Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа 14. Тест «Личностная шкала проявления тревоги»




МОДУЛЬ «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ».

Работа 13. Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л.Ханина)

Цель: диагностика тревоги как реактивного состояния и тревожности как свойства личности временного, прехо­дящего состояния и относительно постоянного.

О методике: Создана Спилбергером И.Д. в 1983г., США, адаптирована в СССР Ханиным Ю.Л., 1978. [13]

Под личностной тревожностью (ЛТ) понимается относительно устойчивое индивидуальное свойство личности, характеризующее степень его беспокойства, озабоченности, психоэмоционального напряжения при действии стрессовых факторов.

Реактивная тревож­ность (РТ) - это состояние индивида, которое характеризует сте­пень его беспокойства, озабоченности, психоэмоционального напря­жения, развившегося при действии конкретной стрессовой ситуации. [5, с. 41].

Оборудование: 2 бланка шкал самооценки (РТ и ЛТ), состоящий из 40 утверждений, из которых NN 1-20 составляют шкалу реактивной тревожности (РТ), NN 21-40 - шкалу личностной тревожности (ЛТ). (см. приложение 5 «Спилбергер»)

Ход исследования: исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопро­сы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике, и напоми­нает, что испытуемые должны работать самостоятельно. Для ответа на каждое утверждение предусмотрено 4 градации по степени интен­сивности проявления тревоги. Для шкалы РТ: 4 - "Совершенно верно", 3 - "Верно", 2 - "Пожалуй, так", 1 - "Нет, это не так" и по степени пос­тоянства для шкалы ЛТ: 4 - "Почти всегда", 3 - "Часто", 2 - "Иногда", 1 - "Почти никогда".

Обработка результатов: проводится путем подсчета баллов по обеим шкалам. При этом утверждения NN 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 шкалы РТ и NN 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39 в шкале ЛТ имеют обратную направленность, то есть ответ "Очень" в шкале РТ и "Почти всегда" в шкале ЛТ соответствуют 1 баллу. Следова­тельно, при обработке теста утверждения под номерами 3,7,12,15,16,18,20 и 25 оцениваются в баллах от 1 до 5, а ос­тальные наоборот - от 5 до 1.

При обработке результатов отдельно для каждой шкалы подсчитывается сумма по «прямым» и сумма по «обратным» вопросам. Вторая сумма вычитается из первой и к полученной разности прибавляют константы: 50 - для шкалы РТ и 35 - для шкалы ЛТ.

Полученные оценки суммы до 30 баллов свидетельствуют о низкой тревожности, 31-45 - умеренной, 46 и более - высокой тревожности.

По каждому испытуемому по окончанию обследования пишется заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по ее коррекции.

Цель: диагностики уровня тревоги испытуемого.

О методике: создана Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности.

Материал: Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке. (см. приложение 6 «Опросник Тейлора»)

Инструкция: Распределите карточки на две группы, в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Время тестирования - 20-25 минут.

Обработка и интерпретация данных:

Шкала тревоги. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.

Ответы «Heт» к пунктам 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Шкала лжи. В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 2, 10, 55; ответы «Нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги. [5, с. 45- 49]

 

Работа 15. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

 

Цель: диагностика уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Материал: Опросник, состоящий из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». (см. приложение 7 «Опросник Филлипса»)

Ход работы:

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Результаты

1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.