КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качество и уровень жизни персонала
Трудовая деятельность человека служит основой создания материальных благ и повышения качества жизни людей. Под качеством жизни обычно понимаемся совокупность условий человеческого существования, обеспечивающих получение необходимых жизненных благ, материального богатства и духовных ценностей. Всякое богатство, как отмечал А. Маршалл, состоит из вещей, которые люди желают иметь и которые прямо или косвенно удовлетворяют все потребности человека. Необходимые людям вещи или блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага состоят из полезных вещей, товаров и материалов, а также из всех прав на владение и использование материальных вещей или на извлечение из прав собственности на свои вещи выгоды как в сегодняшней, так и в завтрашней жизни. Примерами материальных благ могут служить все естественные дары природы, земля и вода, воздух и климат, продукты сельского хозяйства и рыболовства, товары добывающей и перерабатывающей промышленности, здания, машины и инструменты, а также закладные и другие долговые обязательства, доли акций в государственных и частных компаниях, все виды моно полий, патентные и авторские права и другие права пользования всеми видами личной и интеллектуальной собственности. Нематериальные блага подразделяются на две группы. К первой группе относятся собственные качества человека и его способности к действию и наслаждениям, например умственные и деловые способности, профессиональное образование и практические умения. Перечисленные блага заключаются в самом человеке и называются внутренними. Во вторую группу включаются внешние блага, состоящие в наличии хорошей репутации и деловых связей человека и др. Как материальные, так и нематериальные блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. К первым обычно относятся материальные ценности, а ко вторым — личные качества и способности, а также деловые связи, благоприятные климатические условия и т.п. Таким образом, материальные блага, человеческие качества и климатические условия, которыми располагает человек, являются важнейшими характеристиками качества жизни людей. При научном анализе качества жизни человека, как считает Б.М. Генкин, следует прежде всего учитывать, что уровень качества любого объекта или процесса может быть установлен только по отношению к заранее выбранному эталону, который определяется сложившимися обычаями, правилами, традициями, нормами и стандартами. Относительность оценок качества жизни подтверждается многими примерами. Так, для большинства среднеобеспеченных людей богатая жизнь новых русских миллионеров представляется лишь большой роскошью, а для многих людей, исповедующих православную религию, она кажется не только крайне неблагополучной, но и неприемлемой и вообще недопустимой. Следовательно, возникает необходимость определения уровня жизни людей по отношению к общественно признанным нормам, обычаям и традициям, а также к моральным ценностям и личным потребностям, желаниям и притязаниям человека. В цивилизованном мире качество жизни людей в различных странах отличается значительной степенью неоднородности. Возьмем, к примеру, такие основные компоненты материальных благ, как питание, жилье, одежда и пр. В развитых странах каждая семья имеет свой дом или отдельную квартиру из 5—10 комнат. В Германии, например, на одну семью приходится в среднем полтора легковых автомобиля. В Российской Федерации в большинстве своем указанные показатели значительно ниже существующих европейских стандартов. Здесь следует сказать о том, что особенно неблагоприятны в нашей стране показатели средней продолжительности жизни, медицинского обслуживания, состояния окружающей среды и безопасности жизнедеятельности. В последние годы значительно снизился и среднероссийский индекс развития человеческого потенциала. По данному показателю Российская Федерация за пять лет переместилась с 50-го на 120-е место. Наилучшие показатели имеют Канада, Япония, Соединенные Штаты Америки. Средний индекс развития человеческого потенциала рассчитывается по трем показателям, характеризующим ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и реальный среднедушевой валовый внутренний продукт. Индивидуальный индекс по каждому из этих факторов определяется по следующей формуле:
где И1 — индекс соответствующего фактора; Пф — фактические значения показателя; Пmin — минимальное значение показателя; Пmax — максимальное значение показателя. Индекс ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации определяется следующим образом. Исходя из фактических значений продолжительности жизни (Япония — 79 лет, Швеция — 78 лет, Канала и Франция — 77 лет, Великобритания и США — 76 лет, Чили — 72 года, Мексика — 70 лет, Россия — 65 лет) были приняты максимальное и минимальное значения данного фактора 85 и 25 лет. Таким образом, по формуле 8.1 первый индекс составит:
.
Индекс уровня образования рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3). В Российской Федерации уровень грамотности взрослого населения составляет 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%. Рассчитанные по формуле 8.1 значения данных индексов равны соответственно 0,984 и 0,491. Учитывая их весовые значения, получим второй индекс:
Индекс душевого валового внутреннего продукта определяется по следующим исходным данным. Фактическое среднедушевое значение валового внутреннего продукта в Российской Федерации составило 1044 долл. Максимальное значение данного показателя принято равным 5500 долл., минимальное — 100 долл. В данном случае по формуле 8.1 получим третий индекс:
, Среднеарифметическое значение индекса развития человеческого потенциала в Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:
. Таким образом, становится очевидной необходимость дальнейшего развития человеческого потенциала и повышения качества жизни в Российской Федерации. Среди основных факторов, определяющих качество жизни человека, наиболее существенными являются духовные, экологические, экономические, технологические, политические и др. Духовные факторы характеризуются системой формирования потребности людей, целями их жизни, ценностными ориентирами, этическими нормами и т.п. В настоящее время этические проблемы стали особенно важными вследствие криминализации экономических отношений и беспрецедентного роста преступности. На теневой сектор отечественной экономики в настоящее время приходится около половины валового внутреннего продукта. По прогнозам Организации Объединенных Наций, в ближайшее время преступность в мире будет расти в среднем на 5% в год. Именно поэтому необходимы государственные меры нравственного оздоровления российской экономики. Экологические факторы определяются состоянием природы, ее экономическим потенциалом, объемами имеющихся природных ресурсов, степенью загрязнения земли, водоемов и воздуха, влиянием окружающей среды на человека. Количество отходов производственной деятельности ежегодно увеличивается примерно на 5%, а особо опасных — еще больше. Запасы многих важнейших природных ресурсов при сохранении нынешних тенденции их использования могут иссякнуть за несколько десятилетий. В таких условиях в Российской Федерации должна действовать известная за рубежом концепция устойчивого развития, согласно которой удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно осуществляться за счет природных ресурсов будущих поколений. Экономические факторы характеризуются объемами производства товаров и услуг, средствами производства, эффективностью использования ресурсов, состоянием финансовой системы, уровнем заработной платы работников и многими другими показателями. Большинство экономических показателей Российской Федерации в несколько раз ниже соответствующих показателей других стран. Так, например, уровень производительности труда на российских предприятиях в 2—5 раз ниже, чем на американских фирмах, в значительно большей степени ниже и среднегодовые доходы работников. Технологические факторы определяются существующими методами воздействия средств производства на предметы труда, техническими параметрами продукции, технологического оборудования и материалов, влиянием техники на человека и природу. Низкий уровень отечественной технологии заметно снижает качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, товаров и услуг. Политические факторы характеризуются социальными условиями, необходимыми для свободной экономической деятельности, развития творческих способностей людей, возможностей прямого выражения различных мнений, безопасной жизни и работы и т.п. В Российской Федерации такие условия не созданы до сих пор, многие институты рыночной экономики не действуют, отсутствует и программа оздоровления финансового состояния предприятий, стабилизации отечественного производства, повышения платежеспособности производителей и потребителей, роста качества работы и уровня жизни людей. По мнению видных отечественных и зарубежных экономистов, в связи с имеющимся значительным отставанием в развитии действующей в Российской Федерации рыночной экономической системы, которая определяет состояние производства, качество и уровень жизни работников и многие другие факторы, в ближайшее время необходимо осуществить реструктуризацию российской экономики, ее переориентацию, обновление и переоценку ценностей, направив все действия персонала на всех уровнях управления на активизацию человеческого капитала. Реструктуризация предусматривает изменение организационных структур, в том числе замену и модернизацию оборудования, улучшение действующей системы управления, состава работников предприятия, систем обработки информации и т.п. Переориентация означает изменение профиля производства продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка или изменением общественных условий, в частности с расширением выпуска продукции для населения. Обновление предполагает соответствующие преобразования методов и стилей управления, совершенствование структуры промышленно-производственного персонала предприятия, делегирование полномочий нижестоящим звеньям управления, расширение прав структурных подразделений предприятия и отдельных работников, стимулирование творческой активности и трудовой деятельности всего персонала и т.д. Переоценка ценностей требует определенных изменений в системе экономических целей предприятия, его стратегии и тактике, организационной культуре, производственно-финансовой деятельности, социальной сфере и службах управления персоналом. Основой всех преобразований, необходимых для повышения качества и уровня жизни работников, должно явиться совершенствование производства, его реструктуризация и улучшение состава всех категорий персонала на отечественных предприятиях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие виды потребностей человека существуют? Как они формируются? 2. Какой механизм действует между потребностями и трудовой деятельностью? 3. Какие виды потребностей известны? 4. Что понимается под мотивацией? 5. В чем заключается сущность форм мотивации по статусу и по результатам? 6. Какая существует зависимость между мотивацией персонала и эффективность труда? 7. По каким показателям можно выявить влияние мотивации на работников? 8. Как влияет мотивация на эффективность работы? 9. Как можно реализовать социальную эффективность? 10. Какие существуют уровни удовлетворения потребностей человека?
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |