Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое оздоровление несостоятельных государственных и муниципальных предприятий в регионах. 2 страница




В отношении зарубежной собственности необходимо:

а) оформить права собственности на объекты недвижимости, находящиеся в других странах;

б) осуществлять постоянный мониторинг состояния использования зарубежной недвижимости и по результатам мониторинга проводить перераспределение площадей;

в) повысить коммерческую эффективность использования зарубежной недвижимости.

 


 

8.2. Нормативная база приватизации.

Введенный в действие Федеральный закон РФ №178 от 21.12.2001г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" заново установил правовые основы преобразования отношений собственности в стране. Согласно ст. 1 этого закона под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

В процессе приватизации государственный или муниципальный орган управления, осуществляющий приватизацию, заключает договор купли-продажи с покупателем. Покупателем может быть любое лицо (физическое или юридическое), за исключением государственных и муниципальных предприятий, казенных предприятий, унитарных государственных и муниципальных учреждений, а так же иных юридических лиц, в уставном капитале которых для РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Средством платы по договорам купли-продажи могут быть денежные средства и в особых случаях, предусмотренных законодательством, могут быть целевые долговые обязательства РФ.

Текущие современные приоритеты и ограничения в приватизации государственного и муниципального имущества устанавливаются Федеральным законом "О государственной программе приватизации государственного имущества в РФ", который принимается ежегодно. Правительство РФ ежегодно вместе с проектом Федерального закона о Федеральном бюджете на соответствующий год, представляет в Госдуму РФ проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Государственную программу приватизации государственного имущества в Российской Федерации".

Государственную политику в области приватизации осуществляет Росимущество, который имеет во всех субъектах РФ свои территориальные органы. Росимущество совместно с заинтересованными отраслевыми министерствами ежегодно представляет в Правительство РФ проект программы приватизации федерального имущества и после её утверждения организует её реализацию, в том числе производит его продажу и следит за выполнением инвестиционных условий этих договоров.

Росимущество также осуществляет акционирование государственных унитарных предприятий, является их учредителем и от имени Правительства РФ реализует права акционера в них.

Инициативу о приватизации государственного и муниципального имущества могут проявлять Правительство РФ, Росимущество, отраслевые органы управления, органы управления субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Юридические и физические лица подают заявку на приватизацию в Росимущество или другой орган, осуществляющий приватизацию, которая регистрируется и по ней принимается соответствующее решение. В случае принятия решения о приватизации данного объекта создается комиссия по приватизации и устанавливается срок разработки плана приватизации данного объекта. В плане приватизации определяется имущественный комплекс, который приватизируется, его начальная цена, способ, сроки и условия продажи.

Наиболее важный аспект приватизации - это начальная цена объекта приватизации. По нему часто ведутся споры. В ст.12 закона "О приватизации..." говорится, что нормативная цена (минимальная цена), по которой осуществляется приватизация, определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Имеется также понятие начальной цены приватизируемого имущества, отчуждаемого на конкурсах и аукционах. Начальная цена определяется независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ".

Существует ряд способов приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа имущества на аукционе;

3) продажа акций ОАО на специализированном аукционе;

4) продажа имущества на конкурсе;

5) продажа акций за пределами РФ;

6) продажа акций ОАО через организатора торгов на рынке ценных бумаг;

7) продажа имущества посредством публичного предложения;

8) продажа имущества без объявления цены;

9) внесение имущества в уставные капиталы ОАО;

10) продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

Выше говорилось о Федеральном законе "О приватизации...", но о приватизации государственного имущества говорилось еще и в нормативных актах СССР. Так Закон СССР "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий" (1991г.)[70] подразделял процесс приватизации на две стадии: 1) преобразование государственных предприятий в негосударственные формы; 2) передачу государственного имущества в частные руки.

Первое законодательное понятие "приватизации" было дано в Законе РСФСР "О собственности"[71]

Первый закон "О приватизации..." назывался Закон РСФСР от 3.07.91г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" и по нему семь лет проводилась первая массовая приватизация государственного и муниципального имущества во всех отраслях экономики.

Следующий закон был принят 21.07.97г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ".

Третий закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" был принят, как мы отмечали выше, в 2001 году. В дополнение к этому Федеральному закону приняты многочисленные нормативные акты (например, Указ Президента РФ №66 от 29.01.92г. "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", постановления Правительства РФ и др., которые детализировали и уточняли процесс приватизации. И массивная приватизация 90-х годов была произведена на основании подзаконных актов. По этой причине, в основном, произведенная в 90-х годах приватизация государственного и муниципального имущества до сих пор считается некоторыми специалистами нелегитимной.

22.07.94г. был принят Указ Президента РФ "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года", который с изменениями и дополнениями действует до сих пор, и которым предусматривалась разработка ежегодных программ приватизации. Этот указ и действующий закон о приватизации являются наиболее важными нормативными актами по приватизации.

8.3. Программа приватизации.

Программа приватизации – это прогнозный план, содержащий перечень федеральных государственных унитарных предприятий и иного имущества, находящегося в федеральной собственности, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

Росимущество ежегодно разрабатывает и представляет Правительству РФ проект Государственной программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации.

Росимущество:

- устанавливает систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения Государственной программы приватизации;

- осуществляет через свои территориальные агентства методическое руководство и контроль за проведением приватизации, в случаях нарушения законодательства РФ о приватизации и Государственной программы приватизации возбуждает в суде или арбитражном суде иск об отмене незаконных решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

- издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс реализации Государственной программы приватизации;

- получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий.

Программы приватизации могут быть трех уровней – РФ, субъектов РФ и муниципальные программы. В программе приватизации федерального имущества акции стратегических предприятий включаются в Программу после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия РФ в управлении стратегическими предприятиями или об исключении соответствующих предприятий из списка стратегических предприятий.

Правительство РФ ежегодно не позднее 1 мая представляет в Госдуму РФ отчет о выполнении Программы приватизации федерального имущества за прошедший год. Этот отчет содержит перечень приватизированных за отчетный год предприятий с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Процесс разработки Программы приватизации предполагает пообъектную оценку целесообразности приватизации, подтверждаемой глубоким финансово-экономическим обоснованием для каждого объекта, включаемого в Программу приватизации.

Программы приватизации муниципального имущества муниципального образования устанавливает также приоритеты приватизации, но уже муниципального имущества. Обычно этими приоритетами являются:

- обеспечение поступлений финансовых средств в бюджет муниципального образования;

- создание условий для развития рынков;

- защита прав и интересов собственников.

В этих Программах приводится классификация муниципального имущества по возможности его приватизации (имущество, приватизация которого запрещена, и имущество, которое приватизируется в рассматриваемой Программе приватизации), излагаются способы приватизации и порядок оценки его (имущество приватизируется по рыночной стоимости), порядок оплаты, нормативы распределения средств, полученных от приватизации и, главное, перечень приватизируемого имущества.

Государственные Программы приватизации последних лет не выполняются в связи с финансовым кризисом. Это одна из проблем реализации Программы. Вторая серьезная проблема – это «закрытость» процедур, связанных с процессом приватизации государственной и муниципальной собственности, которая обусловлена высокой степенью коррупции в стране (по этой причине процесс приватизации в нашей стране неэффективен для государства).


 

8.4. Понятие национализации. Цели, объекты и способы национализации. Статус национализированного предприятия.

Национализация – это преобразование частной собственности в государственную.

Специалисты выделяют следующие цели национализации:[72]

1) поддержание и сохранение отраслей экономики, имеющих стратегическое значение для страны;

2) защита потребителей от злоупотреблений со стороны частных лиц, в основном, в области естественных монополий;

3) выведение из-под контроля иностранного капитала важных для обеспечения экономического суверенитета страны отраслей экономики;

4) обеспечение структурной перестройки экономики страны;

5) пресечение незаконного перевода доходов за границу;

6) установление в период финансового кризиса контроля над финансовыми средствами банковских учреждений;

7) другие случаи, обусловленные общенациональными государственными интересами.

В капиталистических развитых государствах национализация проводилась неоднократно.

Понятие «национализации» связано с другими понятиями:

а) «денационализация» - это передача государственного имущества частным лицам, ранее владевшим этим имуществом;

б) «деприватизация» («ренационализация») – это обращение в государственную собственность ранее приватизированного имущества.

