Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая настройка оратора перед выступлением. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории




Вопрос 1

Барьеры в общении и их преодоление.

Основные типы коммуникабельности людей.

Эго-состояние и речевое общение.

Использование индивидуальных особенностей и возможностей говорящего.

Контакт с аудиторией.

Психологическая настройка оратора перед выступлением. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

 

 

«Когда я впервые поднялся на кафедру, чтобы прочитать лекцию, я почувствовал, что рот у меня словно набит ватой, а пульс такой, как будто я участвую в каком-нибудь состязании на кубок».

Марк Твен

Жан Жорес, самый выдающийся французский политический оратор своего поколения, в течение года заседал в палате депутатов, не произнеся ни слова, пока, наконец, не собрался с мужеством, чтобы произнести свою первую речь. Когда он впервые попытался выступить перед аудиторией, то находился в ужасающем состоянии. Первоначально он не мог произнести ни слова. То же самое, возможно, будет происходить и с вами. Для того чтобы ваше стремление стать хорошим оратором быстро и успешно претворилось в жизнь, вам необходимо соблюдать 4 правила:

1. Начинать речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Подумайте о том, что это может дать вам в финансовом и социальном отношении и в смысле роста вашего влияния, занятия руководящих постов.

2. Нужно твердо знать то, о чем вы собираетесь говорить. Выступать только в том случае, если есть что сказать и вы хорошо это знаете. Вам будет легче избавиться от смущения, если вы сможете что-то делать перед аудиторией, например, взять в руки что-нибудь, написать что-либо на доске, показать какой-нибудь пункт на карте, переложить с места на место какие-нибудь книги, бумаги. Любое физическое действие, имеющее определенную цель, может помочь почувствовать себя более непринужденно. Не всегда легко найти повод для таких действий, но пользуйтесь им лишь первые несколько раз - ребенок не цепляется за стулья после того, как научится ходить.

3. Проявлять уверенность.

4. Практиковаться! Практиковаться! Практиковаться!

Выступая перед аудиторией, прежде всего надо настроиться психологически.

Оратору необходима хорошая психологическая подготовка. Мастерство устного выступления приходит с опытом. Для каждого оратора очень важно психологически настроиться перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением. Однако многие молодые ораторы испытывают скованность и страх перед публичным выступлением, чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос.

К основным причинам возникновения скованности и страха перед выступлением относятся следующие:

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания. Рекомендуется сконцентрировать свое внимание на содержании речи.

2. Недооценка собственных возможностей. Следует заставить себя поверить, что вы хорошо подготовлены к выступлению и можете сообщить слушателям нечто важное и полезное, что собранный по теме материал весьма информативен и должен произвести на слушателей нужное впечатление.

3. Недостаток опыта. Рекомендуется использовать любую возможность для развития своей коммуникативной компетенции в целом: как можно чаще выступать на семинарах, дискуссиях, особенно среди хорошо знакомых людей.

4. Воспоминание о провале. Неудачные выступления бывают даже у опытных ораторов, не говоря уже о том, что далеко не каждое выступление приносит полное удовлетворение. Поэтому нужно смириться с мыслью, что одно из выступлений может оказаться неудачным, реагировать на это спокойно, сделать скрупулезный анализ выступления, способов изложения информации и аргументации основных положений, манеры изложения, невербального поведения в ходе выступления (мимики, жестов, поз и т.д.).

5. Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое отношение к нему. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

6. Недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель 19 в. А. Ф. Кони писал: «Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду… Невидимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас повышается во время самой речи, как только лектор почувствует, что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать». Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Но опытного оратора отличает быстрое и четкое реагирование на различные неполадки в процессе речи.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Д. Карнеги писал: «Многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь». Но важно не только настроиться психологически перед выступлением, но и знать приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

Как бы ни было интересно выступление, внимание слушателей со временем притупляется и человек перестает слушать. Вступление способно захватить слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?

Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру своей речи. Выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и заранее планировать их при работе над композицией выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием использовать в том или ином месте.

Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении используются следующие ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории:

1. Логическая организация речи (последовательность, обоснованность).

2. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается подача фактов и идей в противопоставлении; ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

3. Содержательность выступления (новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы).

4. Показ практической значимости информации.

5. Прием новизны информации, гипотез (заставляет аудиторию предполагать, размышлять).

6. Привести примеры, затрагивающие непосредственные интересы слушателей, рассказать короткую забавную историю.

7. «Тайна занимательности» (предмет речи сразу не называется).

8. Доступность изложения.

9. Изменение звучания голоса (повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темпа речи, интонации, силы звука и т.п.).

10. Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

11. Выразительность речи оратора (оригинальные сравнения, использование пословиц, поговорок, примеров из художественной литературы, введение в текст элементов юмора и др.). Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

12. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

13. Диалог с аудиторией. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

14. Обратиться к слушателям с неожиданным вопросом.

15. Вопросно-ответный ход (оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой, ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам). Данный прием обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

16. Обращение к слушателям.

17. Драматизация речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

18. Использование речевых тактик (внесение элемента неформальности, неожиданность, усиление и др.).

19. Провокация, заявление того, что вызовет несогласие аудитории, привлечет ее внимание. Затем вместе с аудиторией прийти к конструктивным, компромиссным выводам.

20. Метод контраста. Построен на основе сравнения полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления. Использование различных методов в одном монологе позволяет сделать его основную часть оригинальной, нестандартной.

21. Сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории (оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий).

22. Прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах).

23. Доверительность (к оратору). При обсуждении каких-либо вопросов оратор обращается к своему собственному опыту, приводит собственные размышления, случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех ли иных событий. Опора на личный опыт, мнения всегда интересны слушателям.

24. Использовать прием «переключения внимания» - завершив один вопрос, назвать следующий; показать наглядные пособия; предложить что-то записать, ответить на вопрос, сопоставить различные мнения и т.п.

25. Прервать речь, сделать паузу.

26. Апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его и т.п.).

27. Апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, которые помогают осмыслить суть рассматриваемой проблемы).

28. Апелляция к погодным условиям (оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную погоду и т.п.). Например, «Даже погода радуется вместе с нами».

29. Ссылка на авторитеты или известные источники.

30. Апелляция к интересам аудитории (рассматривая тот или иной вопрос, оратор подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих навыков, умений и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.