КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В транзактном анализе
Процедуры и техники оказания психологической помощи Цель психотерапевтического процесса: реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознание непродуктивных стереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формирование новой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей. Первоначально Берн разработал транзактный анализ как метод группового консультирования, дополняющий психоанализ. Преимущество проведения транзактного анализа в группе заключается в том, что члены группы могут наблюдать Эго-состояния друг друга и таким образом узнавать о своих собственных Эго-состояниях. Главная цель транзактного анализа – помощь клиенту в обретении жизненной позиции «я о'кей – ты о'кей». Перед клиентами ставятся две задачи. Первая – почувствовать себя лучше или «сделать успехи», вторая – «достижение выздоровления», или «излечение». Получение автономии или формирование интегрированного Взрослого – вот два способа достижения этой второй цели транзактного анализа. В основе практики транзактного анализа лежит психотерапевтический контракт, в котором оговариваются условия и ожидаемые результаты лечения. Основные методы, предложенные Э.Берном: структурный анализ Эго-состояний, транзактный анализ, анализ игры, анализ сценария (скрипт анализ). Берн видел прогресс в переходе от структурного анализа через транзактный анализ и анализ игры к анализу сценария, однако он понимал, что анализ сценарий можно не всегда произвести. Усовершенствования, произведенные в трансактном анализе после смерти Берна: использование эгограмм, применение гештальт-методов, обновление родительского влияния. В основе практики трансактного анализа лежит психотерапевтический контракт, в котором оговариваются условия лечения и который включает: - цели, поставленные пациентом перед собой, - пути, по которым эти цели будут достигаться, - предложения психотерапевта по лечению, - требования к пациенту, которые он обязуется выполнять. Пациенты заново переживают сцены раннего детства, оживляют ситуации, в которых они приняли пораженческое решение относительно себя и своей жизни, принимают новое решение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Психотерапевт (руководитель группы) выступает в большей степени как учитель, часто использует дидактические подходы, чтобы помочь пациентам испытать инсайт и установить контроль над своей жизнью. Пациентов обучают основным понятиям и положениям трансактного анализа (психотерапевт и пациенты пользуются при этом доской и мелом). Начальной целью работы является осознание членами группы того, в пределах какого Я-состояния они обычно функционируют (структурный анализ). Развивая это осознание, пациенты исследуют и пересматривают раннее программирование, послания (сообщения), которые они получали от родителей, свои ранние решения в отношении жизненной позиции ("я о'кей", "я не о'кей"). Конечной целью трансактного анализа является достижение автономии личности, что помогает определить свою собственную судьбу, принять ответственность за свои поступки и чувства, достичь близости с другими 1) Структурный анализ – анализ структуры личности клиента; адекватная оценка всех его Эго-состояний и помощь Взрослому в сохранении контроля над личностью в напряженных ситуациях. 2) Анализ трансакций – это анализ вербальных и невербальных взаимодействий между людьми. Предстает в виде анализа отдельных трансакций с помощью трансактных диаграмм. Трансактный анализ выясняет состояния Я (Р? В? Ре?), ответственные за трансакции, то, чего человек хочет добиться в результате общения и чего он добьется. Анализ трансакций Эго-состояний клиента в различных ситуациях помогает повысить уровень компетентности клиента и справиться с трудностями. Одна из целей трансактного анализа – Развитие у Взрослого способности решать, когда следует высвобождать Родителя или Ребенка, а когда возобновлять административную деятельность. 3) Анализ психологических игр – это анализ скрытых трансакций, приводящих к желательному исходу (выигрышу). Консультант поощряет клиента изучать способы структурирования времени и получения поглаживаний, применение которых позволяет чувствовать наибольшее удовлетворение. Клиент получает помощь в понимании им того, в какую игру он играет, какие делает ходы в процессе этой игры, какова расплата за игру и как игра способствует оправданию жизненной позиции. Клиент также учится конструктивно выражать естественные потребности Ребенка или чувства, которые он привык игнорировать. 4) Анализ сценария (скрипт-анализ) – это анализ индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.Цель анализа сценария – вынудить клиентов выбраться из их сценариев и таким образом заставить их вести себя автономно. Консультант внимательно слушает клиента и наблюдает за его вербальным и невербальными поведением, старясь обнаружить признаки сценария. Кроме этого может использоваться контрольное описание сценария, которое помогает и аналитику, и клиенту узнать, каков сценарий клиента. Позиции, принимаемые в детстве - "я о'кей", "я не о'кей", - сначала усваиваются невербально. Затем дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения, которые могут относиться к общему жизненному плану: - "ты станешь знаменитым", - "ты неудачник, ты никогда ничего не достигнешь"), могут касаться различных сторон жизни человека: - "ты настоящий артист", - "ты такой хилый, ты никогда не станешь настоящим мужчиной", - "не рассчитывай со своими данными выйти замуж" и т. п. В каждом ребенке скрывается "принц" или "принцесса". Но дети получают от значимых для них людей сообщения, содержащие в той или иной форме пренебрежение, что и вынуждает их действовать ниже своих реальных способностей. Они становятся "лягушками", вместо того чтобы быть "принцами", которыми рождены. 5) Эгограмма – относится к пост-берновской стадии развития трансактного анализа. Эгограмма – это диаграмма в виде столбчатого графика, показывающая, сколько личностной энергии содержится в пяти функциональных Эго-состояниях: в Критическом Родителе (КРд); в Заботящемся Родителе (ЗРд); во Взрослом (В); в Свободном Ребенке (СРб) и Адаптированном Ребенке (Арб). Дж. Дюсэй выдвинул гипотезу константности, согласно которой: количество психической энергии у человека не меняется, и если энергия забрана у одного Эго-состояния, то большее ее количество будет доступно для других Эго-состояний. У каждого человека имеют место различные виды несбалансированности Эго-состояний. Соответственно, методы, использование которых способствует увеличению уверенности в себе, целесообразно применять при работе с людьми, у которых содержится недостаточное количество энергии в Критическом Родителе. Эмпатические методы полезно использовать при терапии клиентов, у которых мало энергии в Заботящемся Родителе. Упражнения на размышление показаны тем, у кого низок энергетический уровень Взрослого. Развивать творческие и интуитивные способности полезно тем, у кого мало энергии в Свободном Ребенке. Развитие способности к компромиссу и стремления к достижению показано тем, у кого низок энергетический уровень Адаптированного Ребенка. 6) Включение гештальт - методов. М. и Р. Гоулдинги объединили теорию и практику трансактного анализа и гештальт-терапии, назвав разработанный им подход терапией нового решения. Они используют гештальт-технику пустого стула, чтобы дать клиентам возможность вести диалоги между Эго-состояниями. В ходе этого процесса клиенты могут входить в контакт с сильными чувствами, подавленными с детства, и показывать их. 7) Обновление родительского влияния. Научные работы Шиффа посвящены обновлению родительского влияния у шизофреников. В стационарных лечебных центрах пациенты с выраженными психическими расстройствами, у которых имелась тенденция к регрессу и возрождению опыта, полученного в раннем детстве, прошли через «обновление родительского влияния» положительными родителями.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |