КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страхования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 9.1. Понятие, цели и место государственного регулирования в страховании Под государственным регулированием страхования понимается система направлений и используемых в них методов воздействия государства на процессы страхования материальных, нематериальных ценностей юридических, физических лиц, деятельности страховых компаний, их посредников и других контрагентов страховщиков для обеспечения прав и интересов страхователей и страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Целями государственного регулирования страхования являются: установление нормативных требований (в законах, иных правовых актах) к проведению операций страхования и в целом к деятельности страховщиков, которые обеспечивают гарантированную страховую защиту материальных, нематериальных ценностей (благ) юридических, физических лиц, их имущественных интересов; обеспечение эффективного формирования и использования (размещения) страховщиками страховых резервов и других денежных фондов; создание организационных и экономических, технических и информационных условий для свободного и эффективного развития страхового рынка, его инфраструктуры. Государственное регулирование страхования осуществляется в основном в форме государственно-властных предписаний для участников страхового рынка и государственных органов регулирования и контроля, включая Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Такие предписания государства, воздействующие на поведение субъектов страховых отношений, представляют не что иное как нормы страхового права. Следовательно, нормы страхового права представляют важнейший инструментарий государственного регулирования страхования. Однако страховая деятельность страховщиков включает в себя, как указывается в гл. 2, не только осуществление страховой защиты имущественных интересов юридических, физи- 9.2. Направления и методы государственного регулирования страхования ческихлиц, формирование, распределение и эффективное использование страховых резервов, но также и взаимодействие страховщиков с посредниками, ФОНСД и другими государственными органами. Поэтому значительная часть отношений страховщика, обусловленных его страховой деятельностью, не относится к страховым отношениям, а представляет совокупность иных (нестраховых) отношений в сфере страхования. Определенная часть нестраховых отношений страховщика (в частности, со страховыми агентами, брокерами, перестраховщиками, с исследовательскими, консультационными фирмами) полностью и во всех аспектах регулируется нормами гражданского права. Остальная же часть нестраховых отношений регулируется нормами административного и финансового права. Следовательно, в широком смысле понимания государственное регулирование охватывает все виды общественных отношений, действующих в сфере страхования. Существует и более узкое понимание государственного регулирования как совокупности определенных нормативных актов, их правовых норм, устанавливающих направления и методы действий государственных органов регулирования и контроля страховой деятельности (прежде всего ФОНСД), а также регулирующих и оценивающих деятельность страховщиков по ряду показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и др. Здесь целесообразно рассмотреть государственное регулирование страхования в более узком его понимании, которое и определяет его место в воздействии на ограниченную часть отношений в сфере страхования. 9.2. Направления и методы государственного регулирования страхования Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования страхования: 1) государственный надзор за страховой деятельностью; 2) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций; 3) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке; Глава 9. Государственное регулирование страхования 4) общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций; 5) прямое участие государства в становлении и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования. Указанные направления достаточно тесто взаимосвязаны между собой. Однако присущие им специфические методы воздействия на отношения субъектов и процессы страхования и финансово-хозяйственной деятельности страховщиков обусловливают необходимость отдельного их рассмотрения. Государственный надзор за страховой деятельностью страховщиков Государственный надзор за страховой деятельностью страховщиков осуществляется согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Этот вид надзора осуществляется ФОНСД с 1996 г. в лице Департамента страхового надзора (ДСН) Министерства финансов РФ. Функции и права ФОНСД, представленные в ч. 3 и 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», определяют и методы, применяемые в надзорной и регулирующей деятельности этого государственного органа. Представляется возможным выделить следующие методы, воздействие которых на объекты регулирования обеспечивается соответствующими правовыми нормами. Метод лицензирования страховой деятельности. В соответствии с нормами ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 6 и ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» страховая деятельность может осуществляться только страховщиками, получившими в установленном законодательством порядке лицензию на проведение страхования (кроме взаимного страхования). Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ утверждены приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора) от 19.05.94 г. № 02-02/08. 9.2. Направления и методы государственного регулирования страхования Лицензия согласно Условиям лицензирования выдается по установленной форме и содержит следующие реквизиты: номер лицензии; наименование страховой организации, владеющей лицензией и ее юридический (и фактический) адрес; наименование отраслей, подотраслей, формы (обязательная, добровольная) страхования с указанием в приложении к лицензии всех видов страхования, на проведение которых имеет право страховщик; территория, на которой страховщик имеет право проведения разрешенных лицензией видов страхования; подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать органа, выдавшего лицензию; дата выдачи лицензии; регистрационный номер по государственному реестру страховщиков. Лицензия не имеет ограничения по сроку действия, если это не предусмотрено при ее выдаче и соответствующей записи в ней. Лицензия выдается отдельно на добровольное и обязательное страхование. Лицензирование обязательного страхования проводится согласно соответствующим законам РФ. При обращении страховой организации впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности оплаченный в денежной форме уставный капитал в соответствии с п. 3.3 Условий лицензирования должен быть в величине, установленной ч. 2 и 3 ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности согласно ч. 2 ст. 25 указанного Закона должен быть: не менее 25 000 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРОТ) — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 000 МРОТ — при проведении страхования жизни; не менее 50 000 МРОТ — при проведении исключительно перестрахования. Концепцией развития страхования в РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.09.02 г. № 1361-р) предусматривается не- Глава 9. Государственное регулирование страхования обходимость увеличения минимального размера уставного капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме, к I июля 2007 п до 30—40 млн рубл., в т.ч. к I июля 2004 г. до 10—13 млн руб. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» минимальный размер уставного капитала для получения лицензии страховыми организациями, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющими долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %, должен составлять не менее 250 000 МРОТ, а при проведении исключительно перестрахования — не менее 300 000 МРОТ. Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридическим лицам необходимо представлять в ФОНСД следующие документы: 1) заявление по установленной форме; 2) учредительные документы страховой организации; 3) свидетельство о государственной регистрации юридического лица; 4) документы, подтверждающие величину оплаченного уставного капитала; 5) экономическое обоснование страховой деятельности, втом числе: а) бизнес-план на первый год деятельности по установленной форме; 6) расчет соотношения активов и обязательств страховой орга в) положение о формировании и использовании страховых ре г) план по перестрахованию, если максимальное обязательство д) план размещения средств страховых резервов; е) баланс с приложением отчета о финансовых результатах на б) правила по видам страхования с приложением стандартных 2.36 9.2. Направления и методы государственного регулирования страхования 7) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также утвержденной руководителем структуры страховых тарифов — в двух экземплярах по установленной форме; 8) сведения о руководителе и его заместителях. При положительном решении ФОНСД о выдаче страховщику лицензии один экземпляр правил страхования (со штампом лицензирующего органа, в котором указывается номер лицензии и дата ее выдачи) и структуры тарифов по видам страхования возвращается вместе с лицензией страховщику. За выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности (в том числе по новым видам страхования для страховой организации) взимается лицензионный сбор в федеральный бюджет. В соответствии с п. 4 постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Закона РФ «О страховании» лицензионный сбор за выдачу лицензии взимается в размере 50-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Метод государственного регулирования операций страхования осуществляется через применение и выполнение предписаний норм страхового законодательства. Существующий объем и многообразие аспектов правового регулирования операций страхования освещаются в гл. [6—8]. В них рассматриваются правовые, организационные и экономические условия заключения и исполнения договоров страхования, в том числе отдельные главы посвящены правовому регулированию имущественного и личного страхования. Метод контроля за соблюдением лицензионных требований в процессах страхования и деятельности страховых организаций. Действие указанного метода регламентируется нормами страхового права, представленными в различных нормативных правовых актах и предписывающими субъектам права определенные правила поведения, действий (функции) или правомочия. Например, нормами п. «в» и «г» ч. 3 и п. «в» ч. 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» ФОНСД предписывается выполнение обязанностей (функций) по обеспечению: контроля за обоснованностью применяемых страховых тарифов и платежеспособностью страховых организаций; установления правил формирования и размещения страховых резервов, определения показателей и разработки форм учета стра- Глава 9. Государственное регулирование страхования ховых операций и отчетности страховщиков о страховой деятельности; дачи страховщикам предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства, лицензионных требований, а в случае их невыполнения — приостановления или ограничения действия лицензий этих страховых организаций до устранения недостатков и нарушений либо принятия решения об отзыве лицензии. В проверках деятельности страховых организаций и принятии решений по их результатам ФОНСД руководствуется Положением о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 17.07.01 г. № 52н. Предписанием является письменное указание Минфина РФ и/ или территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное нарушение в установленный срок. Предписание дается страховщику за нарушение требований Закона «Об организации страхового дела в РФ», в том числе: 1) осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с указанным Законом (далее — Законом); 2) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов; 3) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами; 4) нарушение установленных требований о представлении в Минфин РФ и/или территориальный орган страхового надзора отчетности; 5) непредставление в срок документов, затребованных Минфином РФ и/или территориальным органом страхового надзора; 6) установление факта представления в Минфин РФ и/или территориальный орган страхового надзора недостоверной информации; 7) несообщение в установленный срок в Минфин РФ об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии (с представлением подтверждающих документов); 8) иные нарушения. Предписание направляется страховщику, а при необходимости его копия направляется соответствующим органам исполнительной 9.2. Направления и методы государственного регулирования страхования власти. Страховщик обязан в установленный срок представить в Минфин РФ (территориальный орган страхового надзора) документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Представление страховщиком этихдокументовявляется основанием для признания предписания исполненным. Об исполнении (снятии) предписания сообщается страховщику. При представлении в документах недостоверной информации страховщиком, которая выявляется в последующем органом страхового надзора, ранее признанное исполненным предписание считается неисполненным. Об этом также сообщается страховщику. В случае невыполнения в установленный срок предписания ФОНСД вправе ограничить или приостановить действие лицензии до устранения всех нарушений либо принять решение об отзыве лицензии. Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры всех видов страхования по определенным видам страховой деятельности или на определенной территории. При этом страховши к обязан выполнять обязательства по действующим договорам страхования. Приостановление действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры всех видов страхования (перестрахования). При этом по ранее заключенным договорам страхования (перестрахования) страховщик исполняет принятые обязательства до истечения их срока. О принятом ФОНСД решении сообщается страховщику, соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуется в печати. Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших основанием для ограничения или приостановления действия лицензии, является необходимым условием для принятия ФОНСД решения о возобновлении действия лицензии. Непредставление страховщиком в установленный срокдокументов, подтверждающих устранение страховщиком нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для принятия решения об отзыве лицензии. Отзыв лицензии влечет за собой: прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность; Глава 9. Государственное регулирование страхования исключение юридического лица из единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков. Решение об ограничении, приостановлении, возобновлении и отзыве лицензии сообщается страховщику, соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуется в печати. Действие лицензии ограничивается, приостанавливается, возобновляется, лицензия отзывается с момента издания соответствующего приказа Минфина России, если в нем не указано иное. Решение Минфина России об ограничении, приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности может быть обжаловано в установленном законом порядке. Наряду с указанными контрольными функциями и выдачей лицензий государственный орган страхового надзора (ФОНСД) в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» осуществляет также: ведение единого государственного реестра страховщиков, их объединений, а также реестра страховых брокеров; разработку нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции ФОНСД; обобщение практики страховой деятельности, разработку и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании. ФОНСД согласно ч. 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» вправе: 1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении; 2) получать необходимую для выполнения возложенных на ФОНСД функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков, а также от граждан; 3) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности; 4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензии (кроме взаимного страхования). 9.2. Направления и методы государственного регулирования страхования
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |