Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эго-состояние и речевое общение




Вопрос 4

Каждый человек в различных ситуациях ведет себя по-разному, как бы исполняет различные психологические роли (Родителя, Взрослого, Ребенка), которые соответствуют его разным внутренним Я (или эго-состояниям).

В 1960-х годах 20-го века американский психолог Э. Берн разработал модель эго-состояний (я-состояний). Согласно этой модели в каждый момент времени человек обнаруживает одно из состояний Я - Родителя, Взрослого или Ребенка.

Состояние Родителя. Человек начинает думать, говорить, действовать, чувствовать так, как это делали его родители или другие люди, пользовавшиеся у него авторитетом в детстве.

Состояние родителя проявляется двояким образом:

1. Критическое состояние Родителя (в общении реализуется через выражение заповедей, запретов, норм, правил). Например:

Руководитель говорит своему референту: «Когда Вы, наконец, начнете готовить нормальные справки?»

Менеджер турфирмы своему коллеге (раздраженно): «Я не могу все время делать за тебя твою работу».

2. Кормяще-заботливое состояние Родителя (в общении проявляется через выражение одобрения, готовности оказать помощь, навязчивой заботливости):

Преподаватель говорит студенту на экзамене: «Не волнуйтесь. Вы сегодня обязательно вспомните».

Опытная делопроизводитель обращается к молодой сотруднице (заботливо): «Давайте я это сделаю за вас».

Состояние Взрослого – человек трезво и по-деловому взвешивает факты, учитывает реальное положение вещей, использует накопленный опыт.

Состояние Взрослого полезно при решении различных проблем, выражении деловых отношений и др.:

Консультант фирмы клиенту: «Вас устраивает такое решение вопроса?»

Администратор гостиницы директору: «Я готова предоставить вам сведения по оборудованию номеров к четвергу».

Состояние Ребенка – человек действует, говорит и чувствует, как он это делал в детстве.

Состояние Ребенка проявляется двумя способами:

1. Приспосабливающийся Ребенок (проявляется в повиновении, чувстве вины, замкнутости, «уходе в себя»). Такое поведение ориентировано на то, чтобы поступить так, как будто бы ожидают другие:

Референт руководителю (робко): «А как я должен был составить справку?»

Администратор гостиницы директору (подчеркнуто покорно): «Я полностью согласна с вами».

2. Естественный Ребенок (проявление чувств радости, обиды, грусти человека, которые не зависят от того, что хотят от него другие):

Коллега коллеге: «Ну, старик, ты гений!»

Менеджер турфирмы клиенту: «Это будет прекраснейшая поездка!»

Для распознания эго-состояний большое значение имеет знание интонаций, невербальных элементов (выражение лица, жесты, поза).

В каждое из этих состояний мы входим обычно не по своему желанию, а под воздействием ситуации, той социальной роли, которую исполняем. Например, молодая учительница с первоклассниками находится в психологическом состоянии Родителя, в магазине – Взрослого, дома с родителями – Ребенка.

В деловом общении очень важно распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит наиболее плодотворное решение вопроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.