КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И культурно-исторические предпосылки
Ту Представления человека об элитарности как регулятор его жизненных выборов Представления людей об элитарном могут быть рассмотрены и как некий идеал, то есть «образец совершенства, высшая и конечная цель стремлений, деятельности» (см. Словарь иностранных слов, 1988. С. 182), связанный с перечисленными выше характеристиками и к которому реально или в мечтах-фантазиях стремится элитарно-ориентированный человек. Как пишет С.Моско-вичи, в современных цивилизациях, «где толпы играют ведущую роль, человек утрачивает смысл существования, как и чувство «Я»... Отсюда же его поиск идеала или веры, его потребность в каком-то образце, который позволил бы ему восстановить ту целостность, которой он жаждет. Эта, по выражению Фрейда, «психологическая нищета масс» достигает всемирных масштабов. Она и составляет фон, на котором авторитетные, или харизматические, вожди... заново творят мощные общественные связи» (Московичи, 1966. С. 28—29). Элитарность уже давно и серьезно исследуют философы (Ницше, 1995; Ортега-и-Гассет, 1998), социологи (Миллс, 1959; Фролова, 1995), политологи (Афанасьев, 1996), криминологи (Пирожков, 1994) и даже биологи (этологи), рассматривающие взаимоотношения между различными животными (Дольник, 1994; Плюснин, 1990). Если для философии проблема элитарности связана с пониманием справедливости и неравенства, для социологии — с властью (взаимоотношением элиты и массы), для криминологии — со стратификацией и особыми взаимоотношениями в преступных сообществах, а для этологии — с иерархическими взаимоотношениями между животными в стаде, основанными на врожденных программах, то для психологии специфику рассмотрения элитарности еще предстоит уточнить. В психологических научных направлениях больше известны работы по проблемам лидерства и взаимоотношениям людей в малых группах (Берн, 1988; Кричев-ский, Дубовская, 1991), по исследованию конформизма (Чудновский, 1971), по проблемам социализации личности (Андреева, 1994; Основы социально-психологической теории, 1995) и др. Правда, в социально-психологических исследованиях все больший интерес проявляется и к так называемому «активному меньшинству», влияние которого на участников группы оказывается нередко более значимым, чем традиционно выделяемое влияние большинства (Токарева, Донцов, 1966). В психотерапии также рассматриваются близкие к элитарным ориентациям понятия, например, самоактуализация (Маслоу, 1982), самотрансценденция (Франкл, 1990), установка на соперничество (Хорни, 1982) и др. Но обычно при этом не делается акцент на собственно стремление к элитарности, хотя элитарность постоянно подразумевается. В профориентации в качестве одного из важнейших факторов профессионального выбора называют «престижность выбираемой профессии», «уровень притязаний» как «свойственное данному человеку представление о том, какого места среди людей он заслуживает» (Климов, 1990. С. 126). В последнее время много говорят об «акмеологии» (от древнегреч. «акме» — «ах18» «острие, вершина»), изучающей наивысшие профессиональные достижения в наиболее плодотворный период жизни человека (Бодалев, 1995, 1998; Ситников, 1996). Е.И. Головаха отмечал, что «важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является... система ценностных ориентации» и что «ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию — регулятивную» (Головаха, 1988. С. 15, 23). Таким образом, построение жизненной и профессиональной перспективы (карьеры и самоопределения в самом широком смысле) имеет в своей основе ценностные ориентации, которые, по словам Е.И. Головахи, хотя и «не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам», но «обеспечиваютустойчивость лично- сти в момент «кризиса нереализованное™» (Головаха, 1988. С. 12). Важно добавить, что это именно ориентации на что-то лучшее, т.е. ориентации на общепринятые для данного общества ценности, а в идеале — на ценности культуры (при условии принятия их и данным человеком), которые вполне соотносимы с понятиями престижности и элитарности. Исходя из специфики психологии — науки о психическом, важнейшей характеристикой которого является именно «субъектность» (см. Петровский, 1996; Слобод-чиков, Исаев, 1995; Татенко, 1996), элитарность следует рассматривать в контексте осознания человеком себя в качестве представителя элиты или в качестве представителя массы на уровне сознания конкретного субъекта (индивидуального или группового, коллективного). Элитарно-ориентированный субъект не только воспринимает нормы определенного образа жизни, но и способен к рефлексии своих ориентации, а главное — способен проявлять творчество (внутреннюю активность, спонтанность, инициативность, творчество) в стремлении к определенному элитарному идеалу. Правда, сразу же возникает проблема: способен ли каждый человек к такому осознанию элитарного идеала, к рефлексии своих стремлений и к реализации этих стремлений? Вероятно, одна из задач психологической консультации и должна быть направлена на повышение уровня субъектности клиента, стремящегося к самосовершенствованию. Иными словами, чтобы стремления к совершенству имели более осмысленный (субъектный) характер, необходимо еще организовать специальную психологическую помощь самоопределяющемуся человеку. Если же элитарные ориентации ^сформированные (хаотичные, импульсивные, бессмысленные), то и жизненные выборы будут соответствующие. Например, в профконсультации нередко можно встретить случаи, когда вроде бы выбирается профессия, а подразумевается престижный (элитный) образ жизни, т.е. как будто чего-то не договаривается, что-то до конца не осознается... Глава 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |