Сущность концепции
| Транзактный анализ (ТА) – концепция и методика группового и личностного роста, разработанная американским психологом и психиатром Эриком Берном; заключается в анализе вербальных и невербальных взаимодействий между людьми, обусловленных различными эго-состояниями.
|
Основные структурные компоненты и категории
| 1) Модель Эго-состояний (модель Родитель-Дитя-Взрослый); 2) транзакции и поглаживания; 3) структурирование времени; 4) сценарии и жизненные позиции; 5) цели изменения.
|
Понимание сущности человека
| Согласно Берну, человек запрограммирован "ранними решениями" в отношении жизненной позиции; проживает свою жизнь по "сценарию", написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей; принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые были нужны для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны или, чаще, вредны.
|
Базовые стремления личности
| Люди от рождения имеют стремление (стимул) как к психическому, так и физическому здоровью. Согласно Берну, существуют три основные формы побуждения. 1) Жажда стимула, при этом наиболее сильными являются стимулы, связанные с физической близостью. 2) Жажда признания, удовлетворяемая с помощью «поглаживаний». 3) Структурный голод – касающийся структурирования времени (часов бодрствования).
|
Причины психологических проблем
| Родители препятствуют развитию Эго-состояний своих детей посредством запретов, атрибуций и игнорирований. Существуют следующие способы поддержания неадекватного поведения: воздаяние (расплата) за сценарий; воздаяние (расплата) за игру; создание иллюзии автономии, приводящее к контаминации Эго-состояний; исключение Эго-состояния и предоставление неадекватной информации.
|
Цель психологической помощи
| Помощь клиентам в осознании своих игр, жизненного сценария, «эго-состояний», в обретении жизненной позиции «я о'кей – ты о'кей», а также - актуализация «Взрослого» в человеке, достижение им Автономии.
|
Понятие психологического /психического здоровья, нормы
| Идеал заключается в автономии. Автономные люди характеризуются осознанием, спонтанностью и интимностью.
|
Методы и техники психологической помощи
| ТА предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект. Пациентов обучают основным понятиям ТА, пониманию механизмов поведения и их расстройств. Основные методы, предложенные Э.Берном: 1) структурный анализ; 2) анализ трансакций; 3) анализ психологических игр; 4) анализ сценария (скрипт-анализ). Усовершенствования, произведенные в транзактном анализе после смерти Берна: использование эгограмм, применение гештальт-методов, обновление родительского влияния
|
Требования к личности психолога
| Партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. Психолог обращается к эго-состоянию «Взрослый» в клиенте, не потакая капризам «Ребенка» и не успокаивает разгневанного «Родителя» в клиенте.
|
Показания и ограничения в применении
| Используется при работе с неврозами в широком возрастном диапазоне. Менее эффективно для лечения психотических больных, а также больных с тяжелыми хроническими формами неврозов. Одной из основных сфер приложения ТА является коррекция внутрисемейных отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми.
|