Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В рационально-эмотивно-поведенческом консультировании




Кодекс невротика» - комплекс ошибочных иррациональных суждений, стремление к выполнению которых ведет к психологическим проблемам. Характерной чертой этих убеждений является их ложный характер, они наносят реальный вред человеку, так как приводят к дезадаптации и разрушающим переживаниям. Альберт Эллис выявил 12 представлений, бытующих в западной культуре, весьма распространенных и все же крайне нелепых, сбивающих с толку.Он назвал их «блокирующими установками сознания». Принимая какое-либо решение, человек неизбежно прокручивает в голове установки, заложенные в нём. Рассмотрим их.

1) Все должны меня любить и одобрять все, что я делаю. Ожидать этого - значит подвергаться необъяснимому беспокойству, огорчениям, особенно если мы замечаем, что кто-то нас не любит или не одобряет наших дел. Очевидно, придерживаться такой точки зрения глупо, потому что никто не может удовлетворять вкусам одновременно всех людей. То, что нравится одним, заслуживая их одобрения, раздражает других.

Более того, стараясь заслужить любовь всех окружающих, можно утратить самостоятельность, уверенность в себе, целостность и глубину. Так как, для того чтобы нравиться всем, надо постоянно улавливать чувства других людей, чтобы улучшить их отношение к себе. Все же лучше активно искать людей, с которыми вас объединяли бы общие занятия и взгляды, чтобы общаться было интересно. Лучше тратить свои силы на общение с настоящими друзьями, чем на попытки угодить всем и каждому. Лучше оставаться верным самому себе, стремясь к любви, творчеству, продуктивной деятельности, раскрытию своих способностей. Если человек таков, то кто-то может любить или не любить его, но вряд ли это станет сильно его заботить. И тогда у него появится больше настоящих друзей, его не будет точить изнуряющая и бесплодная тревога.

2) Человек должен быть прекрасным и добиваться успеха в любой области, быть безупречным во всех отношениях. Очевидно, быть совершенным во всем невозможно. Тот, кто ставит перед собой такую цель, обречен на бесконечные терзания и тревожные мысли по поводу прошлых и возможных неудач. Даже когда окружающие признают такого человека самым талантливым в какой-то области, он постоянно беспокоится из-за того, что завтра, быть может, утратит это положение. Люди с такими иррациональными представлениями могут многого добиться в жизни, но обычно то, как они достигают успеха, отчуждает от них окружающих.

Многие, находясь в плену завышенных требований к себе, так и не добиваются того, чего хотели. Ведь нельзя же добиться (мало кому удавалось) чего-то сверхъестественного (сверхчеловеческого). Конечно, нужно стремиться к вершинам, к плодотворной деятельности во имя прогресса, познания, развития. Но важно и сознавать, что любого человека будут постигать неудачи, он не убережется от промахов и будет зависеть от самых разных ограничений. Важно хорошо делать то, за что беремся, усваивать уроки, которые нам дает сама жизнь. Это действительно спросится с нас.

3) Некоторые поступки ошибочны, и тот, кто их совершает, должен строго наказываться. Многое из того, что делают другие, сами бы мы не стали делать, и, наоборот, что-то из того, что бы нам хотелось, они не делают. Однако нельзя из-за этого считать их плохими людьми. Простое порицание ничего хорошего не даст. Преследование их тоже приносит мало пользы, а часто только вред. Анализируя причины поведения других, стоит взглянуть на дело с их точки зрения, чтобы понять смысл поведения, нужно посмотреть на ситуацию с позиций этих людей, и тогда во многих случаях оно станет объяснимым.

Если человек сделал что-то плохое (по крайней мере, с вашей точки зрения), это может случиться и по его глупости, неведению, под влиянием эмоций. Поэтому мы должны терпимо отнестись к этому, постараться просветить, помочь изменить поведение в нужном направлении. От этого выиграют все.

Так же нужно относиться и к себе. Если кому-то не нравится то, что вы делаете, может быть, и не стоит из-за этого волноваться. Просто надо признать, что с позиции окружающих ваше поведение может казаться неправильным, неуместным. Стоит ли винить вас за это? И надо ли из-за этого впадать в уныние?

Разумнее обсудить точки зрения, сопоставить их и посмотреть, можно ли научиться чему-то полезному. В конфликте какая-то из сторон или, может быть, обе они изменят свою позицию, а может быть, обнаружится, что найти согласие невозможно, но все равно такой подход выигрышнее, чем взаимная вражда и взаимные обвинения, в результате которых проигрывают обе стороны.

4) Ужасно, когда что-то получается не так, как хочется. О чень часто мы думаем именно так, исходя из иллюзии, что мир и все происходящее должны быть такими, чтобы нам нравилось. Порой нас глубоко задевают любые проявления того, что не подтверждает такого ожидания.

Однако не может быть так, чтобы все складывалось к удовольствию каждого. Неумолимый закон жизни состоит в том, что мир не создан для нашего удовольствия, для того, чтобы все вращалось вокруг нас. Поэтому надо смириться с тем, что он, а также та его часть, в которой мы живем, никогда не будут точно соответствовать нашим желаниям. И не нужно ожидать этого. Когда мы сталкиваемся с тем, что нам не очень нравится, стоит ли это воспринимать как личное оскорбление или как попытку подвергнуть нас унижению?

Единственное, что необходимо сделать, это сказать себе: "Да, это плохо" или "Мне это не нравится", чтобы затем попытаться конструктивно изменить или улучшить создавшееся положение. Мы часто втолковываем детям, что невозможно иметь все, что хочется. Но иногда, даже будучи взрослыми людьми, впадаем в ту же ошибку, но в более утонченной и завуалированной форме. А это только приводит к лишним расстройствам и волнениям.

5) Это ужасно, когда есть внешние события и обстоятельства, на которые мы не в силах повлиять. В 99 % случаев люди расстраиваются не из-за каких-то неприятных жизненных событий, а из-за того, что они так интерпретируют их для себя. Например, потеряв кошелек, вы можете из-за этого сильно расстроиться, разволноваться и впасть в уныние, хотя сама по себе утрата не столь невосполнима, а событие не угрожало жизни. Слишком сильно переживая по поводу случившегося, вы только преувеличиваете его последствия и усугубляете положение. Фактически мы сами себе вредим, так воспринимая случившееся. При разумном подходе подобное происшествие не должно вызывать стресса. Правильность такого отношения подтверждается тем, как мы реагируем, когда подобная история случается с кем-то другим, если он не в силах что-либо изменить: "Было бы это моей самой большой бедой". Эту истину не стоит забывать, когда случаются неприятности. Хотя повлиять на внешние события мы можем лишь в незначительной мере, овладеть анализом того, как следует реагировать на эти события, можно.

6) Возможная неприятность вызывает беспокойство, и пока опасность не пройдет, надо все время ожидать ее. Думать так неразумно, подобные мысли не способны предотвратить неприятности, они могут даже способствовать тому, чтобы она произошла. Беспокойство может настолько изматывать, что, когда неприятность случается, почти не остается сил для того, чтобы поправить дело. С другой стороны, значительное большинство неприятностей, по поводу которых мы успели напереживаться, так и не случается, а если случается, то все оказывается не таким страшным, каким рисовалось в воображении (у страха глаза велики).

Лучшее, что можно сделать в таком случае,- это встретить складывающуюся ситуацию во всеоружии. Важно попытаться обезопасить ситуацию, найти правильный выход. Излишнее волнение не принесет никакой пользы. Даже если произойдет худшее, следует реалистично признать, что это событие неприятно, не желательно, и попытаться отвлечься от него. Нужно перестать думать, что каждая неприятность - это ужасная вещь и предвестник конца всему. Это не так.

