«Права человека» — это такие основные права, которые принадлежат не только определенному кругу лиц, но любому человеку. Соблюдение этих прав во многих случаях вменяется государствам в обязанность международным правом. «Граждан- ские права» — это основные права, которые связаны с обладанием гражданством Российской Федерации.
Конституционные права и свободы являются правами частного лица по отно- шению к государству. Они напрямую применимы во взаимоотношениях между частными лицами и государственными структурами там, где они возникают.
Государство, в зависимости от убеждений, может быть необходимым злом (со- гласно взглядам английского философа-государственника Томаса Гоббса) или со- обществом, в котором человек только и может развиваться в качестве «zoon politikon» (общественного животного — Аристотель): в любом случае государство существует для каждого отдельного человека, но не наоборот. Его задача поэтому заключается в защите того, что придает человеку его достоинство: его свободы самостоятельного принимать решения и жить в соответствии с этими решениями, до тех пор пока это не затрагивает права других людей.
Это классически выражает американская Декларация независимости от 4 июля 1776 года' «Мы считаем само собой разумеющимися те истины, что все люды созданы равными; что они получили от своего Творца определенные неотъемлемые права; что к ним относятся жизнь, собственность и стремление к счастью. Для защиты этих прав среди людей учреждаются правительства, которые получают свои законные полномочия с согласия подданных».
Некоторые философы-государственники верили разъяснению, что свобода каж- дого индивидуума была бы гарантирована уже только тем, что власть осуществля- лась бы самим народом. Жан-Жак Руссо, чьи мысли оказали значительное влия- ние на Французскую революцию, считал абсолютную власть народной воли наи- лучшим гарантом свободы индивидуума. На этот пример ориентировалась и государственная теория марксизма-ленинизма, которая утверждала, что свобода человека должна достигаться через диктатуру пролетариата. Однако ужасы первых лет революции во Франции, когда по решению «Комитета общественного спасе- ния» во главе с Робеспьером тысячи человек на основе «народной воли» были заключены в тюрьмы или оказались под гильотиной, показывают, что это было ошибкой.
Джон Стюарт Миль пришел к заключению, что «впасть народа над самим собой» не является удов- летворительным описанием демократической формы государства «Тот «народ», который осуще- ствляет власть, это не всегда те же люди, над которыми осуществляется власть; и власть народа, о которой идет речь, это не есть власть каждого над собой, но власть над каждым всех остальных».
Права индивидуума должны быть защищены от власти, переданной государ- ству, независимо от того, с согласия или без согласия граждан эта власть осуществ- ляется. Права и свободы каждого отдельного человека одновременно являются и оправданием для государственной власти, и границами ее исполнения. В качестве требований, которые человек или гражданин может предъявлять органам государ- ства, эти основные права и свободы, принадлежащие каждому вступающему в со- прикосновение с государственной властью, позволяют сохранять эти границы.
По собственному любопытству почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин любит открывать и читать поступающие к нему письма. «Иное письмо с наслажденьем прочтешь. Так описываются разные пассажи а назидательность какая... Лучше, чем в «Московских ведомостях!» Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский рекомендует почтмейстеру при просмотре писем задержи- вать те из них, в которых содержатся жалобы на его службу (Н В. Гоголь, Ревизор, \ акт).
Становится очевидным, что действующие лица имеют все основания для того, чтобы бояться приезда ревизора, поскольку они несут свою службу ненадлежащим образом. Однако надлежащее исполнение служебных обязанностей не является са- моцелью; органы государственной власти стоят на службе людей. На карту здесь поставлена свобода обмениваться письмами и сообщениями с друзьями, родствен- никами или деловыми партнерами, не опасаясь того, что государственные инстан- ции вмешаются в частную жизнь или будут подвергать цензуре неприятную для них информацию. Эта свобода сегодня гарантирована в ст. 23 КРФ среди других основных прав и свобод.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление