Сущность концепции
| Одно из направлений когнитивной психотерапии, разработанное А. Эллисом и основанное на идее о том, что позитивные или негативные эмоции вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них.
|
Основные структурные компоненты и категории
| 1) Когниции; 2) модель АБС; 3) кодекс невротика; 4) здоровые и нездоровые негативные эмоции; 5) критерии психологического здоровья.
|
Понимание сущности человека
| Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но может стать и жертвой иррациональных идей. Человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. Люди обладают способностью понимать, что их психологические проблемы идут от иррациональных мыслей, образов, представлений; способны и к актуализации самих себя, и к пребыванию в иррациональном состоянии, а также к свободному выбору.
|
Базовые стремления личности
| Фундаментальными человечески целями являются выживание, свобода от боли и счастье. При этом людям свойственно противостояние двух врожденных творческих тенденций: 1)тенденция создавать, развивать и актуализировать себя в качестве здоровых, достигающих цели живых существ; 2) тенденция развивать и претворять в жизнь иррациональные когниции, нездоровые негативные эмоции и дисфункциональное поведение.
|
Причины психологических проблем
| Источник психологических нарушений – система индивидуальных иррациональных представлений (установок) о мире. Механизмы развития иррациональных когниций: биологические – врожденная тенденция к нелогичности, предпочтение краткосрочного гедонизма; социальное научение – влияние родителей, средств массовой информации, культуры, религии; выбор самим человеком иррациональных когниций.
|
Цель психологической помощи
| Главная цель – оказание помощи в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель – освобождение от идеи самообвинения; помощь людям стать более функционирующими, более самоактуализирующимися и более счастливыми. Работа психотерапевта сводится сначала к осознанию клиентом иррациональных установок, затем к конфронтации с ними и пересмотру их, закреплению функционирования рациональных (гибких) установок и превращению клиентов в более полно функционирующих людей
|
Понятие психологического /психического здоровья, нормы
| У нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниций. Человек, пересмотревший иррациональные установки, характеризуется адекватностью эмоционального реагирования в плане частоты, интенсивности и длительности негативных его проявлений. Для психологически здорового человека свойственны: социальный интерес, личный интерес, самоуправление, толерантность, гибкость, принятие неопределенности, обязательство, научное мышление, самопринятие, способность к риску, реализм и др.
|
Методы и техники психологической помощи
| Применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений: обсуждение и опровержение иррациональных взглядов; ролевая игра; использование юмора; когнитивное домашнее задание, рационально-эмотивное воображение, «атака на страх» и др.
|
Требования к личности психолога
| Позиция психолога – директивна. Это преподаватель (учитель), который разъясняет, убеждает, опровергает ошибочные суждения, апеллирует к науке, способности клиента мыслить; способен привлекать клиента к активному сотрудничеству по типу партнерства; проявляет эмпатию, открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме.
|
Рекомендации и ограничения в применении
| Показания к применению: невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства; половая дисфункция; психосоматические расстройства; расстройства зрелой личности и поведения у взрослых; легкая умственная отсталость; расстройства развития школьных навыков. Противопоказания: выраженная мания, глубокий аутизм, повреждения головного мозга, тяжелая умственная отсталость.
|