Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ничто не поверхностно для глубокого наблюдателя! В мелочах выдает себя характер»




(Э. Булвер Литтон - английский писатель и политический деятель 19 века).

Очень важно не только понимать содержание услышанного, но и уметь распознавать черты характера человека, его чувства, состояние психики по мимике, жестам, телесным движениям, позам и т.п. собеседника. Для этого необходимо иметь представление о невербальных средствах общения.

Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) средства выражения очень тесно связаны между собой. Невербальные средства общения – мимика, жесты. При общении невербальные средства преобладают над вербальными (в среднем соответственно 60% и 40%). Учеными зафиксирован почти миллион невербальных сигналов. Только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Наблюдательные люди часто с первого взгляда определяют, что за человек перед ними, как с ним нужно держаться, чего от него можно ожидать.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движение, позу, направленность взгляда. То есть понять язык невербального общения.

Главный показатель чувств говорящего – мимика (выражение его лица). Чтение мимики лица и ответное выражение своих чувств мимикой - важнейший аспект контакта людей при общении. Нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов: он говорит одно, а его мимика и весь рисунок поведения свидетельствуют нередко об обратном. Поэтому наиболее ответственные деловые контакты, как правило, осуществляются при личных встречах, а не по телефону.

Например, рассмотрим реакцию на мимику покупателя опытного и внимательного продавца:

- Если глаза возможного покупателя смотрят в землю или лицо отворачивается в сторону, то он, скорее всего, откажется от покупки.

- Если рот расслаблен, без механической улыбки, подбородок выставлен вперед, то покупатель, вероятно, обдумывает вопрос о покупке.

- Если его взгляд встречается на несколько секунд с вашим, а на лице легкая боковая улыбка, то он склоняется к покупке.

- Если его голова находится на том же уровне, что и ваша, улыбка расслабленная - покупка действительно будет совершена.

Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Например:

- поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении;

- опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев и т.д.

Каждый человек должен уметь объяснить мимику собеседника и контролировать свою собственную мимику, другие невербальные средства общения.

Черты, строение, пропорции лица отражают и черты характера, душевное состояние, моральные принципы человека. Восприятие эмоционального состояния по выражению лица происходит точно и быстро. Выражение мимики лица связано с его характером и эмоциями. Например, в романе «Война и мир» отмечено 85 оттенков выражения глаз, в 97 случаях изображена улыбка человека, отражающая особенности его настроения.

Взгляд – очень важный показатель в общении. Старая поговорка гласит: «Смотри человеку в глаза, когда разговариваешь с ним». При общении с одними людьми вы чувствуете себя уютно, с другими - неуютно и недоверчиво. Это связано с тем, как они смотрят на вас, насколько длителен их взгляд, как долго они могут выдерживать ваш взгляд. Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее чем 1/3 часть всего времени общения. Если взгляд человека встречается с вашими глазами более 2/3 времени, это может означать одно из двух:

- он считает вас очень интересным или привлекательным, в этом случае зрачки глаз будут расширены;

- он настроен враждебно по отношению к вам и невербально посылает вызов: в этом случае зрачки будут сужены. Чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Поэтому скованный, скромный человек, который встречается с вами взглядом менее 1/3 времени, редко пользуется доверием.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в сравнении с их нормальным состоянием. Когда он сердится – зрачки сужаются. Поэтому когда вы разговариваете со своим партнером, необходимо научиться смотреть на его зрачки. Если искушенные собеседники и в состоянии сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то контролировать реакции своих зрачков мало кто способен. Они непроизвольно расширяются и сужаются, передавая реакцию на услышанное.

Например, китайские и турецкие продавцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой – зрачки его глаз расширяются. Взгляд не только безошибочно выражает состояние и внутреннюю сущность человека, но и оказывает мощное психологическое воздействие на собеседника. Взгляд может взволновать, восхитить, приковать, оттолкнуть, разочаровать... Глаза могут быть мягкими и нежными, твердыми и проницательными, пустыми и отсутствующими, радостными и возбужденными, гневными и грустными, страдающими и смеющимися и т.д.

До сих пор нет полного ответа на вопрос: как же достигается столь широкое разнообразие взгляда, его переменчивость. Физиологический взгляд – это комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск роговиц, положения бровей, век, лба, длительность самого взора и его направленность. Держать под контролем весь этот комплекс психофизиологических реакций и управлять им удается далеко не каждому.

При деловом разговоре рекомендуется направлять взгляд на воображаемый треугольник на лбу собеседника. Но взгляд не должен опускаться ниже его глаз. Рекомендуется встречаться взглядом с коммуникантом не менее 60 – 70% времени контакта.

Рассмотрим классификацию взглядов. Различают следующие разновидности взглядов:

Прямой взгляд свидетельствует о заинтересованности человека и уважительном отношении к собеседнику, об уверенности в себе и прямом характере. Взгляд говорит о том, что собеседники общаются как бы на равных, признавая себя равноправными партнерами, которым нечего утаивать друг от друга.

«Бесстыжие глаза» -человек, несмотря на свое вранье, не отводит глаз. Взгляд при этом концентрируется не на глазах собеседника, а чуть выше, в области переносицы или левой брови.

Взгляд прищуренным глазом -служит для недоверчивого контроля, причем его подоплека заключается в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Прибегая к такому взгляду, часто хотят выяснить намерения других и в то же время скрыть свои собственные. Этот взгляд производит неприятное, холодное впечатление.

Блуждающий взгляд -констатирует либо интерес ко всему сразу, либо его отсутствие. Очень часто блуждающие глаза говорят о неуверенности из-за боязливости, слишком большой скромности или робости, о постоянной внутренней готовности быть наказанным за что-либо. Типичен при знакомстве, когда твердый взгляд одного никак не может поймать взгляд другого.

Взгляд усиленно раскрытых глаз -обычно используют, чтобы вызвать доверие к себе. Нередко его можно прочесть на лицах продавцов, пытающихся продать покупателю некачественный товар.

Косой взгляд -служит для тайного наблюдения за своим окружением и вызван в первую очередь неуверенностью в себе на людях.

Взгляд сбоку, углами глаз, часто расценивается как недоверие. Такой взгляд может быть следствием некоторых ревматических заболеваний мышц век или глухоты, при которой ухо поворачивается к партнеру, а взгляд, естественно, оказывается боковым.

Взгляд «глаза в глаза » -считается серьезным душевным испытанием. Такой взгляд можно наблюдать у влюбленных и детей.

Прикрытые «занавешенные» глаза -верхнее веко расслаблено свисает и закрывает верхнюю часть глаза, окружающее касается человека лишь отчасти. Такие глаза встречаются при сильном утомлении, при явной скуке, при душевной инертности и тупости.

Взгляд, направленный в бесконечность «сквозь» глаза партнера -взгляд, направленный как бы сквозь воздух, что сильно выводит собеседника из равновесия. Такое вызывающее невнимание обычно рассматривается как подчеркнутое неуважение.

Взгляд глаз, направленных параллельно на небольшое расстояние -говорит о том, что перед вами задумчивый, погруженный в мир собственных интересов человек. Иногда этот взгляд используют в тех случаях, когда хотят показать свое безразличие к собеседнику.

Взгляд сверху вниз -при откинутой назад голове означает высокомерие, презрение, чувство превосходства. Он может быть обусловлен и разным ростом собеседников.

Взгляд в пол -выражает страх и желание прервать контакт.

Настойчивый, назойливый взгляд -вызывает у людей чувство протеста, рассматривается как вторжение в сферу личных переживаний.

Кроме различных разновидностей взглядов различают различные жесты, позы. Их «язык» очень разнообразен и богат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.