С. ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД
1. Что такое основные права и свободы?
Предметом части 2 Конституции Российской Федерации, статьи с 17 по 64.
являются «Права и свободы человека и гражданина» (см. ч. 1 ст. 17). Это такие
правовые позиции, которые гарантируются Конституцией носителям этик прав и
свобод и должны учитываться всеми общественными органами в любой их деятель-
ности и в любое время. В целом мы называем эти права и свободы «основные права
и свободы».
«Права человека» — это такие основные права, которые принадлежат не только
определенному кругу лиц, но любому человеку. Соблюдение этих прав во многих
случаях вменяется государствам в обязанность международным правом. «Граждан-
ские права» — это основные права, которые связаны с обладанием гражданством
Российской Федерации.
Конституционные права и свободы являются правами частного лица по отно-
шению к государству. Они напрямую применимы во взаимоотношениях между
частными лицами и государственными структурами там, где они возникают.
Государство, в зависимости от убеждений, может быть необходимым злом (со-
гласно взглядам английского философа-государственника Томаса Гоббса) или со-
обществом, в котором человек только и может развиваться в качестве «zoon politikon»
(общественного животного — Аристотель): в любом случае государство существует
для каждого отдельного человека, но не наоборот. Его задача поэтому заключается в
защите того, что придает человеку его достоинство: его свободы самостоятельного
принимать решения и жить в соответствии с этими решениями, до тех пор пока это
не затрагивает права других людей.
Это классически выражает американская Декларация независимости от 4 июля 1776 года' «Мы
считаем само собой разумеющимися те истины, что все люды созданы равными; что они получили
от своего Творца определенные неотъемлемые права; что к ним относятся жизнь, собственность и
стремление к счастью. Для защиты этих прав среди людей учреждаются правительства, которые
получают свои законные полномочия с согласия подданных».
Некоторые философы-государственники верили разъяснению, что свобода каж-
дого индивидуума была бы гарантирована уже только тем, что власть осуществля-
лась бы самим народом. Жан-Жак Руссо, чьи мысли оказали значительное влия-
ние на Французскую революцию, считал абсолютную власть народной воли наи-
лучшим гарантом свободы индивидуума. На этот пример ориентировалась и
государственная теория марксизма-ленинизма, которая утверждала, что свобода
человека должна достигаться через диктатуру пролетариата. Однако ужасы первых
лет революции во Франции, когда по решению «Комитета общественного спасе-
ния» во главе с Робеспьером тысячи человек на основе «народной воли» были
заключены в тюрьмы или оказались под гильотиной, показывают, что это было
ошибкой.
Джон Стюарт Миль пришел к заключению, что «впасть народа над самим собой» не является удов-
летворительным описанием демократической формы государства «Тот «народ», который осуще-
ствляет власть, это не всегда те же люди, над которыми осуществляется власть; и власть народа, о
которой идет речь, это не есть власть каждого над собой, но власть над каждым всех остальных».
Права индивидуума должны быть защищены от власти, переданной государ-
ству, независимо от того, с согласия или без согласия граждан эта власть осуществ-
ляется. Права и свободы каждого отдельного человека одновременно являются и
оправданием для государственной власти, и границами ее исполнения. В качестве
требований, которые человек или гражданин может предъявлять органам государ-
ства, эти основные права и свободы, принадлежащие каждому вступающему в со-
прикосновение с государственной властью, позволяют сохранять эти границы.
По собственному любопытству почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин любит открывать и читать
поступающие к нему письма. «Иное письмо с наслажденьем прочтешь. Так описываются разные
пассажи а назидательность какая... Лучше, чем в «Московских ведомостях!» Городничий Антон
Антонович Сквозник-Дмухановский рекомендует почтмейстеру при просмотре писем задержи-
вать те из них, в которых содержатся жалобы на его службу (Н В. Гоголь, Ревизор, \ акт).
Становится очевидным, что действующие лица имеют все основания для того,
чтобы бояться приезда ревизора, поскольку они несут свою службу ненадлежащим
образом. Однако надлежащее исполнение служебных обязанностей не является са-
моцелью; органы государственной власти стоят на службе людей. На карту здесь
поставлена свобода обмениваться письмами и сообщениями с друзьями, родствен-
никами или деловыми партнерами, не опасаясь того, что государственные инстан-
ции вмешаются в частную жизнь или будут подвергать цензуре неприятную для
них информацию. Эта свобода сегодня гарантирована в ст. 23 КРФ среди других
основных прав и свобод.