Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование заработной платы




Политика государства в области заработной платы заключается в рациональ­ном использовании экономических рычагов и стимулов. К ним относятся:

прямые и косвенные налоги на заработную плату;

рациональное определение минимального размера заработной платы;

индексация доходов и вкладов населения в связи с инфляцией;

обеспечение социальных гарантий работникам (пенсии, стипендии, пособия безработным, выплаты за больничные листы и др.);

финансирование расходов на образование, науку, культуру и здравоохранение;

ценовая политика государства в области товаров "потребительской корзины";

защита государством экспорта отечественных товаров и услуг; разумные таможенные пошлины на импорт зарубежных товаров и др.

До 1986 г. вопросы организации и оплаты труда на территории бывшего СССР входили в число первоочередных задач государственного централизованного ре­гулирования заработной платы. В этих целях использовался значительный и дос­таточно сложный механизм регулирования. Во-первых, межотраслевой баланс, в котором определялись пропорции отраслей народного хозяйства. Во-вторых, го­сударственное планирование темпов роста производительности труда и заработ­ной платы по отраслям народного хозяйства. В-третьих, типовые тарифные ставки и должностные оклады работников народного хозяйства. В-четвертых, низкие ставки прямых налогов на заработную плату и доходы населения. В-пятых, жест­кая система контроля за фондом оплаты труда на предприятиях и средней зара­ботной платой. В-шестых, государственные гарантии занятости, социального и медицинского обеспечения населения.

Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС "О совершенст­вовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и долж­ностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" от 17 сентября 1986 г. № 1115 была начата перестройка заработной платы на следую­щих условиях: средства на оплату труда должны зарабатываться самими трудовыми коллективами предприятий, им предоставляется более широкая самостоятельность в оплате труда работников. Прошедшее десятилетие характеризовалось проявлени­ем как позитивных, так и негативных тенденций в области оплаты труда.

В качестве позитивных тенденций можно отметить значительное расширение хозяйственной самостоятельности приватизированных предприятий, огромный рост числа частных предприятий в сфере малого бизнеса, изменение государственной формы собственности на частную, практически полную свободу в определении форм и размеров оплаты труда, рост заработной платы и доходов населения.

В качестве негативных тенденций следует отметить резкие и часто не обосно­ванные темпы проведения рыночных реформ со стороны государства, спонтанный и нерегулируемый рост инфляции в стране, фискальную и нестабильную налоговую политику государства, задержки и несвоевременные выплаты заработной платы, конверсию оборонных отраслей промышленности и резкое снижение государствен­ных заказов, рост числа безработных и работников с частичной занятостью, сниже­ние социальных гарантий трудящихся, достигнутых при социализме, отсутствие контроля за темпами роста производительности труда и заработной платы.

В настоящее время позитивные и негативные тенденции продолжают про­грессировать, создавая нестабильную обстановку в стране и влияя на все пред­приятия. В результате государство утратило контроль за заработной платой, а отдельные предприятия самостоятельно не в силах решить все проблемы орга­низации и оплаты труда.

У специалистов и практиков в области организации труда сложилось мнение, что нормирование в условиях рынка полностью выходит за рамки государствен­ного регулирования № отдается на откуп предприятиям. Действительно, законода­тельно установлено, что эта работа является их прерогативой. Предприятиям пре­доставлена полная самостоятельность в выборе норм, их замене и пересмотре, применении методов нормирования труда и так далее. Однако это глубокое и да­леко не безобидное заблуждение.

В условиях рыночной экономики, разнообразия форм собственности, у работ­ника и работодателя повышается экономический интерес к установлению обосно­ванных норм труда и их использованию. Однако из-за неразвитости рыночных отношений в нашей стране этот интерес каждой стороной реализуется по-своему.

Наемный работник заинтересован в более эффективном использовании рабоче­го времени и высоких ставках оплаты с тем, чтобы иметь возможность хорошо' заработать. На этой основе возрастают его требования к соблюдению нормальных! условий труда и оптимальной его напряженности.

Работодатель в своем стремлении извлечь максимальную прибыль также дол­жен быть заинтересован в рациональном использовании живого труда. Однако на практике дело обстоит иначе.

На многих предприятиях, особенно вновь созданных частных, рабочий день значительно превышает предусмотренный Трудовым кодексом РФ. Работодатели устанавливают завышенные производственные задания, не соблюдают нормы организации и охраны труда. Налицо прямая эксплуатация, иногда хуже капитали­стической, результатом которой является ухудшение здоровья работников. Далеко не все из них могут выполнить такие завышенные нормы, что ведет к потере части заработка, трудовым конфликтам и увольнению,

В демократической рыночной экономике заметно усиливается социально-правовая роль нормирования труда, суть которой заключается в обеспечении со­циальной и правовой защиты наемного работника при интенсификации производ­ства, в создании нормальных условий труда. Гарантом выполнения социальной функции нормирования должно выступать государство. Именно оно должно сто­ять на страже сохранения здоровья человека в процессе его трудовой деятельно­сти. К сожалению, российское государство пока не нашло действенных подходов к формированию четкой системы социальной защиты работника.

Профсоюзы также не должны быть безразличны к тому, какие нормы приме­няются на производстве, соответствуют ли они его условиям, объективно ли оце­нивается трудовой вклад каждого. Нужно законодательно оформить правовой ста­тус разрабатываемых норм и нормативов затрат труда, эргономических и соци­альных требований к оборудованию и технологическим процессам. Важно также установить оптимальное с точки зрения физиологии труда содержание трудового процесса, обоснованный уровень интенсивности труда, безопасные и комфортные его условия.

Словом, необходима правовая основа для социальной защиты трудящихся на производстве. Это поднимет ответственность работодателей за соблюдение требо­ваний к нормам организации труда. Следует также законодательно предусмотреть и твердо соблюдать социальные гарантии отдельных категорий работников (жен­щин, молодых рабочих, инвалидов, лиц пенсионного и предпенсионного возраста).

В свою очередь, чтобы выработать единые принципы, правила формирования норм и нормативов по труду в новых условиях хозяйствования, нужно усилить роль государства в организации и разработке научно-методического инструмента­рия нормирования. Прежде всего, это касается совершенствования методов разра­ботки норм затрат труда (выбор рациональных режимов работы и загрузки обору­дования, регламентов, приемов и методов труда, психофизиологических и поло­возрастных ограничений и др.), создания на этой основе благоприятных возмож­ностей для более полного использования интеллектуального потенциала работни­ка, роста его квалификации, повышения удовлетворенности содержанием труда.

Меры по социальной защите на производстве должны быть в полном объеме предусмотрены в коллективных договорах, положении об оплате труда, трудовом договоре сотрудника. Полагаем, что необходимо разработать соответствующую правовую базу для государственного регулирования оплаты труда и социального обеспечения в новых рыночных условиях и с учетом опыта высокоразвитых стран (Швеции, Великобритании, Германии и Франции).

Государственное регулирование заработной платы осуществляется как пря­мым, так и косвенным способом. Прямое регулирование - это нормативное цен­трализованное определение показателей, обязательных для всех предприятий, ор­ганизаций и учреждений народного хозяйства. К ним мы относим ставки прямых отчислений от заработной платы в пенсионный, социальный и медицинские фон­ды; прогрессивный подоходный налог; размеры минимальной заработной платы, пенсий и стипендий; тарификационные разряды для работников бюджетной сфе­ры. Косвенное регулирование осуществляется путем выпуска государственных рекомендаций о применении тарифных ставок и должностных окладов, использо­вании прогрессивных систем оплаты труда, об уровне заработной платы в отрас­лях народного хозяйства, унификации профессий рабочих и должностей служа­щих, нормативов времени, выработки, обслуживания и управляемости по видам работ. Государственное регулирование оплаты труда в России осуществляется Министерством труда, которое в последние годы подготовило ряд важных доку­ментов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.