Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурирование времени




При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время: уход, ритуалы, деятельность, времяпровождение, игры, интимность. По мнению Э.Берна, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голода человека.

Уход. При уходе люди открыто не контактируют друг с другом. Например, так ведут себя пассажиры в автобусе или замкнутые шизофреники. При уходе человек остается углубленным в собственные мысли.

Ритуалы – это стилизованные знаки взаимного признания, в основе которых лежат традиции и социальные обычаи. На самом простом уровне два человека, говорящие «Доброе утро», участвуют в ритуале.

Деятельность обычно имеет отношение к работе человека, но и не только к ней. Это, как правило, транзакции типа «Взрослый-Взрослый». Деятельность позволяет получить различные виды признания и удовлетворенности.

Времяпровождение является «полуритуалом» и подразумевает проведение тематических бесед, которые длятся дольше, чем ритуалы, но все же социально запрограммированы. Это могут быть беседы на темы типа «Разве это не ужасно?» и «Автомобили». Тема, как правило, носит скорее внешний характер по отношению к беседующим, чем личностный.

Игры - серия следующих друг за другом комплексов повторяющихся скрытых (дополнительных) трансакций со скрытой мотивацией, для которых характерно наличие "приманки" и "ловушки" ("подвоха") и четко определенного предсказуемого исхода.

Каждая игра имеет девиз, по которому ее можно узнать, например «Почему ты не – Да, но» и «Если бы не ты». Игры передаются из поколения в поколение и создают окружение. Игры спасают от скуки времяпрепровождения и опасности близости. Участник игры создает видимость, что делает одно, а на самом деле делает другое с целью получения "вознаграждения" ("выигрыша"). В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится. Это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость. Чаще – это неприятные ощущения, которые для игрока являются «любимыми» и которые он «коллекционирует» ("коричневые купоны"). "Вознаграждение" ("выигрыш") в зависимости от конструктивности или неконструктивности игры может быть "чудом" или "катастрофой".

Игроки исходят из:

Родительского состояния "Я", когда повторяют игры родителей;

Взрослого Я-состояния, когда они сознательно рассчитаны;

Детского Я-состояния, когда они основаны на ранних переживаниях, решениях и позициях, которые ребенок занял в отношении себя и других в детстве.

Выделяют два вида игроков:

"брюзга" - обиженный на мать мужчина или обиженная на отца женщина, желающие быть обиженными представителями противоположного пола;

"ничтожество" - сверхчувствительный к родительским влияниям и боящийся родителей всю жизнь человек.

Каждый игрок может становиться (или одновременно являться):

- преследователем,

- спасителем,

- жертвой.

Берн делит игры на группы в соответствии с ситуациями, в которых они чаще встречаются: «Игры на всю жизнь» («Алкоголик», «Должник», «Бейте меня», «Ну что, попался, негодяй», «Посмотри, что я из-за тебя сделал»); «Супружеские игры» («Тупик», «Судебное разбирательство», «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если бы не ты», «Видишь, как я старался», «Дорогая»); «Игры в компаниях, на вечеринках» («Подумайте, какой ужас!», «Изъян», «Гость-растяпа» и «Почему бы вам не… - Да, но»; «Сексуальные игры» («А ну-ка, подеритесь», «Извращение», «Динамо», «Чулок», «Скандал»); «Игры преступного мира» («Полицейские и воры», «Как отсюда выбраться», «Давай надуем Джо»); «Игры на приеме у психотерапевта» («Оранжерея», «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Крестьянка», «Психиатрия», «Дурачок», «Калека»); «Хорошие игры» («Трудовой отпуск», «Кавалер», «Рад помочь вам», «Местный мудрец»).

Интимность – это искренние, не основанные на игре отношения. Создание интимности обеспечивает решение проблем, связанных и с жаждой стимула, и жаждой признания и структурным голодом. Интимность включает в себя сексуальную близость, но не ограничивается ею.

4) Сценарии и жизненные позиции. Сценарии – подсознательные жизненные планы (план человеческой судьбы), с помощью которых люди структурируют свое время и определяют свои судьбы; спектакль, который личность вынуждена играть. Сценарии создаются на основе родительского программирования, а также решений, принятых в ответ на родительское программирование. Родитель "противоположного пола" "говорит", "что нужно делать" (Отец: "Будь самой красивой!"). Родитель "своего пола" "показывает", "как это сделать". Источником программы мужчин часто является сценарий деда по матери, а женщин - бабушки по отцу.

Игры и позиции являются частью сценария. Создание сценариев приводит к тому, что у людей возникает иллюзия личной автономии, в то время как фактически они выполняют предписания своих сценариев.

Эрик Берн считал, что история человеческой жизни начинается с рождения, примерно к четырем годам определяется основная сюжетная линия, а к семи годам все главные события сценария уже свершились. В юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослым, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, но тем не менее в точности ему следуем.

Родительское программирование осуществляется с помощью приказаний, атрибуций, игнорирований.

Приказания – обращения, начинающиеся со слов «Не делай», могут быть относительно мягкими или строгими; эти приказания лежат в основе депрессии.

Атрибуции – высказывания о том, чем дети являются, что они должны делать и что они должны чувствовать.

Игнорирования – перекрестные трансакции, при которых человек говорит с позиции Взрослого Взрослому другого человека, а другой человек отвечает с позиции Родителя или Ребенка. Например, детская любознательность игнорируется посредством родительских категоричных отказов. Игнорирование предполагает также минимизацию какого-либо аспекта самого себя, другого человека или ситуации.

Сценарии определяются потребностями в:

- ощущениях и информации («жажда стимула»; наиболее сильными являются стимулы, связанные с физической близостью; Берн признавал как опасность «сверхстимуляции», так и опасность «недостаточной стимуляции»);

- признании ("голод по признанию"; Берн использовал термин «поглаживанеие» для обозначения любого акта, посредством которого признается присутствие другого);

- структурировании ("планированном заполнении") времени (возникающий каждый день вопрос, как структурировать часы бодрствования).

Жизненные позиции первоначальный жизненный сценарий. Различают следующие жизненные позиции: «я о'кей – ты о'кей»; «я не о'кей – ты о'кей»; «я о'кей – ты не о'кей»; «я не о'кей – ты не о'кей»?

Понятие психологической позиции является одним из основных в сценарном анализе.

Первая позиция: "я о'кей - ты о'кей". Эта позиция полного довольства и принятия других, гармоничная, симбиотическая, соответствует положению плода в чреве матери, который находит себя и свое окружение благополучным (о'кей). Позиция может поддерживаться между младенцем и матерью, однако если ребенок застревает на ней, полагая, что он всю жизнь будет оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные переживания.

Вторая позиция: "я не о'кей - ты не о'кей". Если ребенок в начале своей жизни окружен вниманием, теплом и заботой, а затем, в силу каких-то жизненных обстоятельств, отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным (не о'кей). Жизнь утрачивает позитивные аспекты. Сохранение такого положения может подействовать деструктивно и привести к убеждению: "Жизнь ничего не стоит".

Третья позиция: "я не о'кей - ты о'кей". Очень скоро ребенок начинает переживать, что он маленький, беспомощный, зависит от взрослых; он ощущает себя менее ценным, чем окружающие его взрослые. Это может измениться только в том случае, если самооценка ребенка будет повышаться. Если же этого не происходит, то такое состояние фиксируется, что в конце концов приводит к осуществлению сценария, в котором главную роль играют депрессия, резигнация и чувство неполноценности: "Моя жизнь ничего не стоит".

Четвертая позиция: "я о'кей - ты не о'кей". Если ребенка "не поглаживают", плохо с ним обращаются, то он приходит к заключению: "Только я один могу защитить себя, только я один хороший, а другие - плохие". Осуществление жизненного сценария на основе этой позиции может привести к криминальной ситуации: "Ваша жизнь немногого стоит".

Пятая позиция: "я о'кей - ты о'кей". Формально будучи аналогичной "первой позиции", тем не менее это - реалистическая позиция Взрослого. Она не основывается на ранних детских решениях, а выбирается осознанно. Позиция «я о'кей – ты о'кей» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем.

Исходя из позиций-местоимений люди осуществляют сценарий и играют в игры.

Например, женщина, которую в детстве третировал отец-алкоголик, принимает позицию:

- "Я ничего не стою" (я не о'кей);

- "Мужчины - это животные, которые будут обижать меня" (мужчины не о'кей).

Она выбирает людей, которые играют определенные роли, соответствующие ее сценарию. Она выходит замуж за "животное", к тому же алкоголика. Она играет в игру "Насильник": соблазняя мужчину, при любом исходе еще раз убеждается, что "мужчины - это животные, которые хотят обидеть" ее (коллекционирование "любимых чувств").

Согласно концепции Берна, человек запрограммирован "ранними решениями" в отношении жизненной позиции; проживает свою жизнь по "сценарию", написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей; принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые были нужны для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны или, чаще, вредны.
Конечной целью транзактного анализа является достижение автономии личности, что помогает определить свою собственную судьбу, принять ответственность за свои поступки и чувства.

5) Цели изменения. Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности.

Автономность способность к «несценарному» поведению, наличие осознания, спонтанности и интимности.

Осознание открытость для ощущений,способность видеть и слышать непосредственно, а не в соответствии с тем, как человек был воспитан.

Спонтанность способность чувствовать непосредственно и выражать свои чувства открыто, а не в соответствии с тем, как человек был воспитан; способность произвольно выбирать чувства, будь то чувства Родителя, Взрослого или Ребенка.

Интимность – способность поддерживать отношения с другим человеком или несколькими людьми осознанно, спонтанно, с любовью и без игры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.