Правовым основанием национализации имущества является пункт 3, статьи 35 Конституции России, в которой говорится о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд с условием предварительного и равноценного возмещения. В Гражданском кодексе в статье 235 также имеется аналогичное положение, в котором уточняется, что национализация имущества должна осуществляться на основе Федерального закона. Однако, вот уже много лет такой законопроект, имеющийся в Госдуме РФ, не превращается в Закон. Причина очевидна: современная элита страны не желает его появления. А в имеющемся законопроекте о национализации говорится, что объектами национализации являются имущественные комплексы стратегических предприятий (т.е. предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и национальной безопасности РФ).

Технология национализации в этом законопроекте предусмотрена следующая. Инициатива национализации того или иного объекта принадлежит Правительству РФ. Им же создается Комиссия по национализации под председательством руководителя Росимущества. Комиссия работает три месяца со дня публикации в открытой печати о национализации объекта и по окончании работы выносится проект решения Правительства РФ объекта о национализации. Это решение оформляется виде проекта Федерального закона, который представляется Правительством РФ в Госдуму. Оценка национализируемого имущества проводится независимым оценщиком по рыночным ценам (и здесь трудно нам согласиться с автором этого закона, т.к. приватизация имущества в начале 90-х годов осуществлялась по заниженным балансовым ценам, а позже в конце 90-х годов при реализации известных залоговых аукционов и вовсе бесплатно).

Национализированное имущество является имуществом государственной казны РФ (это его статус) и на его базе может быть создано действующие государственное предприятие.

 

 

Глава 9Причины и признаки банкротства предприятий.

9.1 Причины банкротства государственных и муниципальных предприятий.

Причин банкротства государственных предприятий множество. По содержательному признаку их можно классифицировать на:

а) экономические;

б) управленческие (внешние и внутренние);

в) технические.

К техническим причинам можно отнести техническую отсталость государственных предприятий, выражающуюся в высокой степени физического и функционального износа основных средств производства (даже в высокорентабельных отраслях топливно-энергетического комплекса физический износ активной части основных средств достигает 80%). Старая, изношенная, ресурсоёмкая техника не позволяет производить конкурентную продукцию на рынок. Высокая себестоимость продукции влечёт за собой низкую степень рентабельности, а то и убыточность производства. Сокращение объемов производства из-за сокращения спроса на устаревшую продукцию приводит к появлению избыточных неиспользуемых мощностей, которые требуют затрат на их поддержание, в том числе и затрат по налогу на имущество.

К управленческим (внешним) причинам банкротства государственных предприятий можно отнести неэффективное управление экономикой страны, которое приводит к негативным условиям функционирования государственных предприятий:

· высокие тарифы на энергетические ресурсы и транспортные расходы;

· высокие кредитные проценты, не позволяющие промышленным предприятиям этими кредитами воспользоваться;

· высокая степень коррупции среди государственных служащих, реализующих свои личные меркантильные интересы, а не интересы государства;

· высокая степень коррупции среди судей, которая влечет неправовые решения и недоверие к судопроизводству как к институту;

· недоверие среди субъектов рынка;

· неэффективная система управления государственными предприятиями и другие причины.

К управленческим (внутренним) причинам банкротства государственных предприятий относятся:

· отсутствие нравственных принципов у руководства государственных предприятий, которое является основной причиной «увода» капитала с предприятия;

· слабая профессиональная теоретическая подготовка руководящего состава, которая не способствует использованию инновационных управленческих решений в постоянно изменяющейся рыночной ситуации;

· неэффективная система стимулирования и ответственности работников государственных предприятий;

· конфликты между высшими чиновниками, регулирующих деятельность государственных предприятий, и руководителями самих предприятий, и другие причины.

К экономическим причинам банкротства государственных предприятий относятся:

· высокая себестоимость продукции из-за завышенных тарифов на энергетические ресурсы и транспортные расходы;

· убыточность государственных предприятий;

· постоянный недостаток оборотных средств, что не позволяет осуществлять модернизацию производства и создавать конкурентоспособную продукцию;

· мелкая доля инновационной продукции в ассортименте государственных предприятий;

· высокое налоговое «давление» и другие причины.

Признаки банкротства предприятий.

Признаки банкротства предприятий сформулированы в Федеральном законе №127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности(банкротстве)». В статье 3 закона говориться, что предприятия признаются судом несостоятельными, если они три месяца как задолжали кредитору сумму в 100 тыс. рублей и более. Для стратегических предприятий эта сумма- 500 тыс. рублей и 6 месяцев просрочки.

Размер денежных обязательств и обязательных платежей считается установленным, если он определён Арбитражным судом. Требования кредиторов, предъявленные на различных этапах арбитражного процесса,могут быть включены в реестр кредиторов или исключены из него только на основании судебных решений, устанавливающих состав и размер соответствующих требований.

Выше мы отметили правовые признаки банкротства предприятий. Но очень часто государственное предприятие заинтересовано в том, чтобы оценить степень собственной состоятельности(несостоятельности). И для этого существует ряд методик, которые мы излагаем ниже.

В российской практике применяется отличный от западного подход к прогнозированию возможного банкротства. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

Неудовлетворительная структура баланса характеризуется таким состоянием имущества и обязательств, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной ликвидностью имущества.

В систему критериев оценки удовлетворительности структуры баланса входят следующие показатели:

1. Коэффициент текущей ликвидности (kтл).

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для операционной деятельности и своевременного погашения срочных(текущих) обязательств.

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ().

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует долю собственных средств в общей сумме оборотных средств.

3. Коэффициент восстановления/утраты платёжеспособности ( и ).

и

 

где -коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода;

- коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода;

- длительность отчетного периода в месяцах.

Коэффициент восстановления/утраты платежеспособности показывает вероятность восстановления либо утраты платежеспособности в течение определенного периода, равного шести месяцам в случае расчета коэффициента восстановления платежеспособности и трем месяцам в случае расчета коэффициента утраты платежеспособности.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1,рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.

В отличие от коэффициента текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами коэффициент восстановления/утраты платежеспособности представляет собой прогнозное значение коэффициента текущей ликвидности. Алгоритм расчета коэффициента восстановления/утраты платежеспособности утвержден распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. №31-р и предусматривает распространение на будущий период тенденции коэффициента текущей ликвидности, имевшей место в предыдущем периоде.

На основании этих критериев в отношении предприятий принимаются решения:

· о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия-неплатежеспособным;

· о наличии реальной возможности предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

· о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия.

Основанием для признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

либо (до этого был меньше 2-х, что было признано некорректным)

При наличии оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности. В случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить платежеспособность в течение шести месяцев решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным откладывается на срок до шести месяцев.

При коэффициентах текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами, соответствующих нормативным значениям, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности. Если , может принято решение о возможной утрате предприятием платежеспособности. В этом случае предприятие становилось на учет в Федеральной службе по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Все перечисленные решения принимались Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля РФ составляет более 25%.

Принятые решения являлись основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, проведения реорганизационных процедур для восстановления платежеспособности, приватизации этих предприятий, ликвидационных мероприятий, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

В случае признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным осуществлялся анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. Под задолженностью государства перед предприятием понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной исполнительной власти РФ или субъекта РФ по оплате заказа, размещенного на предприятии, от исполнения которого предприятие в силу законодательства РФ или субъекта РФ не вправе отказаться (являющегося обязательным для исполнения предприятием).

В международной практике используется несколько другая система для определения и прогнозирования банкротства предприятия, чем действующая на сегодняшний день в нашей стране.

Широкое применение имеет коэффициент вероятности банкротства американского экономиста Э.Альтмана, применившего факторный статистический анализ определения вероятности банкротства, который определяется по формуле:

где, - коэффициент вероятности банкротства; - доля оборотных средств в активах; - рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли, т.е. отношение нераспределенной прибыли (чистая прибыль за вычетом дивидендов) к общей сумме активов; - рентабельность активов, определяемая как отношение балансовой прибыли (до вычета налогов) к общей сумме активов; -коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала, т.е отношение рыночной стоимости акционерного капитала к краткосрочным обязательствам; - отдача всех активов, т.е. отношение выручке от реализации к общей сумме активов.

В зависимости от значения коэффициента вероятности банкротства дается оценка вероятности банкротства предприятий по определенной шкале, представленной ниже:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.