7) Избегать жизненных трудностей и ответственности проще, чем брать их на себя и справляться с ними. Когда человек пытается устраниться от трудностей и от ответственности, он только создает себе многочисленные и более трудные проблемы в будущем. Лучше всего не прятаться, а взяться за их решение и при этом максимально проявить свои способности. Откладывание проблем будет только усиливать тревожность, депрессию и угрызения совести. И наоборот, решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь - это не отсутствие проблем, а их успешное решение.

8) Нам нужен кто-то сильнее, на кого можно положиться. Иногда нам может казаться, что жизнь немыслима без кого-то, но это не так. Жизнь все равно идет своим чередом независимо от того, есть с вами рядом этот человек или нет.

Надо развивать в себе самостоятельность, индивидуальность, цельность и возможности самовыражения. Тогда неудачи или потери кого-то из близких не станут губительными. Чрезмерная зависимость от другого человека может обкрадывать обоих, лишать их чего-то очень важного в жизни, вести к утрате уверенности в себе, возможности саморазвития.

Отчасти такая зависимость проявляется в чувстве обязанности за то, что сделано для нас. И, наоборот, за то, что сделано нами, вложено. Но все это неверно. Если мы хотим кому-то помочь, то должны делать это без всякой задней мысли, ничего не ожидая взамен, кроме (и это главное) удовлетворения, что мы сделали то, что хотелось. И тогда сами не должны считать себя обязанными другим при подобных обстоятельствах.

Нелепо страдать от того, что за нашу доброту с нами не расплатились или расплатились неполностью (Это, конечно, не относится к договорам, когда обе стороны заранее четко условливаются о требованиях друг к другу). Нужно стараться как можно больше отдать, чтобы, отдавая, получать. И отдавать просто потому, что хочется это сделать, ничего не ожидая взамен. Поступая таким образом, по большому счету, мы получаем обратно то, что отдаем.

9) То, что влияло на нас в прошлом, определяет наше поведение в настоящее время, и влияние прошлого невозможно преодолеть. Это совершенно неверно. Все же возможно изменить то, что было сформировано в детстве. Дело в том, что цель жизни каждого человека в отдельности - это его личностный рост и развитие. И мы никогда не перестаем изменяться.

Мы не такие, какими были 10 лет назад. Да и условия, в которых мы живем, тоже изменились. Важно учиться на прошлом опыте, а не быть чрезмерно привязанным к нему. То, что было необходимым и уместным в прошлом, может не годиться и не срабатывать теперь. Разумный человек развивается и совершенствует себя на протяжении всей жизни.

10) Для нас жизненно важно то, что делают другие. Надо приложить все усилия, чтобы они изменились в нужном направлении. В действительности жизнь и поведение других людей - это их личное дело и в целом не должно нас касаться. Мы не можем реально влиять на них и изменять сколько-нибудь существенно. Попытки повлиять на них обычно вызывают противодействие и только ухудшают ситуацию. В целом мы должны стремиться к предельной терпимости: жить и давать жить другим. На самом деле нас расстраивают наши собственные интерпретации и предложения, касающиеся поведения других людей.

Если кто-то просит помощи, ее надо оказать. Но мы не вправе навязывать свою помощь тому, кто в ней не нуждается. Если чье-то поведение отражается на нас, нужно обсудить это положение и найти приемлемое решение. Однако во многих случаях нужно учиться просто принимать ситуацию такой, как она есть. Важно понять, что у людей бывают недостатки, с которыми приходится мириться.

11) Каждая проблема имеет единственно правильное решение. Как ужасно, если его не удастся найти. Думать так неразумно, так как большинство проблем имеет много решений и редко существует какое-то одно правильное решение. Каждое из возможных решений имеет свои преимущества и недостатки. Нам остается только выбрать одну из альтернатив и испробовать ее. Если выбранный способ не помогает, нужно испробовать новый.

Всякий раз мы должны пытаться подыскивать наилучшее решение в сложившихся обстоятельствах, и, если мы проведем это последовательно, наши дела пойдут наилучшим образом, а несчастья, скорее всего, не будут преследовать нас. Стремление же найти единственно возможное и исключительно правильное решение лишь терзает душу и часто приводит к выбору менее выигрышного (стратегически) варианта. Редко такие решения оказываются действительно наилучшими.

12) Контролировать свои эмоции невозможно - мы их жертвы. Ничего нельзя поделать со своими чувствами. В действительности существует немало способов управления своими эмоциональными состояниями. Если над этим специально работать, вполне можно добиться овладения своими чувствами, высвободиться из-под влияния неконтролируемых эмоций.

В заключение подчеркнем, что подобный анализ собственных и распространенных суждений, применение принципов рационального мышления помогают бороться с ненужной и бессмысленной тревожностью. Известно, что некоторым удается преодолевать подобные иррациональные представления и приходить к здравым суждениям в общении, совместно в диалогах с друзьями и знакомыми. И в этом смысле общение играет профилактическую роль.

4) «Здоровые и нездоровые негативные эмоции». Озабоченность, грусть, сожаление, огорчение, раздражение называются в РЭПТ «здоровыми» негативными эмоциями, поскольку сопровождают рациональные оценки-предпочтения, принадлежащие «В», и способствуют возникновению у людей желания добиться изменения неблагоприятной ситуации «А» в лучшую сторону. Тревога, депрессия, вина, стыд/смущение, гнев – «нездоровые негативные эмоции», предположительно возникающие из иррациональных оценок-долженствований, имеющихся в «В». В отдельных случаях нездоровые «С» могут быть результатом внутренних биологических дефектов, как в случае эндогенной депрессии.

Для психологически здоровых людей характерны здоровые отрицательные эмоции, если их желания не будут исполняться. Эти эмоции предполагают конструктивные мотивационные тенденции, поскольку помогают людям устранить препятствия на пути к достижению цели, а также конструктивно изменить то, что не может быть реализовано.

А. Эллис перечисляет 15 механизмов, " помогающих людям противостоять благоприятным изменениям":

- привычка мыслить, чувствовать и вести себя дисфункционально;

- склонность к физической, эмоциональной и интеллектуальной инерции;

- желание получить удовольствие немедленно и любой ценой;

- совершение действий, приносящих очевидный вред (азартные игры, алкоголь);

- внушаемость, доверчивость и конформизм;

- тенденция поддаваться панике и подозрительности, вместо того, чтобы быть внимательным и осторожным;

- склонность к чувству собственного величия;

- приверженность принципу "все или ничего";

- нереалистическое мышление;

- желание тянуть время и избегать того, что не нравится;

- нежелание быть настойчивым;

- склонность к чрезмерным обобщениям и другим логическим ошибкам;

- бездумность и торопливость;

- склонность создавать эмоциональные и поведенческие проблемы, а потом обвинять себя в этом;

- талант догматического, абсолютистского, жесткого, антинаучного мышления.

5) Критерии психологического здоровья (характерные черты самоактуализирующихся людей). Теория РЭПТ говорит о том, что психологически здоровых индивидов отличает философия релятивизма, или философия «пожелания». Согласно этой философии, у людей имеется огромное множество различных желаний, мечтаний, целей, предпочтений и т.д., и если они не возводят эти неабсолютные ценности в ранг грандиозных догм и требований, у них будет меньше психологических проблем. Теория РЭПТ выдвигает ряд критериев психологического здоровья, и эти критерии таковы.

Личный интерес. Разумные и эмоционально здоровые люди прежде всего ценят собственные интересы, действуют в своих интересах, хотя готовы жертвовать ими до некоторой степени ради тех, кто для них небезразличен, интересы близких они ставят рядом со своими.

Социальный интерес. Заинтересованы в удовлетворении потребностей других людей и в социальном выживании, поскольку предпочитают жить в группах или общинах, достаточно общительны и компетентны в общении, способны к сотрудничеству.

Самоуправление. Берут на себя первичную ответственность за свою жизнь. Им не безразлично отношение и одобрение окружающих, но они не поставят свою жизнь в зависимость от них.

Толерантность. Предоставляют себе и другим право ошибаться. Порицают поведение, а не отвергают личность.

Гибкость. Мыслят гибко, открыты новому, готовы к изменениям. Не разрабатывают жестких (ригидных) правил для себя и для других людей. Непредвзято относятся к разнообразию людей и точек зрения, изменяют представление о реальности на основе новой информации;

Принятие неуверенности. Признают, что наш мир нестабилен, в нем много случайностей. Склонны к поддержанию порядка, но не требуют его.

Обязательство. Имеют обязательства перед кем-то и чем-то. Максимально реализуют свои возможности и достигают счастья, испытывая постоянный всепоглощающий интерес к жизни;

Творческий потенциал и оригинальность. Проявляют склонность к новаторству, творчески подходят к решению как каждодневных, так и профессиональных проблем.

Научное мышление. Рациональны и объективны, думая о каком-либо вопросе, придерживаются правил логики, используют научные методы, но и доверяют интуиции.

Самопринятие. Предпочитают принимать себя безусловно. Не оценивают свой внутренний мир с внешней точки зрения, не уделяют чрезмерное внимание тому, что думают о нем другие. Стараются получать удовольствие, а не демонстрировать себя.

Принятие животного начала в человеке. Принимают животную природу самих себя и других людей.

Риск. Готовы пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого.

Перспективный гедонизм. В поисках счастья и уклонения от боли поддерживают баланс между перспективной и сиюминутной выгодой. Не одержимы стремлением к немедленному получению вознаграждения.

Отсутствие утопизма. Считают, что совершенство, возможно, недостижимо; отказываются от нереалистичного стремления к полному счастью или полному отсутствию отрицательных эмоций, что не мешает им иметь идеалы и строить планы на будущее.

Высокая фрустрационная толерантность. Изменяют те неприятные условия, которые могут изменить, принимают те условия, которые не могут изменить, и видят различия между ними.

Собственная ответственность за нарушение своего душевного равновесия. Берут на себя большую ответственность за свои негативные эмоции, а не обвиняют других людей или обстоятельства.


Процедуры и техники оказания психологической помощи

Работа с клиентом включает несколько этапов.

Первый этап – прояснение параметров события (А), а также выявление системы оценки клиента, определяющей, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы.

Второй этап – идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С), выявление иррациональных и рациональных установок клиента.

Выявлению этих установок помогает признание клиентом "тирании долженствования" над собой, то есть власти "надо", "необходимо", "должен", катастрофических установок. Разработаны несколько тестов, предназначенных для выявления иррациональных убеждений, например, "перечень иррациональных убеждений Джонса" (Irrational beliefs inventory of Jones).

Третий этап – реконструкция иррациональных установок и формирование рациональных установок. Терапевт учит отделять рациональные убеждения от иррациональных, оспаривать иррациональные убеждения, заменять их рациональными, принимать действительность, отказываться от перфекционизма. Основной когнитивной техникой является опрос, целью которого является доказательство того, что иррациональные идеи не выдерживают критики. Применяется сократовский диалог и когнитивный диспут, в которых очень важна семантическая точность. Вопросы для обсуждения, которые должен задать себе клиент:

- "Какое убеждение я хочу обсудить и от какого отказаться?"

- "Могу ли я рационально защитить это убеждение? "

- "Какие доказательства его истинности существуют?"

- "Какие доказательства его ошибочности существуют?"

- "Почему это ужасно?"

- "Почему я не могу это вынести?"

- "Как это делает меня слабым?"

- "Почему я считаю, что я всегда все буду делать плохо?"

- "Каким новым рациональным эффективным убеждением я могу заменить мое иррациональное убеждение?"

В работе с когнициями диагностическая формула А В С преобразуется в формулу А В С D E. Пример А. Эллиса.
А (событие): "Я ходил на собеседование и не получил работу".
В (иррациональные убеждения): "Мне не должны отказывать", "Как ужасно получить отказ!", "Я не перенесу этого!" "Этот отказ говорит о том, что я - ничтожество!", "Я всегда неправильно держусь во время собеседования".
С (эмоциональные и поведенческие последствия): Депрессия, тревога, гнев, плохое функционирование на других собеседованиях, отказ идти на другие собеседования.
D (дискуссия): "Почему мне не должны отказывать?", "Почему ужасно получить отказ?", "Почему этот отказ говорит о том, что я - ничтожество?", "Почему я считаю, что я неправильно держусь во время собеседования?"

Е (эффективные рациональные убеждения): "Я предпочел бы иметь эту работу, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен получить ее", "Ничто не делает отказ ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным", "Я могу выдержать отказ, хотя мне и не нравится получение отказа", "Отказ не говорит о том, что я ничтожество, а просто указывает на то, что у меня есть некоторые слабые черты", "Я не должен считать, что я всегда неправильно держусь при приеме на работу, тем более что я пробую учиться на своих ошибках".

Эмоциональный эффект: "Я чувствую себя опечаленным, но не угнетенным".

Поведенческий эффект: "Я отправился на другие собеседования".

Четвертый этап - закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно.

Формы терапии. Рационально-эмотивная терапия проводится в индивидуальной форме, групповой форме ("рациональный энкаунтер"), в супружеской и семейной терапии, в виде краткосрочного лечения.

Индивидуальная терапия проводится от 5 до 50 занятий один раз в неделю. Занятия начинаются с рассказа клиента о своих эмоциональных и поведенческих расстройствах (С). Терапевт выявляет активирующие события (А), помогает идентифицировать неадаптивные когниции (В), учит опровергать неадапивные убеждения, дает домашние задания. С помощью отчета о самопомощи выясняется, как клиент в течение недели использовал подходы рационально-эмотивной терапии.

Групповая терапия: клиенты участвуют в ролевых играх, учатся взаимодействию с другими людьми, едут на вербальный и невербальный риск, учатся на опыте других. А. Эллисом разработан "рациональный энкаунтер" ("группа встреч-столкновений" в форме марафона). Первые несколько часов отводятся тому, чтобы клиенты сблизились, делились интимными переживаниями, шли на риск, испытывали интенсивные чувства. Решение проблем умышленно избегается. Лишь после этого клиенты под руководством терапевта занимаются анализом эмоциональных и поведенческих проблем, разработкой стратегий их изменения путем изменения когниций.

Супружеская и семейная терапия. Терапевт показывает, что если даже претензии справедливы, то это не является поводом для возникновения эмоциональных и поведенческих расстройств. Терапевт обучает супругов и членов семьи компромиссам, терпимости и безусловному принятию. Работа главным образом направлена на ликвидацию враждебности членов семьи. Критерием успешности является их решение совместно работать над своими проблемами.

Краткосрочная терапия. Предназначена для ликвидации конкретной проблемы и состоит из 1 - 10 занятий, во время которых терапевт обучает клиента "АВС-методу". Клиент может активно пользоваться аудиозаписью "наставлений" терапевта. А. Эллис рекомендует 10 - 12 занятий. Существует большое количество специально написанных популярных книг, которые могут быть использованы при аутотерапии: "Новый путеводитель по рациональной жизни", «Рациональное консультирование для начинающих", "Как жить со страхом и без него", «Как жить с невротиком", "Путеводитель по успешной супружеской жизни", "Путеводитель по личному счастью", "Как решительно отказаться от того, чтобы делать себя несчастным по поводу всего - да, всего!"

Рационально-эмотивно-поведенческие консультанты не колеблясь открывают клиентам глаза на то, как те сами вносят вклад в собственное страдание. В ходе дискуссии они доказывают клиентам, что те мыслят нелогично, помогают им учиться самим замечать нелогичность своего мышления. Продолжительность сеансов, которые проводил Эллис, обычно составляла 30 минут. В большинстве случаев бывает достаточно 5-50 занятий.

Психокоррекционные техники

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов. Психолог активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д. В пределах системы АВС иррациональные убеждения могут быть прослежены когнитивно, эмоционально и поведенчески. Большое внимание уделяется смягчению категоричности клиента: вместо «Я должен» - «Мне бы хотелось»; вместо «Будет ужасно, если…» - «Наверное, не совсем удобно будет, если…».

2. Использование рациональной ролевой игры. Эллис использует ролевую игру, чтобы показать клиентам, каковы их ложные идеи и как они влияют на отношения с другими людьми.Проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, особенно несущие в себе самообвинение и самоуничтожение.

3. Использование юмора. Консультанты часто представляют в гротескном виде нервозные идеи клиентов и используют игру слов, шутки, иронию, причуды, эмоционально-вызывающий язык, сленг, а иногда даже веселые непристойности. Например, Эллис сказал своему клиенту Роджеру, который боялся публичных выступлений: «Тебе действительно следует стыдиться того, что ты избегаешь выступать с речами в обществе. Любой другой человек в твоем возрасте говорит свободно и не чувствует тревоги. Какой ты уникальный тупица!» Использование таких методов, как побуждение клиентов петь самим себе рациональные юмористические песни и рссказывать забавные анекдоты, помогает бороться со склонностью клиентов воспринимать себя, других людей и мир в целом слишком серьезно.

4. Когнитивное домашнее задание связано с самоанализом по «АВС-модели» и переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций. При выполнении домашнего задания используются следующие техники.

Рационально-эмотивное воображение. Клиента просят мысленно вообразить трудную для него ситуацию и свои чувства в ней. Затем представлять себя справляющимся со знанием дела с проблемами, которых они в настоящее время боятся.

«Атака на страх». Техника состоит в домашнем задании, смысл которого в том, чтобы выполнить действие, которое обычно вызывает страх или психологические затруднения у клиента. Например, клиенту, который испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом, предлагают зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать ему какую-либо вещь. Клиентов просят выполнять задания, используя метод «наводнения», оставаясь в ситуациях, которые они воспринимают как крайне опасные, до тех пор, пока не увидят, что «опасность» эта в значительной степени воображаемая. Например, клиентам, которые боятся ездить на автобусах или поездах метро, рекомендуют начать ездить в общественном транспорте немедленно, по много раз в день, в часы пик, если именно этого они больше всего боятся.

Перечисление неудобств. Клиентов просят перечислить десять неудобств, связанных с уклонением от определенного вида поведения (например, от публичных выступлений), и ежедневно просматривать составленный список.

Использование аудиозаписей, сделанных на занятиях. Консультанты поощряют клиентов записывать занятия и прослушивать сделанную запись.

Библиотерапия. Клиенту вменяется в обязанность чтение книг, посвященных оказанию самопомощи.

Кассеты, предназначенные для оказания самопомощи. Эллис выпустил массу аудио- и видеокассет, включая «Решение эмоциональных проблем», «Как быть счастливым и при этом человечным», «Как перестать беспокоиться и начать жить». Многие клиенты считают эти кассеты весьма полезными.

 

Вопросы и задания для повторения и самоанализа

1. Объясните название рационально-эмотивно-поведенческой терапии.

2. Каковы различия между дескриптивными и оценочными когнициями?

3. Приведите примеры иррациональных и рациональных суждений и лежащих в основе когниций (мыслей/установок).

4. В чем отличие формул ABC и ABCDE в рационально-эмотивно-поведенческой терапии Эллиса?

5. Какие из иррациональных убеждений кодекса невротика свойственны вам лично? Насколько убедительно для вас объяснение их иррациональности?

6. Предложите рациональные убеждения в противовес иррациональным.

7. В какой мере вам характерны здоровые и нездоровые негативные эмоции?

8. Какие из характерных особенностей психологически здоровых людей свойственно вам лично, а какие нет.

9. Какое влияние, если таковое есть, оказывают теория и практика рационально-эмотивно-поведенческого консультирования на то, как вы консультируете?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.