КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элитарные ориентации в быту, моде и светской жизни
Можно приводить многочисленные примеры проявления элитарности в обыденной жизни. Любимым занятием многих людей на работе, на отдыхе, в гостях и в других местах является обсуждение жизни тех, кто стоит на более высокой иерархической лестнице, т.е. обсуждение «начальства» и всяческих знаменитостей. Человек, сообщающий пикантные подробности из их жизни, как бы демонстрирует (через «осведомленность») свою большую близость к обсуждаемой элите. Таким образом, сам обыватель не претендует на то, чтобы его считали элитой, но при этом его элитарная (точнее, псевдоэлитарная) ориентация бесспорна. Огромное число людей с упоением смотрят по телевизору так называемые «мыльные оперы» (сериалы). Часто эти сериалы имеют примерно одинаковый сюжет: главный герой через различные испытания и сложные взаимоотношения попадает из мира нищеты в мир богатства, мир элиты... Типичный телезритель, как правило, сам немногого добился в жизни, но через телевизионную иллюзию ему предоставлена возможность идентифицироваться с недосягаемым «высшим светом» и хоть в фантазии реализовать свои элитарные ориентации. В каком-то смысле увлечение подобными телесериалами напоминает поведение слуг, когда они подглядывают в замочную скважину за своими господами... Слуг, людей массы часто просто «тянет» к господам: хоть прикоснуться, хоть услышать, хоть взглянуть (или подсмотреть)... Разве в психологическом смысле это нельзя назвать «ориентацией»? Точнее — элитарной ориентацией! В повседневной, обыденной жизни и профессиональной деятельности стремление к более совершенному, престижному и «элитному» является важнейшим стиму- лом для ищущего своего счастья человека. Проблема лишь в том, что счастье это понимается каждым по-разному, а соответственно, и элитарное видится каждым по-своему... Например, ответ на вопрос, почему у простых людей такая тяга к обсуждению жизни знаменитостей (?), применительно к разным возрастным группам будет разным. Для молодежи — это поиск образца и обыгрывание перспективы собственной жизни и собственного счастья, для взрослых и пожилых людей — это один из способов реализации их несостоявшихся надежд через идентификацию с главными героями... Многие российские юмористы-сатирики нередко связывают «высший свет» с образом жизни торговцев. Например, А.З. Рубинов в своей книге «Интимная жизнь Москвы» в специальной главе «Высший свет» пишет: «Так и кажется, что торговки ходят, скосившись, — глядят на артисток, на дипломатов, на иностранцев, как те одеваются. И еще косятся на публику — глядят, какое они производят впечатление, одетые по последней парижской моде... Социологи напрасно не изучают нравы торговок! Их одежда, быт, духовные запросы выразительнее всего отражают сиюминутное состояние общества... На лучших местах, в самых престижных домах творческой интеллигенции — в Центральном доме литераторов, в Центральном доме работников искусств, в Центральном доме кино — всегда в центре, всегда на самом виду сидят прикинувшиеся благородными колбасницы, галантерейщики, обувщики, ювелирщицы, молочницы... Торговцы берут реванш за все унижения, которые они претерпели в жизни. И от искусства, в частности...» (Рубинов, 1991. С. 159-172). К сожалению, в последнее время сами многие наши известные артисты, музыканты и прочие знаменитости с завистью поглядывают на «новых русских» (или на бывших «старых торговцев», «старых спекулянтов, вымогателей» и т.п.), сами унижаются перед ними ради возможности подзаработать... Интересно, в свое время В. Высоцкий возмущался, что главные персонажи (прототипы) социально направленных спектаклей театра на Таганке сами восседают на первых рядах, да еще громче всех смеются и хлопают (кстати, засмеяться в нужном месте, демонстрируя «понимание» ценностей данной группы или труппы, — это также демонстрация своих элитарных ориентации)... ламентировалсядля всех сословий. Например, согласно «Проекту нового порядка ношения одежды в Вене» от 1786 года, со всей австрийской бюрократической точностью строго предписывалось, кому носить какие перья на шляпах, какие мундиры, какие пуговицы и галуны... В частности, Иштван Ван Вег пишет." «Чиновники обязаны носить мундир, как военные. Различия в чинах должны отражать разные галуны и металлические пуговицы. Нижним чинам полагались пуговицы, обтянутые тканью... Преподавателя университета отличают полоски золотого позумента, нашитые на отворот рукава... Доктору права полагались две полоски золотого позумента, доктору медицины тоже две, но серебряных. Врачи упоминались после юристов, потому что без юристов нельзя себе представить мир, а без врачей, напротив, можно, если люди будут больше уделять внимания своему здоровью... И так далее, и тому подобное, вплоть до парий, объединенных под общим собирательным назва--нием «прочий люд». В конце текста констатируется, что встречаются и такие, на которых даже понятие «прочий люд» не распространяется. Этим париям из парий следует явиться в полицию, а уж она пропишет им подходящие лохмотья» (Рат Вег, 1996. С. 77—78). На уровне обыденного сознания принцип «элитарное» — значит, «знаменитое» — пронизывает жизнь многих людей, влияя не только на формирование их ориентации (которые могут реализоваться и через фантазии), но и реальные поступки и выборы людей. Механизмы и условия развития элитарных ориентации еще будут подробно рассмотрены в последующих главах книги, но уже сейчас можно отметить важную роль детских игрушек в формировании поведения будущих взрослых членов общества. Если предположить, что идея перемещения человека из «грязи в князи» формируется еще в детстве (на примере многих сказок), то в последнее время существенно возросла роль игр и игрушек, где частично моделируется понимаемый определенным образом «жизненный успех». Например, знаменитая во всем мире («тотально знаменитая») кукла Барби позволяет формировать у детей стандарт правильной и хорошей жизни. Во взрослой жизни все это массированно подкрепляется с помощью средств массовой информации, где также формируются определенные стандарты успеха. У взрослых также есть свои «игрушки», формирующие массовое сознание (стандартизированный смысл жизни и труда), — престижные автомобили, аппаратура, одежда, стандартизированные развлечения и другие составляющие обыденной жизни. Можно предположить также, что сама элита заинтересована в формировании у обывателя восторженного отношения к ценностям своей жизни, иначе теряется главный смысл в демонстрации своего богатства, влияния, известности и т.п. Если у обывателя будут сформированы иные ценности и смыслы, то какже он будет восторгаться теми, кто данные (рекламируемые, стандартизированные) ценности приобрел в наибольшем количестве, т.е. добился наивысшего успеха. Еще Э. Берн хорошо показал, что поступки многих людей часто определяются различными коммуникативными играми, смысл которых нередко сводится к тому, чтобы продемонстрировать свое превосходство, или к выяснению того, кто более «благополучен» (Берн, 1988; Харрис, 1992). Формирование стандартизированных ценностей может рассматриваться и как вариант помощи людям массы в нахождении смысла своего существования (если, конечно, людям не предлагаются другие смыслы, понятные, привлекательные и доступные). Интуитивно человек массы стремится к другим, более интересным смыслам и идеалам, но в его сознании они представлены абстрактно, лишь как некая идея чего-то более совершенного. Поэтому он и обращает свои взоры на элиту, поскольку априорно предполагает, что в чем-то она лучше его самого. Тем более что образ элиты весьма не определен и противоречив. Здесь важнее сама идея стремления к совершенству. Но и элита (традиционно понимаемая) нередко сама ориентируется на ценности стандарта. Проблема в том, что не каждому дано найти для себя нестандартизиро-ванный смысл, поэтому психологам надо спокойнее относиться к ценностям «массового общества» и лишь, по возможности, помогать в поиске более благородных (более сложных и редких) смыслов. Можно предположить также, что в основе ориентации обыденного сознания на элитное нередко оказывается чувство зависти, когда человек, не обладающий внешними атрибутами элитарности (богатством, символами власти и признания), хотя бы мечтает, рассуждает, сплетничает о них. Главное, что эти атрибуты (а значит, как считают многие рядовые обыватели, и сама элитарность) присутствуют в фокусе их сознания, часто становясь стержневым смыслом (пусть даже и нереализуемым в полной мере) и главным критерием жизненного успеха... При этом происходит как бы подмена настоящей элитарности, связанной с творчеством и достоинством, псевдоэлитарностью, когда что-то лучшее выражается не в своем существе, а лишь во внешних своих символах (более модной и дорогой одежде, вещах, быте, в манерах и связях с «сильными мира сего», в образе жизни и социально-профессиональном «успехе»). Правда, и у простых людей, у самых разных народов все-таки присутствуют определенная гордость и чувство меры. Вот что писал по этому поводу прекрасный отечественный драматург В.С.Розов, рассуждая об особенностях «русской души»: «...русский человек в принципе не хищник. Хотя сейчас появилось хищников много. Но их и называют «новыми русскими». Русский человек не хищник. Ему нужен достаток. Есть у него достаток, он доволен. Если есть у него достаток, то подойдет к нему кто-нибудь и скажет: «Вот тебе тысячу баксов, — как сейчас говорят, — пойди сделай то-то и то-то». А он — русский человек — в ответ: «Ты знаешь, я удить рыбу собрался, я пойду рыбу ловить». Это и есть русский дух... А «новый русский» — он не пойдет рыбу ловить, а пойдет за баксами, которые ему не очень нужны, но пойдет» (Розов, 1996. С. 6). Поэтому даже зависть не всесильна. Реализуется зависть лишь там, где созданы неравные возможности для распределения благ (и ощущений собственной значимости человека) за примерно одинаковую, сопоставимую работу. Отсюда следует, что важную роль в стремлении к подлинной элитарности играет чувство справедливости, когда чувство собственной значимости (чувство элитарности) соответствует реальному общественно-полезному труду данного человека. Заметим, что такое понимание справедливости вполне согласуется с одной из наиболее интересных и философских статей «Всеобщей декларации прав человека», а именно со ст. 23, пункт 1: «Каждому человеку, без какой либо дискриминации, гарантируется равная оплата за равный труд» (Никитин, 1993. С. 15). Проблема зависти и справедливости применительно к элитарным ориента-циям еще будет рассмотрена более подробно. 4.3. Элитарность в сквернословии и профессиональном эпатаже Если обратиться к истокам сквернословия (мата), то еще в древности и в Средние века с матерщиной связывался «оберег» от нечистой силы, и именно поэтому даже отцы церкви в определенные исторические периоды относились к сквернословию (например, к юродивым, «ругающимся миру») с терпением. «Умение материться приписывалось домовому и черту, причем если свистом можно было подозвать нечистую силу, то матерщина считалась наиболее эффективным средством ее отпугивания, — пишет М.А. Рюмина. — Например, для того, чтобы спастись от происков лешего, нужно было выматериться... С переносом матерщины в сферу межличностного общения адресат ругани уподобляется нечистой силе. Вместе с тем показательно, что во многих случаях матерщина «безадресна» или адресована кому-то третьему, неявленному» (Рюмина, 1993. С. 145—146). Сквернословие — это также своеобразная «плоскость» и форма проявления общественной жизни. Известно, что само сквернословие (мат, грубый жаргон) часто выступает в определенных социальных и профессиональных сообществах «общепризнанным» средством самоутверждения. Во многих неформальных группах и целых сообществах принято считать, что: во-первых, что раз человек ругается, значит, онемелый («вроде как с характером», «вроде как личность», не боится «черта» и способен себя «оберегать» от различных опасностей); во-вторых, если человек ругается, то это «свой парень» («девушка»), т.е. может претендовать на то, чтобы быть принятым в данном «круге общения»; в-третьих, раз человек вообще умеет «правильно» и «своевременно» ругаться, значит, он подготовлен к взаимодействию с другими членами данной социально-профессиональной общности; в-четвертых, сам факт использования в общении с другими нецензурных (неприличных) выражений является своеобразным намеком собеседнику на собственное превосходство (и собеседник это прекрасно по- нимает, и ему приходится терпеть это, соответственно, теряя собственное самоуважение). Причем сквернословие проявляется как у непривилегированных слоев (у «массы»), так и у знаменитостей с их челядью (у «элиты»), но проявляется, естественно, по-разному. В частности, в современной России представители массы используют мат более «естественно» (для кого-то мат и сквернословие становятся «органичной» составной частью его речи), тогда как представители элиты (как правило, более образованные и воспитанные) в сквернословии чаще проявляют способность к саморегуляции и самоконтролю (лучше знают, где «можно», а где «нельзя» ругаться и демонстрировать свои превосходства, понимаемые таким образом...). Хотя наиболее яркие и общепризнанные (любимые массами) «звезды» иногда позволяют себе то, на что не способен последний забулдыга. Причем для таких «звезд» вызывающее сквернословие в условиях сегодняшнего рынка (когда нужно уметь «производить впечатление» на публику) нередко выступает как элемент их профессионального «эпатажа», о чем они сами неоднократно заявляют в своих телеинтервью. Интересна и эволюция сквернословия как средства самоутверждения. В элитных кругах более престижным считается не любой мат, а самый «заковыристый», «многоэтажный», часто не доступный (и незнакомый) так называемым «простолюдинам», которые довольствуются своим незамысловатым набором нехороших слов. Например, мы сами лично знакомы с одной научной сотрудницей в престижном университете, которая просто изумляет всех (особенно тех, кто впервые с ней сталкивается) своим «мастерством» сквернословия. При этом многие работающие с ней сотрудники даже гордятся, что у них на кафедре есть такая «мастерица» (справедливости ради следует сказать, что человек она добрый и работник добросовестный). Любопытно и то, что те сотрудники, которые в других случаях склонны также демонстрировать свою смелость и «современность» с помощью мата, в присутствии «мастерицы» обычно почтительно помалкивают, изъясняясь исключительно на культурном русском языке (или по-английски)... Примечательна также эволюция мата в подростковой среде. Например, ранее на московских заборах нередко можно было увидеть незамысловатые русские ру- гательства и соответствующие им примитивные рисунки. В сегодняшней Москве (столице России!) все больше стало появляться самых разнообразных иностранных словосочетаний и просто отдельных букв. Фактически данные иностранные слова выполняют те же функции, что и «заборное сквернословие»: во-первых, являются для «авторов» средством самовыражения и самоутверждения; во-вторых, служат своеобразным клапаном для выпускания энергии («молодого пара»), когда молодой человек еще не научился реализовывать эту свою энергию более достойными и творческими способами; в-третьих, это своеобразный вызов окружающим: «...вот, смотрите, какие вы все нехорошие (например, «козлы») и какие мы молодцы, что даже по-английски что-то там написали...». В условиях современной России (после длительного «железного занавеса») изъяснение и сквернословие по-английски считается даже среди представителей масс достаточно престижным занятием, в чем-то приближающим авторов к «элите». Если для заборных хулиганов из элитных семей это является средством подтверждения своего превосходства (в частности, знание английского языка, полученное в спецшколе или в частном «спецколледже»), то для хулиганов-простолюдинов иностранные росписи являются средством «приобщения» к более престижной культуре, в том числе и к «культуре» сквернословия. Интересно также отношение властей к заборному сквернословию в современных условиях (в условиях обострения противостояния между «демократами» и оппозицией, которую нередко называют почему-то «быд-лами с заточками»). Очень часто можно было наблюдать, как рядом с аккуратно замазанными краской оппозиционными «антидемократическими» лозунгами соседствовали совершенно нетронутые русские или иностранные ругательства... Таким образом, сквернословие — это также одно из средств демонстрации своего превосходства, своей причастности к более привилегированной части данной группы (или сообщества). Любопытны предположения некоторых авторов о происхождении такого (неприличного и «запретного») средства самоутверждения. В частности, известный этолог В.Р. Дольник приводит примеры наказания непослушных сородичей в среде обезьян: «Когда более слабый самец обезьяны встает в позу подчинения перед доминантом, а тот в ответ изображает спаривание, то для первого это выглядит как наказание. Поэтому теперь нам вполне понятен смысл такой часто наблюдаемой картины: павиан-доминант сидит на возвышении и управляет стадом с помощью мимики и жестов — хмурит брови, скалит зубы («Если будешь продолжать делать что не надо — укушу»), грозит кулаком («Прекрати, не то побью») и... хлопает по своим половым органам («Смотри, встанешь ты у меня в позу унижения»). Все эти жесты есть и у мужчин, и все они обозначают угрозу и ранговое превосходство. Но человек обладает еще и речью... Львиная доля ругательств черпается из запретной области. Среди них и вечная загадка лингвистов — почему один мужчина угрожает другому невыполнимым и никогда не приводимым в исполнение спариванием» (Дольник, 1994. С. 125—126). Между прочим, в тюрьмах и колониях также наблюдаются аналогичные проявления своего превосходства, когда доми-нант-авторитет (или его приближенные-подхалимы) уже не мимикой и не только на словах, а реально «опускают» непослушных... Правда, известно и то, что гомосексуалисты через «спаривание», наоборот, самоутверждаются, доказывая себе и окружающим свое «элитное» превосходство не друг перед другом, а по отношению к другим (простым) людям, для которых это непонятно и неприемлемо, но здесь срабатывает, помимо чисто медицинских факторов, еще и фактор «запретности» того, что доступно для «элиты» и что недоступно массе... Конечно, с таким пониманием «элитарности» многие люди, даже представляющие так называемую «массу», вряд ли согласятся. Как уже не раз отмечалось, элитарность — это из самых сложных и запутанных явлений, диапазон понимания которого даже в обыденном сознании колеблется от божественного до «матерного»... Но поскольку в реальной жизни многим людям постоянно приходится сталкиваться с различными проявлениями стремления к элитарному превосходству, то психологи, когда они хотят лучше понять своих клиентов, все-таки должны попытаться осмыслить эти стремления, даже в самых странных своих разновидностях.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |