КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальность специального рассмотрения элитарных ориентации самоопределяющейся личности
САМООПРЕДЕЛЕНИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ Сама постановка проблемы элитарных ориентации (элитарности) в психологии самоопределения обусловлена следующим противоречием. С одной стороны, существует обширный практический материал, свидетельствующий об особом интересе к проблеме элитарности в обществе, а с другой стороны, в науке психологии еще нет достаточно обстоятельного рассмотрения элитарности как реального феномена общественной жизни. На основании этого можно сформулировать вопрос: следует ли вводить новое понятие — «элитарность» («элитарные ориентации») или вполне можно обойтись уже существующими понятиями типа «социально-профессиональная идентификация», «статус в группе», «доминирование», «самоопределение», «самоактуализация», «самореализация», «паранойя» и др. (?). Другой неизбежный вопрос: если вводить новое психологическое понятие — «элитарность», то каковы его основные характеристики и как оно соотносится с другими близкими понятиями (?). Наконец, можно поставить и такой вопрос: каковы практические и теоретические последствия (выгоды) нового понятия (?). Ответу на эти и целый ряд других вопросов и будет посвящена данная книга. Актуальность специального психологического рассмотрения элитарных ориентации (элитарности) вызвана следующими обстоятельствами: 1. Необходимость помощи самоопределяющимся подросткам и взрослым людям в нахождении и построении смыслов своей жизни и профессионального труда, что предполагает и ориентацию на определенные ценности, идеалы и смыслы. Еще Э.Фромм писал о том, что «двадцатый век блистает отсутствием... образа достойного человека и достойного общества, какими они должны быть... Внимание сосредоточилось на критическом анализе человека и общества, в котором положительные образы человека, каким он должен быть, лишь подразумеваются» (Фромм, 1992. С. 84). Заметим, что речь идет именно «об образовании образа человека», но не самого человека, поскольку, как отмечает В.П.Зинченко, «человек образуется сам!» (Зинченко, 1995. С. 24). Если понимать самоопределение как поиск смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой (иногда — и в ретроспективно осмысливаемой) деятельности, а также поиск смысла в самом процессе самоопределения (Пряжников, 1995), то остается вопрос: а в чем же заключается этот смысл? На наш взгляд, одним из возможных таких смыслов и является элитарная ориентация самоопределяющейся личности. При этом остается пока неясным, что из себя представляют эти «элитарные ориентации». В самом общем плане можно определить их как ориентацию на что-то лучшее, престижное, труднодоступное и потому особенно привлекательное (ниже будет дана более подробная феноменология элитарности). Неясность данного понятия не должна препятствовать его рассмотрению, поскольку в практической психологии и педагогике также существуют «неясные понятия», например, «ориентация на добро» (хотя еще никто четко не показал, что есть добро, а что зло), «личностный рост» (хотя в чем именно состоит этот «рост» тоже не совсем понятно) и т.п., что не мешает использовать эти понятия не только в психологической теории, но и в психологической практике. 2. Необходимость психологического уточнения понятия «элитарность» на фоне все усиливающегося внимания к проблеме «элитарности» в других науках (философии, социологии, политологии и даже в социобиоло-гии). Заметим, что в отечественной социологии еще совсем недавно об элите и массе говорили скорее как о «мифах» буржуазной пропаганды (см., например, Ашин, 1966; Коровин, 1977). Еще в конце прошлого века Г. Ле-бон с тревогой писал о наступлении «эры масс», когда «сознательная деятельность индивидов» будет заменена «бессознательной деятельностью толпы» (Лебон, 1995. С. 145—150). Но если современные отечественные социологи стараются наверстать упущенное, то психологи пока еще явно отстают в исследовании элитарности как феномена, заслуживающего специального рассмотрения и имеющего право на самостоятельность. Правда, и психологи вслед за философами и социологами все больше говорят об «омассовлении» современного общества. Пытаясь обозначить перспективную линию развития личности, А.Г. Асмолов противопоставляет «культуре полезности», больше основанной на «просчете» (количественном выражении) личности, — «культуру достоинства», основанную на полноценной самореализации человека, на стремлении выйти за рамки обыденного, количественного, массового... (Асмолов, Нырова, 1993). В.П. Зинченко говорит об опасности для культуры «технократического мышления», существенной особенностью которого является взгляд на человека как на обучаемый программируемый компьютер, как на объект манипуляции, но не как наличность (Зинченко, 1995. С. 18). Э.Фромм выделяет «рыночную личность», прежде всего «свободную от индивидуальности» (Фромм, 1992). А.Менегетти говорит о появившемся в обществе потребления «рынке мнений» и о «сети работорговцев», которые с помощью изощренных средств современной пропаганды «культивируют рабов внутренних» (Мёнегетти, 1996. С. 41), и т.п. Но если особое внимание психологов привлекают «люди массы», которой можно управлять и манипулировать, то для более полного понимания ситуации следует специально разобраться и с элитой, т.е. с образом тех людей, которые либо пытаются управлять другими, либо реализуют себя в действительно достойных делах, стремясь преодолеть в себе чувство массы и стать личностью. Взаимосвязь массы и элиты проявляется и в том, что, как отмечает А. Мёнегетти, «великий героине мог бы существовать, если бы не было массы, которую надо одолеть» (Мёнегетти, 1996. С. 38). «...Масса видит себя в вождях, узнает и как бы обобщает в них себя», — пишет С. Московичи (Московичи, 1996. С. 26). Таким образом, специальное психологическое рассмотрение элитарности — это еще одна попытка осмыслить традиционную для психологии проблему личностного развития, самоактуализации, самотрансценденции, самоопределения, но в несколько новом контексте, в контек- сте соотношения массы и элиты, где акцент делается именно на понимании образа «элитарного» как возможного идеала для самоопределяющегося человека, быть может, и пытающегося преодолеть в себе «раба массы», но не знающего, как это сделать и на что при этом ориентироваться. Кроме того, введение понятия «элитарные ориентации», может, на наш взгляд, рассматриваться как еще одна попытка интеграции достаточно разрозненных понятий, так или иначе затрагивающих проблему самоопределения, например, таких понятий, как самоактуализация, самотрансценденция, установка на соперничество, аттитьюд и т.п. (соотношение этих и других понятий с «элитарностью» еще будет рассмотрено ниже). Главным интегрирующим принципом для понятия «элитарность» как раз и могла бы быть ориентация на самые лучшие, самые престижные, труднодостижимые и т.п. жизненные смыслы. Причем такие ориентации являются не только «привилегией» реальных представителей элиты, но достаточно распространены (в виде идеалов и фантазий) у многих представителей так называемой «массы». 3. Особая значимость проблемы «элитарности» в условиях современной России, когда реально происходит очередная «смена элит» и значительно облегчен доступ для многих представителей так называемых «социальных низов» в «высшие слои общества» (см. Афанасьев, 1996). Перспектива такого относительно легкого, без особых интеллектуальных и душевных затрат перемещения «из грязи в князи» вдохновляет очень многих людей, особенно часть самоопределяющейся молодежи и их тщеславных родителей. На слуху у многих людей ранее редко употреблявшиеся слова типа «бомонд», «богема», «истеблишмент». Возрождаются дворянские традиции, более того — титулы стали продаваться и т.п. Добавим к этому: само появление общественного феномена под названием «новые русские» может быть уточнено как появление именно «новой элиты». Психологически осмыслить это явление — значит, во многом понять и перспективы развития страны в ближайшем и отдаленном будущем. 4. Все возрастающий интерес клиентов к выбору наиболее «престижных профессий» с перспективой дальнейшей «блистательной карьеры» (в профессиональном консультировании), интерес к построению перспектив личностного роста как «самоулучшения» (в различных направлениях психотерапии) и др. Некоторые профкон-сультанты признаются, что при составлении картотек профессий уже выделяют группы «элитных профессий» (для нашего времени — это профессии типа юрист, менеджер, секретарь-референт, дипломат, журналист...). Примечательно, что именно в контексте рассмотрения профориентационных проблем (на стыке педагогики и психологии) стали появляться работы типа «Школа массовая и элитарная: перемены в.деятельности и карьеры учащихся» (Чередниченко, 1996). Напомним также, что понятие «образовательные учреждения элитарного типа» включено в «Закон Российской Федерации об образовании» (1992), что отражено в Разделе 5, ст. 50, п. 13: «Органы государственной власти и управления могут создавать образовательные учреждения элитарного типа для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности... Критерии отбора обучающихся в указанные образовательные учреждения определяются учредителями и доводятся до общественности». Правда, сразу же возникает проблема определения критериев отбора, т.е. критериев «элиты»... Нам представляется, что просто «выдающиеся способности» еще не дают основания говорить о настоящей элите, тем более что психологи сами еще до конца не разобрались, что же из себя представляют эти «выдающиеся» способности. Известный психолог В.П. Зинченко отмечает в этой связи: «Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица. Несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными» (Зинченко, 1995. С. 15). Таким образом, проблема если и не строгого определения, то хотя бы «понимания» элитарности приобретает не только теоретико-методологическое, но и практическое, жизненное значение. 5. Необходимость помощи самим психологам (студентам и уже работающим специалистам) в построении наиболее достойного, лучшего (в определенном смысле—и элитного) образа себя как профессионала. Заметим, что сами психологи и психотерапевты вполне могут претендовать по роду своей деятельности на то, чтобы рассматривать себя как представителей интеллигенции, т.е. лучшей (в определенном смысле — и элитной) части общества. Поскольку это последнее обстоятельство мо- жет вызвать определенный внутренний протест у части психологов (например, по соображениям ложной скромности или по причине необычности самой проблемы элитарности), то есть смысл кратко рассмотреть это в следующем специальном разделе.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |