Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика концепции. Консультирование Альберта Эллиса




Консультирование Альберта Эллиса

Рационально-эмотивное (когнитивно-поведенческое)

 

Сущность концепции Одно из направлений когнитивной психотерапии, разработанное А. Эллисом и основанное на идее о том, что позитивные или негативные эмоции вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них.
Основные структурные компоненты и категории 1) Когниции; 2) модель АБС; 3) кодекс невротика; 4) здоровые и нездоровые негативные эмоции; 5) критерии психологического здоровья.
Понимание сущности человека   Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но может стать и жертвой иррациональных идей. Человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. Люди обладают способностью понимать, что их психологические проблемы идут от иррациональных мыслей, образов, представлений; способны и к актуализации самих себя, и к пребыванию в иррациональном состоянии, а также к свободному выбору.
Базовые стремления личности Фундаментальными человечески целями являются выживание, свобода от боли и счастье. При этом людям свойственно противостояние двух врожденных творческих тенденций: 1)тенденция создавать, развивать и актуализировать себя в качестве здоровых, достигающих цели живых существ; 2) тенденция развивать и претворять в жизнь иррациональные когниции, нездоровые негативные эмоции и дисфункциональное поведение.
Причины психологических проблем Источник психологических нарушений – система индивидуальных иррациональных представлений (установок) о мире. Механизмы развития иррациональных когниций: биологические – врожденная тенденция к нелогичности, предпочтение краткосрочного гедонизма; социальное научение – влияние родителей, средств массовой информации, культуры, религии; выбор самим человеком иррациональных когниций.
Цель психологической помощи Главная цель – оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель – освобождение от идеи самообвинения; помощь людям стать более функционирующими, более самоактуализирующимися и более счастливыми. Работа психотерапевта сводится сначала к осознанию клиентом иррациональных установок, затем к конфронтации с ними и пересмотру их, закреплению функционирования рациональных (гибких) установок и превращению клиентов в более полно функционирующих людей
Понятие психологического /психического здоровья, нормы У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниций. Человек, пересмотревший иррациональные установки, характеризуется адекватностью эмоционального реагирования в плане частоты, интенсивности и длительности негативных его проявлений. Для психологически здорового человека свойственны: социальный интерес, личный интерес, самоуправление, толерантность, гибкость, принятие неопределенности, обязательство, научное мышление, самопринятие, способность к риску, реализм и др.
Методы и техники психологической помощи Применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений: обсуждение и опровержение иррациональных взглядов; ролевая игра; использование юмора; когнитивное домашнее задание, рационально-эмотивное воображение, «атака на страх» и др.
Требования к личности психолога Позиция психолога – директивна. Это преподаватель (учитель), который разъясняет, убеждает, опровергает ошибочные суждения, апеллирует к науке, способности клиента мыслить; способен привлекать клиента к активному сотрудничеству по типу партнерства; проявляет эмпатию, открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме.
Рекомендации и ограничения в применении Показания к применению: невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства; половая дисфункция; психосоматические расстройства; расстройства зрелой личности и поведения у взрослых; легкая умственная отсталость; расстройства развития школьных навыков. Противопоказания: выраженная мания, глубокий аутизм, повреждения головного мозга, тяжелая умственная отсталость.


История возникновения и развития рационально-эмотивного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.