Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы коммуникабельности людей




Вопрос 5

Выделяют различные типы собеседников. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Коммуникативные типы собеседников. Среди собеседников различают доминантный, мобильный, ригидный и интровертный типы.

1. Доминантный собеседник – стремится завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали, любит лидировать в разговоре. Нередко резок, насмешлив, говорит чуть громче, чем другие, настаивает на своем мнении, тон – безапелляционный. Если попытаться поставить такого собеседника на место – то получится конфликт. Не рекомендуется перехватывать у него инициативу, перебивать его, использовать выражения речевого давления («Хватит!», «Замолчи!», «Прекрати» и т.п.). Оптимальный вариант – оставаясь при своем мнении, позволить ему высказаться, как он хотел бы, а затем, дождавшись паузы, быстро и четко формулировать свои интересы. С каждой паузой ваша позиция становится все отчетливее, доминантный собеседник вынужден уже с нею считаться и как-то оценивать. Вы добились главного – вас слушают.

2. Мобильный собеседник – быстро мыслит, быстро говорит, не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации, легко входит в разговор, говорит много, охотно, нередко интересно, не теряется в незнакомой компании, но - часто перескакивает с темы на тему. Это один из лучших типов для бытового общения. Однако трудно следить за ходом его рассуждений, эффективность речевой коммуникации с таким собеседником невысока – он постоянно меняет тему разговора или отходит от нее. Не рекомендуется перебивать мобильного собеседника – он начинает сердиться, ему кажется, что он во всем легко разбирается и все знает. Поэтому следует дать возможность такому собеседнику высказаться до конца, а затем уточнить какие-либо положения или даже вернуться к началу разговора, а также через вопросы, выводы следует возвращать его постоянно к теме разговора. Иначе с удовольствием можно проговорить весь день и разойтись, так и не уяснив даже основные моменты темы. Не рекомендуется начинать речевой контакт с разговора на отвлеченную тему.

Таких людей надо ценить как генераторов идей.

3. Ригидный собеседник – обычно испытывает трудности при вступлении в речевую коммуникацию, когда же этап вступления позади – он четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен, детально обсуждает обстоятельства дела. Этот тип наиболее хорош для плодотворного делового общения. Не рекомендуется сразу переходить к предмету речевой коммуникации. Предпочтительно расширить вступительную часть беседы, поговорить на отвлеченную тему, создать ситуацию этикетного общения. Если с мобильным партнером Вы начнете речевой контакт с разговора на отвлеченную тему, то очень скоро пожалеете об этом. Но если с ригидным партнером вы перейдете к теме без вступления, то вначале будете получать в ответ на ваши вопросы лишь «возможно», «надо подумать», «как сказать» и т.п.

Во время обсуждения вопроса, даже если вам давно все ясно, нельзя подгонять ригидного собеседника - он обдумывает все тщательно, но чуть медленнее, чем другие. Эти люди особенно ценны как эксперты или критики идей.

4. Интровертный (пассивный) собеседник (меланхолик) – не стремится владеть речевой инициативой, готов отдать ее без особых возражений, не стремится высказать свое мнение. Он нередко застенчив, скромен, склонен принижать свои возможности. Поддерживать разговор с таким типом собеседников довольно трудно, поэтому следует применять метод активного слушания, задавать вопросы, стремиться выяснить его мнение.

По отношению к интровертному собеседнику не рекомендуется:

1) применять резкие, грубые фразы;

2) желательно избегать при беседе с ним присутствия посторонних лиц (особенно незнакомых);

3) не следует перебивать интроверта, опровергать без мотивации его доводы.

Следует постоянно вербально (через одобрительные этикетные слова) и не вербально (взглядом, кивком головы) показать, что вы уважаете его как интересного собеседника, цените его высказывания.

Кроме рассмотренной классификации выделяют также и другую. П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» (М., 1983) приводит классификацию возможных психологических типов собеседников и соответствующие варианты поведения.

Психологические типы собеседников.

1. «Вздорный человекнигилист »). В ходе разговора он нетерпелив, несдержан и возбужден, часто выходит за профессиональные рамки беседы. Своей позицией и отходом он неосознанно наводит собеседников на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:

- обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала общей беседы;

- беседовать с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров и совещаний, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;

- за столом или в зале заседаний поместить его в «мертвый угол»;

- всегда оставаться хладнокровным и компетентным, по возможности формулировать решения его словами, выяснить причины его негативной позиции;

- попытаться привлечь на свою сторону, сделать из него позитивного участника беседы. В экстремальных случаях можно приостановить разговор, подождав, когда «вздорный человек» остынет, а позднее, когда страсти поутихнуть, продолжить ее.

2. «Позитивный» человек. Это самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно, обоснованно провести дискуссию. Данный тип собеседника может сам оказать поддержку и помощь в трудных, спорных вопросах и ситуациях.

По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

- вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев;

- следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе;

- в трудных и спорных вопросах и ситуациях искать помощь и поддержку у собеседника этого типа;

- в группе собеседников посадить его там, где есть свободное место.

3. «Всезнайка ». Думает, что все знает наилучшим образом, считает свои знания единственно верными. Обо всем имеет свое мнение, всегда требует слова.

В общении с ним следует придерживаться ниже перечисленных правил:

- посадить его рядом с ведущим беседу;

- время от времени напоминать ему, что другие тоже хотели бы высказаться;

- попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением;

- дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;

- при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения;

- иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу.

4. «Болтун». Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время. Чтобы его нейтрализовать, надо:

- посадить поближе к ведущему беседы или к другой авторитетной личности;

- когда он начнет отклоняться в сторону, тактично остановить его;

- когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь между только что сказанным и предметом обсуждения;

- спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

- в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;

- следить, чтобы «болтун» не переворачивал проблемы «с ног на голову» только затем, чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.

5. «Трусишка». Не уверен в себе, охотно промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры:

- задавать несложные информативные вопросы;

- обращаться к нему с предложением пояснить свое замечание;

- одобрить его, чтобы он развил свое замечание или вставил слово в ряд предложений;

- помогать ему формулировать мысли;

- пресекать любые попытки насмешек над ним или его высказываниями;

- применять ободряющие формулировки типа «все бы хотели услышать и ваше мнение»;

- специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание.

6. Хладнокровный, неприступный собеседник. Замкнут, часто незаинтересован, чувствует себя вне темы и ситуации, конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и умственных усилий. Поэтому по отношению к нему необходимо:

- заинтересовать его в обмене опытом, увлечь информацией;

- спросить его: «Кажется, вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Нам всем было бы интересно узнать, почему

- в перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого его поведения.

7. «Незаинтересованный собеседник». Тема беседы его вообще не интересует. Поэтому нужно:

- задавать ему вопросы информативного характера;

- придать теме беседы интересную и привлекательную форму;

- задавать ему стимулирующие вопросы;

- попытаться выяснить, что интересует лично его.

8. «Важная птица». Не выносит критики, обладает большим самомнением. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенным элементом по отношению к такому типу собеседников является тактика, в соответствии с которой:

- этому собеседнику нельзя позволять разыгрывать роль гостя, в диалоге с ним лучше использовать метод «да - но»;

- предложить ему занять равноправное с остальными участниками беседы положение;

- не допускать никакой критики в адрес присутствующих руководителей и других лиц;

- всегда четко понимать, что речь идет только об одной деловой беседе, и помнить, кто является инициатором данной беседы.

9. «Почемучка». Задает много вопросов независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. При общении с таким собеседником следует учитывать следующее:

- отвечать на его вопросы сразу;

- все вопросы, относящиеся к теме беседы, направлять на всех собеседников; если же он один - сразу признавать его правоту, если нет возможности дать нужный ответ, или переадресовывать вопросы ему самому.

 

Выделяют следующие индивидуальные речевые типы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.