КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономические аналоги возникновения чувства элитного превосходства
Сразу же возникает естественный вопрос: откуда берется чувство, ощущение значимости собственной жизни (в идеале — чувство элитарности)? Однозначно («с ходу») ответить на такой вопрос сложно. Поэтому, для лучшего осознания проблемы, неизбежен поиск аналогий возникновения аналогичных чувств по отношению к иным благам. Например, можно по аналогии поразмышлять о том, чем определяется успех человеческой жизни (в общепринятом понимании) (?), что является несомненной (общепринятой, общечеловеческой) ценностью, обладание или «приобщение» к которой и может расцениваться как основа элитного превосходства (?) и т.п. Здесь мы неизбежно выходим и на проблему «общечеловеческих ценностей», которая еще будет рассмотрена подробнее. Существует немало попыток обозначить основу «общечеловеческих ценностей». Например, утверждается, что именно «христианские заповеди» лежат в основе ценностей Культуры. Но первая же заповедь гласит: «Я — Господь Бог твой, и у тебя не должны быть иные боги, кроме меня». При всем уважении к христианству (как реальной основе европейской культуры) все-таки остается непонятным, как относиться к миллионам людей, ориентирующихся на иных богов (и на иные культурные ценности), как быть с дохристианским миром... Примечательно, что вторая «христианская заповедь» гласит: «Не делай (не создавай) себе кумира и какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли, не поклоняйся им и не служи им»... Но разве большинство людей не создают себе «кумиров», «вождей-харизматиков», различных эстрадно-тусовочных «звезд», перед которыми они так хотят преклоняться (?)... В другом случае основа общечеловеческих ценностей выводится из международных правовых документов, в частности, из «Всеобщей декларации прав человека». Но опыт показывает, что многие «россияне», например, даже в руках ее не держали, т.е. насколько реальна эта «декларация» сказать сложно... Иногда выделяют «низшие», витальные, человеческие потребности и «высшие», духовные, потребности (близко к тому, что А. Маслоу выделил как базовые, «дефициентные» потребности и потребности высшего порядка, «метапотребно-сти»). Но реальность такова, что большинство людей все-таки больше ориентируются на базовые или социально-престижные потребности, и лишь наиболее развитые люди — на потребности духовные... Таким образом, и высшие человеческие потребности не могут быть соот- несены с общечеловеческими (близкими для большинства людей!) ценностями. И все-таки более реалистичный взгляд на жизнь позволяет выделить ценности, значимые для подавляющего большинства людей (независимо от вероисповедания, образования, социального положения и т.п.) и вполне соотносимые с данным уровнем развития общества и культуры, - это материальное благополучие, т.е. деньги, капитал. В качестве подтверждения «реальности» данной ценности можно привести интересный пример: в феврале 1992 года на Манежной улице в Москве висел транспарант: «Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей. Телефон.., факс... Девиз: экономика, коммерция, культура, финансы»... Чтобы прочувствовать смысл данного девиза следует вспомнить, что в психологии известны методики под условным названием «убери лишнее слово»... Но если мы воспринимаем «деньги» как реальную ценность для большинства людей, то неизбежно возникает и другой вопрос: откуда берутся капиталы? Один из вариантов ответа предложил еще К. Маркс:...деньги, капитал — это «опредмеченный, овеществленный труд», где «всеобщее богатство существует предметно, как действительность» (в противоположность овеществленному труду К. Маркс выделяет «живой труд» как «всеобщую возможность богатства, которая реализует себя в действии» (Маркс, 1984. С. 19—20). При этом сами деньги (капитал) далеко не всегда показывают реальную заслугу данного человека в производстве общественно-полезного продукта (К. Маркс прекрасно показал это на примере «отчуждения труда от капитала»). «Так как деньги в качестве существующего и действующего понятия стоимости смешивают и обменивают все вещи, — писал К. Маркс, — то они представляют собой всеобщее смешение и подмену всех вещей, следовательно, мир навыворот, смешение и подмену всех природных и человеческих качеств...» (Маркс, 1984а. С. 16). Но деньги позволяют оперативно перераспределять блага между людьми, к сожалению, далеко не всегда справедливо, и, таким образом, также выступают в качестве важнейшего ориентира для стремящегося к ощущению элитарности человека. Таким образом, человек, обладающий множеством денег, как бы обладает и чужим трудом (затраченным временем, умственными, физическими и душевными усилиями), чувствами, переживаниями, несбывшимися надеждами множества самых разных людей... Обладатель капитала как бы обладает частичками души многих людей... Обосновывая преимущества капиталистических ценностей, Людвиг фон Мизес откровенно рассуждает о проблеме денег и справедливости: «Капиталистическая свобода рынка не предполагает вознаграждения человека согласно его «подлинным» заслугам, неотъемлемым достоинствам и моральному совершенству. Не делает его процветающим и оценка его вклада с точки зрения «абсолютной» справедливости... В условиях рыночной экономики важно не научное определение ценности, а та реальная оценка, которую дают данной вещи люди, покупая или не покупая ее» (Людвиг фон Мизес, 1993. С. 174). Но, как отмечал уже Э. Фромм, проблема отчуждения человека от его труда, от выполняемого дела заключается в том, что вместо полноценной личности, где человек и его дело слитны (человек идентичен своему делу), при рыночной ориентации человек превращается в «пустоту, которую можно скорейшим образом наполнить желаемым свойством» в зависимости от потребностей «рынка личностей». «Рыночная личность, — пишет Э. Фромм, — должна быть свободна, свободна от всякой индивидуальности» (Фромм, 1992. С. 79—80). Однако в психологическом смысле обладание деньгами (капиталом) все-таки приносит многим людям удовлетворение и ощущение собственной значимости (элитарности), а некоторые люди даже используют денежные возможности для реального саморазвития, поэтому социально-экономический уровень рассмотрения проблемы элитарности важен и для понимания некоторых психологических особенностей ощущения элитарности. Можно выделить следующую образную модель «значимости человека», представленную в социально-экономических координатах: по вертикали — уровень труда (реального общественно-полезного вклада) человека; по горизонтали — наличие у него соответствующего капитала (вознаграждения)... Если разместить на данной модели различных людей, то наверняка окажется, что вклад (труд) человека далеко не всегда соответствует вознаграждению (деньгам и капиталам). Так же, как и у К. Маркса, где главным результатом труда выступает «сам человек в его общественных отношениях», в труде, рассматриваемом как стремление к элитарному, также происходит улучшение человека, но в нашем случае предполагается еще и осознание, особое ощущение этого улучшения и соответствующее этому чувство гордости за себя и свое дело. Однако многие люди просто хотят хорошо жить (иметь деньги как обобщенные возможности для удовлетворения своих потребностей и для саморазвития), поэтому в психологическом плане можно посмотреть, на какую координату данной модели преимущественно ориентируется самоопределяющийся человек, на координату реального труда или на координату обладания деньгами. Применительно к проблеме элитарности можно поставить вопрос иначе, что важнее — элитарность по сути (по делу, по качеству самого труда) или элитарность по форме (по символам элитарности, по «отражению» труда, но не по самому труду)?.. При этом психологический подход, где рассматривается возникновение особого чувства и переживания собственной значимости, отличается от социально-экономического подхода, где рассматривается создание в труде «прибавочной стоимости», по следующим основным позициям: 1. Прибавочная стоимость может существовать относительно самостоятельно от человека и на каких-то этапах подчиняется специфическим экономическим законам (законам рынка), имеющим более объективный характер, тогда как чувство элитарности проявляется непосредственно у человека-субъекта (у группы людей или у так называемых коллективных субъектов). 2. В силу этого взаимообмены ощущениями собственной значимости (чувствами элитарности) в меньшей степени зависят от фактора времени, пространства и материальных, объективных условий такого взаимообмена, подчиняясь больше психологическим, субъективным факторам. 3. Все это делает взаимообмены ощущениями элитарности менее предсказуемыми и более неожиданными, несущими достаточно сюрпризов как для самих эли- тарно-ориентированных людей, так и для психолога-исследователя... При этом все-таки можно выдвинуть следующее предположение: возможно, в каждый данный момент существует определенное ограниченное количество общего ощущения элитарности (что и определяет его ценность по сравнению с безграничным количеством), которое со временем может постепенно меняться (аналогично тому, как существует определенный оптимум денег в данной социально-экономической системе в данный отрезок времени и который также постоянно изменяется)... В дальнейшем это будет рассмотрено более подробно при обсуждении проблемы «эмоциональных стереотипов элитарности». При этом возникает и такой вопрос: когда именно, в какой момент возникает чувство собственной значимости: в момент получения вознаграждения, в момент общественного признания как предвкушение этого вознаграждения и признания, а может, в самом процессе труда (или даже в предвкушении этого процесса, в предвкушении самой радости труда), безотносительно от того, признают другие люди этот труд достойным уважения или нет? Вероятно, применительно к разным людям будут и разные ответы на прозвучавший выше вопрос. Можно предположить также, что у многих людей ориентация на смыслы труда меняется со временем. Например, если сначала кого-то может увлечь предвкушение вознаграждения за данную работу, то впоследствии этот человек может постепенно увлечься и самим трудом. В другом случае человек сначала может обожать свою работу, но постепенно этим человеком могут начать овладевать корыстные мотивы, и он полностью переключится на «зарабатывание баксов», на извлечение различных «выгод» из своего труда и т.п., забыв о первоначально открывшейся ему «радости самого труда».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |