КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурирование времени
При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время: уход, ритуалы, деятельность, времяпровождение, игры, интимность. По мнению Э.Берна, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голода человека. Уход. При уходе люди открыто не контактируют друг с другом. Например, так ведут себя пассажиры в автобусе или замкнутые шизофреники. При уходе человек остается углубленным в собственные мысли. Ритуалы – это стилизованные знаки взаимного признания, в основе которых лежат традиции и социальные обычаи. На самом простом уровне два человека, говорящие «Доброе утро», участвуют в ритуале. Деятельность обычно имеет отношение к работе человека, но и не только к ней. Это, как правило, транзакции типа «Взрослый-Взрослый». Деятельность позволяет получить различные виды признания и удовлетворенности. Времяпровождение является «полуритуалом» и подразумевает проведение тематических бесед, которые длятся дольше, чем ритуалы, но все же социально запрограммированы. Это могут быть беседы на темы типа «Разве это не ужасно?» и «Автомобили». Тема, как правило, носит скорее внешний характер по отношению к беседующим, чем личностный. Игры - серия следующих друг за другом комплексов повторяющихся скрытых (дополнительных) трансакций со скрытой мотивацией, для которых характерно наличие "приманки" и "ловушки" ("подвоха") и четко определенного предсказуемого исхода. Каждая игра имеет девиз, по которому ее можно узнать, например «Почему ты не – Да, но» и «Если бы не ты». Игры передаются из поколения в поколение и создают окружение. Игры спасают от скуки времяпрепровождения и опасности близости. Участник игры создает видимость, что делает одно, а на самом деле делает другое с целью получения "вознаграждения" ("выигрыша"). В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится. Это далеко не всегда позитивное чувство, удовольствие или радость. Чаще – это неприятные ощущения, которые для игрока являются «любимыми» и которые он «коллекционирует» ("коричневые купоны"). "Вознаграждение" ("выигрыш") в зависимости от конструктивности или неконструктивности игры может быть "чудом" или "катастрофой". Игроки исходят из: Родительского состояния "Я", когда повторяют игры родителей; Взрослого Я-состояния, когда они сознательно рассчитаны; Детского Я-состояния, когда они основаны на ранних переживаниях, решениях и позициях, которые ребенок занял в отношении себя и других в детстве. Выделяют два вида игроков: "брюзга" - обиженный на мать мужчина или обиженная на отца женщина, желающие быть обиженными представителями противоположного пола; "ничтожество" - сверхчувствительный к родительским влияниям и боящийся родителей всю жизнь человек. Каждый игрок может становиться (или одновременно являться): - преследователем, - спасителем, - жертвой. Берн делит игры на группы в соответствии с ситуациями, в которых они чаще встречаются: «Игры на всю жизнь» («Алкоголик», «Должник», «Бейте меня», «Ну что, попался, негодяй», «Посмотри, что я из-за тебя сделал»); «Супружеские игры» («Тупик», «Судебное разбирательство», «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если бы не ты», «Видишь, как я старался», «Дорогая»); «Игры в компаниях, на вечеринках» («Подумайте, какой ужас!», «Изъян», «Гость-растяпа» и «Почему бы вам не… - Да, но»; «Сексуальные игры» («А ну-ка, подеритесь», «Извращение», «Динамо», «Чулок», «Скандал»); «Игры преступного мира» («Полицейские и воры», «Как отсюда выбраться», «Давай надуем Джо»); «Игры на приеме у психотерапевта» («Оранжерея», «Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Крестьянка», «Психиатрия», «Дурачок», «Калека»); «Хорошие игры» («Трудовой отпуск», «Кавалер», «Рад помочь вам», «Местный мудрец»). Интимность – это искренние, не основанные на игре отношения. Создание интимности обеспечивает решение проблем, связанных и с жаждой стимула, и жаждой признания и структурным голодом. Интимность включает в себя сексуальную близость, но не ограничивается ею. 4) Сценарии и жизненные позиции. Сценарии – подсознательные жизненные планы (план человеческой судьбы), с помощью которых люди структурируют свое время и определяют свои судьбы; спектакль, который личность вынуждена играть. Сценарии создаются на основе родительского программирования, а также решений, принятых в ответ на родительское программирование. Родитель "противоположного пола" "говорит", "что нужно делать" (Отец: "Будь самой красивой!"). Родитель "своего пола" "показывает", "как это сделать". Источником программы мужчин часто является сценарий деда по матери, а женщин - бабушки по отцу. Игры и позиции являются частью сценария. Создание сценариев приводит к тому, что у людей возникает иллюзия личной автономии, в то время как фактически они выполняют предписания своих сценариев. Эрик Берн считал, что история человеческой жизни начинается с рождения, примерно к четырем годам определяется основная сюжетная линия, а к семи годам все главные события сценария уже свершились. В юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослым, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, но тем не менее в точности ему следуем. Родительское программирование осуществляется с помощью приказаний, атрибуций, игнорирований. Приказания – обращения, начинающиеся со слов «Не делай», могут быть относительно мягкими или строгими; эти приказания лежат в основе депрессии. Атрибуции – высказывания о том, чем дети являются, что они должны делать и что они должны чувствовать. Игнорирования – перекрестные трансакции, при которых человек говорит с позиции Взрослого Взрослому другого человека, а другой человек отвечает с позиции Родителя или Ребенка. Например, детская любознательность игнорируется посредством родительских категоричных отказов. Игнорирование предполагает также минимизацию какого-либо аспекта самого себя, другого человека или ситуации. Сценарии определяются потребностями в: - ощущениях и информации («жажда стимула»; наиболее сильными являются стимулы, связанные с физической близостью; Берн признавал как опасность «сверхстимуляции», так и опасность «недостаточной стимуляции»); - признании ("голод по признанию"; Берн использовал термин «поглаживанеие» для обозначения любого акта, посредством которого признается присутствие другого); - структурировании ("планированном заполнении") времени (возникающий каждый день вопрос, как структурировать часы бодрствования). Жизненные позиции – первоначальный жизненный сценарий. Различают следующие жизненные позиции: «я о'кей – ты о'кей»; «я не о'кей – ты о'кей»; «я о'кей – ты не о'кей»; «я не о'кей – ты не о'кей»? Понятие психологической позиции является одним из основных в сценарном анализе. Первая позиция: "я о'кей - ты о'кей". Эта позиция полного довольства и принятия других, гармоничная, симбиотическая, соответствует положению плода в чреве матери, который находит себя и свое окружение благополучным (о'кей). Позиция может поддерживаться между младенцем и матерью, однако если ребенок застревает на ней, полагая, что он всю жизнь будет оставаться самой важной персоной, то со временем возникнут разочарования и отрицательные переживания. Вторая позиция: "я не о'кей - ты не о'кей". Если ребенок в начале своей жизни окружен вниманием, теплом и заботой, а затем, в силу каких-то жизненных обстоятельств, отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным (не о'кей). Жизнь утрачивает позитивные аспекты. Сохранение такого положения может подействовать деструктивно и привести к убеждению: "Жизнь ничего не стоит". Третья позиция: "я не о'кей - ты о'кей". Очень скоро ребенок начинает переживать, что он маленький, беспомощный, зависит от взрослых; он ощущает себя менее ценным, чем окружающие его взрослые. Это может измениться только в том случае, если самооценка ребенка будет повышаться. Если же этого не происходит, то такое состояние фиксируется, что в конце концов приводит к осуществлению сценария, в котором главную роль играют депрессия, резигнация и чувство неполноценности: "Моя жизнь ничего не стоит". Четвертая позиция: "я о'кей - ты не о'кей". Если ребенка "не поглаживают", плохо с ним обращаются, то он приходит к заключению: "Только я один могу защитить себя, только я один хороший, а другие - плохие". Осуществление жизненного сценария на основе этой позиции может привести к криминальной ситуации: "Ваша жизнь немногого стоит". Пятая позиция: "я о'кей - ты о'кей". Формально будучи аналогичной "первой позиции", тем не менее это - реалистическая позиция Взрослого. Она не основывается на ранних детских решениях, а выбирается осознанно. Позиция «я о'кей – ты о'кей» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. Исходя из позиций-местоимений люди осуществляют сценарий и играют в игры. Например, женщина, которую в детстве третировал отец-алкоголик, принимает позицию: - "Я ничего не стою" (я не о'кей); - "Мужчины - это животные, которые будут обижать меня" (мужчины не о'кей). Она выбирает людей, которые играют определенные роли, соответствующие ее сценарию. Она выходит замуж за "животное", к тому же алкоголика. Она играет в игру "Насильник": соблазняя мужчину, при любом исходе еще раз убеждается, что "мужчины - это животные, которые хотят обидеть" ее (коллекционирование "любимых чувств"). Согласно концепции Берна, человек запрограммирован "ранними решениями" в отношении жизненной позиции; проживает свою жизнь по "сценарию", написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей; принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые были нужны для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны или, чаще, вредны. 5) Цели изменения. Эрик Берн считал, что идеал заключается в автономности. Автономность – способность к «несценарному» поведению, наличие осознания, спонтанности и интимности. Осознание – открытость для ощущений,способность видеть и слышать непосредственно, а не в соответствии с тем, как человек был воспитан. Спонтанность – способность чувствовать непосредственно и выражать свои чувства открыто, а не в соответствии с тем, как человек был воспитан; способность произвольно выбирать чувства, будь то чувства Родителя, Взрослого или Ребенка. Интимность – способность поддерживать отношения с другим человеком или несколькими людьми осознанно, спонтанно, с любовью и без игры.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |