КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке
Проведение антимонополистической деятельности, осуществление соответствующих мероприятий и пресечение недобросовестной конкуренции на страховом рынке объективно необходимы. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция на российском страховом рынке устанавливаются разными способами и проявляются в определенных формах. Наиболее распространенными способами установления монополии в сфере страховых услуг являются следующие: 1) недопущение, ограничение или устранение деятельности других страховых организаций на территории субъекта РФ, кроме одной, в которой администрацией области (края) или Правительством республики предписывается страховать свои имущественные интересы (риски) всем хозяйствующим субъектам; 2)создание своей страховой компании предприятиями, организациями, входящими в финансово-промышленную группу, концерн, 9.2. Направления и методы государственного регулирования страхования другое объединение хозяйствующих субъектов, которые осуществляют страхование всех рисков только в этой страховой компании; 3) разделение емкости рынка страховых услуг региона по сговору между ограниченным числом страховых компаний. Монополистическая деятельность предопределяет недобросовестную конкуренцию. Кроме того, недобросовестная конкуренция отдельных страховых компаний проявляется: в завышении или занижении страховых тарифов на территории, где доминирует одна страховая компания; в недобросовестной рекламной деятельности страховщиков, представляющих условия страхования, не соответствующие их реальным финансовым возможностям или умаляющие условия страховой защиты других страховых организаций. Согласно ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке осуществляется деятельностью Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (федерального антимонопольного органа) и его территориальных органов в соответствии с антимонопольным законодательством127. Для этого применяются следующие методы: 1) дача предписаний страховщикам, а при необходимости и органам исполнительной власти субъектов РФ, объединениям предприятий, организаций — учредителям страховой компании, держащей под контролем страховой рынок территории, о прекращении нарушений антимонопольного законодательства; 2) восстановление первоначального положения, при котором не существовало монополии отдельных страховых компаний и недобросовестной конкуренции; 3) принудительные меры признания договоров хозяйствующих субъектов (в том числе с органами исполнительной власти регионов), приводящих к доминирующему положению отдельных страховых компаний на территории субъекта РФ, недействительными в связи с нарушением антимонопольного законодательства РФ; 127 Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // СЗ РФ. --1999. — № 26. — Ст. 3174; Приказ МАП РФ от 06.05.00 г. № 340а «Об утверждении Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг» // БНА. — 2000. — №11. Глава 9. Государственное регулирование страхования 4) применение к страховщикам санкций ФОНСД и федерального антимонопольного органа (в рамках их компетенции) за нарушение законодательства РФ, включая Закон РФ «О рекламе». 9.3. Общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций В отношении страховых организаций, как и всех других хозяйствующих субъектов, осуществляются налоговый, валютный, банковский, таможенный контроль. Налоговый контроль осуществляется б соответствии с установленными правомочиями Министерством РФ по налогам и сборам, его территориальными подразделениями, Федеральной службой налоговой полиции и ее. территориальными органами. Основными направлениями налогового контроля являются: 1) выявление состояния бухгалтерского учета и оценка его соответствия действующим нормативным правовым актам, инструкциям, методическим указаниям и Положению о бухгалтерском учете'28; 2) определение правильности установления налогооблагаемой базы и применяемых льгот по уплате различных видов налогов и сборов; 3) проверка правильности расчетов размеров уплачиваемых страховщиком налогов и сборов: 4) проверка соблюдения страховой организацией установленных сроков уплаты напогов и сборов в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды. Валютный контроль осуществляется со второго полугодия 2000 г. Департаментом валютного контроля Минфина РФ, Центральным банком России (ЦБР) и уполномоченными им коммерческими банками, а также Государственным таможенным комитетом (ГТК) и его подразделениями в соответствии с положениями об этих государственных органах и Законом РФ «О банках и банковской деятельности», Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Объектами валютного контроля являются валютные ценности: иностранная вапюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы; природные драгоценные камни. Основными направлениями валютного контроля являются: 128 БНА. — 1998. — №23. 9.3. Общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций 1) соблюдение страховщиками, получившими разрешение ЦБР на право заключать договоры страхования с расчетами между сторонами в иностранной валюте, Положения о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию, утвержденного приказом ЦБР от 15.12.95 г. № 32; 2) проверка оснований, условий и сроков получения (предоставления) финансовых кредитов в иностранной валюте на срок не более 180 дней; 3) проверка правильности расчетов в иностранной валюте между российскими страховщиками (перестрахователями) и иностранными перестраховщиками; 4) установление правильности осуществления международных переводов в иностранной валюте в РФ и из РФ в виде дивидендов, процентов (доходов) по инвестициям (в том числе в ценные бумаги в иностранной валюте), кредитам и прочим операциям; 5) соблюдение российского законодательства по прямым инвестициям в иностранной валюте в уставные капиталы других организаций, фирм, а также по портфельным инвестициям (в ценные бумаги). Банковский контроль в отношении страховых организаций осуществляется ЦБР и коммерческими банками в соответствии с Законом РФ от 02.12.90 г. № 395-1 (в ред. от 03.02.96 г.) «О банках и банковской деятельности»129 и Законом РФ от 10.07.02 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ» (СЗ РФ. - 2002. —№ 28. - Ст. 2790). Основными направлениями банковского контроля являются: 1) проверка соблюдения страховщиками требований Положения о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию, связанных с ними расчетов страхователей и страховых организаций; 2) установление законности распоряжений страховщиков по операциям на их валютных счетах; 3) соблюдение страховыми организациями установленных лимитов наличных денег в кассе и по расчетам наличными деньгами. Таможенный контроль в отношении страховых организаций осуществляется. Государственным таможенным комитетом и его под- ерг. - 1996. - 10 февраля. 130 ВСНД и ВС РФ. — 1993. — № 31. - Ст. 1224; СЗ РФ. — 1995. — № 26. — Ст. 2397; 1996. - № 1. - Ст. 4; 1997. - №30. - Ст. 3586; 1997. - №47. -Ст. 5341; 1999. - Ns 7. - Ст. 879. Глава 9. Государственное регулирование страхования разделениями в соответствии с Таможенным кодексом РФ130 от 18.06.93 г. № 5221-1 (с последующими изменениями и дополнениями), Законом РФ от 09.10.92 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»131. Основными направлениями таможенного контроля деятельности страховщиков являются: 1) проверка правильности составления таможенных деклараций, содержащих сведения о перемещаемых через таможенную границу грузов, товаров; 2) соблюдение страховщиками условий и размеров уплаты таможенных пошлин и сборов; 3) соблюдение страховыми организациями установленного порядка расчетов по экспортно-импортным операциям. 9.4. Направления совершенствования государственного регулирования страхования Страховой рынок России находится в стадии становления и развития в новых социально-экономических, правовых и политических условиях. По существу, он возрождается в новом качестве, начиная с 1993 г. По состоянию на 01.01 2002 г. на страховом рынке России действовали около 1400 страховых организаций. Около 1000 страховых компаний имели уставный капитал в размере от 2000 ты-с.руб. и выше, 116 страховых организаций из них обладали уставным капиталом в размере свыше 10 000 тыс.руб. По оценкам специалистов-аналитиков общая сумма собираемых всеми страховщиками России страховых премий равна примерно годовой страховой премии крупной западной страховой компании. Развивающемуся страховому рынку России присущи определенные недостатки. Среди них необходимо отметить, в частности, следующие. 1. Незначительный объем собственных средств страховщиков, основу которого составляет уставный капитал, и соответствующий им размер страховых резервов не позволяет проводить страхование крупных рисков. 131 ВСНД и ВС РФ. — 1992. — № 45. — Ст. 2542; СЗ РФ. - 1999. — № 1. — Ст. 1; 1999. — №28. — Ст. 3461; 2001. — №23. — Ст. 2290; РГ. — 2001. — 10 августа. 9.4. Направления совершенствования государственного регулирования страхования Осуществление перестрахования наиболее крупных рисков приводит к тому, что значительная часть страховых премий по ним оказывается в распоряжении мощных зарубежных страховых или перестраховочных компаний. 2. Предлагаемый российскими страховщиками перечень страховых услуг представляется достаточно ограниченным в сравнении с широким разнообразием страховых продуктов западных страховых компаний. 3. Крайне отстают в объемах страхования так называемые долгосрочные сберегательно-накопительные виды страхования жизни. Причина этого находится не в упущениях и деятельности страховых организаций или в отсутствии потребности граждан России в этом виде страхования. Основная причина отставания долгосрочных видов страхования жизни заключается в нестабильности финансово-экономической ситуации в стране, кризисах и высоких темпах инфляции, которые обусловливают неплатежеспособность не только граждан, но и юридических лиц и государства (в том числе по погашению и выплате дохода по государственным ценным бумагам). 4. Недостаточная разработанность правового обеспечения для обязательных видов страхования. 5. Отсутствие налоговыхльгот для юридических и физическихлиц по средствам, направляемым ими на уплату страховых премий по долгосрочным видам страхования жизни. Постановление Правительства РФ от 01.10.98 г. № 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ на 1998-2000 г.» предусматривало комплекс мероприятий, осуществление которых позволит устранить указанные недостатки, а также повысить эффективность методов государственного регулирования страхования. Первое направление связано с совершенствованием нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности и предусматривало: 1) увеличение уставного капитала страховых организаций, формируемого за счет денежных средств; 2) установление экономических нормативов оценки финансовой устойчивости и эффективности деятельности страховых организаций. Второе направление определяло совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью и предполагало: Глава 9. Государственное регулирование страхования 1) создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации; 2) разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций; 3) определение специальных требований к страховым организациям, оказывающим услуги населению подолгосрочному страхованию жизни и пенсий; 4) совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований и принципов добросовестной конкуренции; 5) введение порядка, ограничивающего допуск к руководству страховой компанией или брокерской организацией лиц, действия которых привели финансово-кредитную организацию к банкротству. Третье направление определяет прямое участие государства в становлении защиты имущественных интересов субъектов страхования и предполагает: 1) установление организационных (институциональных) основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов; 2) обеспечение за счет бюджетных средств обязательного государственного страхования, в частности, страхования имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы; 3) повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им государственной поддержки; 4) предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулированных в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых компаний при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования. Четвертое направление связано с правовым обеспечением защиты национального страхового рынка и включает: 9.4. Направления совершенствования государственного регулирования страхования 1) конкретизацию условий допуска-иностранных страховщиков на российский страховой рынок; 2) дополнительную регламентацию перестраховочной деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж; 3) выработку правовых процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, брокеров и иных субъектов страховых отношений на национальном страховом рынке. Следует отметить, что комплексы мероприятий по указанным направлениям не осуществлены к намеченному постановлением Правительства РФ сроку в требовавшемся объеме. Можно считать, что достигнуто определенное увеличение уставного капитала страховых организаций, формируемого за счет денежных средств (первое направление). Прямое участие государства в становлении страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования представлено как пятое направление государственного регулирования страхования в §9.1. Из предусмотренных этим направлением мероприятий практически осуществляется обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих разных групп. Однако нет до настоящего времени нормативно-правового акта, регулирующего обязательное государственное страхование имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы (третье направление комплексов мероприятий постановления Правительства). Ограничение допуска к руководству страховой компанией или брокерской организацией лиц, действия которых ранее привели финансово-кредитную организацию к банкротству, является, конечно, позитивным решением, хотя требовавшимся уже достаточно давно (второе направление). Обеспечено также правовое регулирование условий допуска и направлений деятельности иностранных страховых компаний (их дочерних обществ) и инвесторов на российском страховом рынке Законом РФ от 20.11.99 № 204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (четвертое направление). Предстоит еще значительный объем работы по осуществлению комплексов мероприятий, предусмотренных в рассматриваемом постановлении Правительства РФ.
Глава 9. Государственное регулирование страхования Контрольные вопросы 1. Что понимается под государственным регулированием страхования? 2. Каковы цели государственного регулирования страхования? 3. По каким направлениям осуществляется государственное регулирование страхования? 4. Какие методы и правовые нормы применяются при осуществлении государственного надзора за страховой деятельностью? 5. Какие функции выполняет государственный орган страхового надзора? 6. Каковы нормативные требования, предъявляемые кстраховой организации вчасти уставного капитала и перечня предъявляемыхдокумен-тов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности? 7. Как осуществляется государственное регулирование обязательного страхования? 8. Какие виды санкций предъявляет государственный орган страхового надзора к страховщику за нарушение лицензионных требований и законодательства РФ? 9. По каким основаниям и в каком порядке орган государственного страхового надзора ограничивает и приостанавливает действие лицензии на осуществление страховой деятельности страховщика?
10. По каким основаниям и с какими последствиями для страховщика может быть отозвана его лицензия на осуществление страховой деятельности? 11. Какими методами в соответствии с нормами страхового законодательства обеспечивается финансовая устойчивость и платежеспособность страховщиков? 12. Какими нормативными правовыми актами регулируется формирование и размещение страховых резервов страховщиков? 13. Какими нормативно-правовыми актами регулируется объем страховых обязательств страховщика по договорам страхования? 14. Какими методами осуществляется пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке? 15. Какие виды общего государственно-финансового контроля и по каким направлениям проводятся в соответствии с законодательством РФ в отношении страховых организаций? Глава 10 СТРАХОВЫЕ СПОРЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ 10.1. Преддоговорные споры Споры, возникающие между страхователем (или выгодоприобретателем, застрахованным лицом) и страховщиком, можно подразделить на три основные вида: 1) преддоговорные споры, возникающие при заключении договора страхования; 2) споры, связанные с изменением, досрочным прекращением или расторжением договора страхования; 3) споры, связанные с исполнением основного страхового обязательства. Порядок заключения договоров имущественного и личного страхования, рассмотренный в гл. 7 и 8, определяется правовыми нормами ст. 421, 422,426, 432-446, 930-936, 940, 942, 943, 969 ГК РФ. Поскольку договор страхования может считаться заключенным только при достижении соглашения между страхователем и страховщиком по всем существенным условиям договора страхования (ст. 432, 942 ГК РФ), постольку характер споров сторон на данной стадии определяется в основном их разногласиями по установлению этих условий. «Условия договора, записано в ч. 4 ст. 421 ГК РФ, — определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ)». Поэтому основная часть разногласий между страхователем и страховщиком при заключении договоров страхования приходится надоговоры добровольного страхования. Разногласия сторон при заключении договоров имущественного и личного страхования могут быть весьма разнообразными и многочисленными. Они могут касаться как самих существенных условий договора страхования, представленных в ст. 942 ГК РФ, так и дополнительных условий договора (п. 10.4.1), указанных в правилах страхования. Имеются в виду в этом случае также разногласия сторон по количественным и качественным характеристикам условий договора страхования. Например, при добровольном имущественном страховании страховщик, имеющий соответствующую лицензию, может отказать страхователю в заключении договора страхования, если: Глава 10. Страховые споры и их разрешение из предоставленной страхователем страховщику информации последний пришел к выводу об отсутствии у страхователя (выгодоприобретателя) интереса в сохранении подлежащего страхованию имущества (включая транспортные средства, грузы), основанного на законе, ином правовом акте или договоре (ч. 1 ст. 930 ГК РФ); риск наступления страхового случая очень высок и страховщик до заключения договора страхования рекомендует страхователю (выгодоприобретателю) осуществить комплекс организационных, технических мероприятий, направленных на уменьшение риска нанесения возможным опасным событием значительного ущерба подлежащему страхованию имуществу; в отдельных случаях страховщик может принять участие в финансировании таких мероприятий за счет создаваемого им из уплачиваемых страховых премий резерва предупредительных мероприятий; страховщик и страхователь не сходятся в оценке технического состояния или действительной (страховой) стоимости имущества (или предпринимательского риска), что требует проведения независимой экспертизы; страхователь не предоставляет страховщику полную и достоверную информацию об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков (вреда) от его наступления (страхового риска); стороны не могут прийти к соглашению по минимальной (максимальной) величине страховой суммы, предлагаемой страхователем,— при отсутствии у страховщика возможности заключить договор перестрахования или сострахования в случае превышения допустимого для него объема страховой ответственности (обязательств); страхователя не удовлетворяют размер страхового тарифа и величина страховой премии, подлежащей уплате страховщику по договору страхования; стороны не достигли соглашения в части предлагаемых изменения, дополнения и/или исключения действия отдельных положений правил страхования при заключении договора страхования, что допускается ч. 3 ст. 943 ГК РФ. Аналогичные разногласия между страхователем и страховщиком в основном возникают и при заключении договоров добровольного личного страхования. Усложняющим их моментом является то об- 10.1. Преддоговорные споры стоятельство, что согласно норме абз. 2 ч. 1 ст. 927 ГК РФ договор личного страхования является публичным договором (ст. 426 ГК РФ). Это означает, как указывается в п. 8.2.3, что коммерческая страховая организация не вправе отказаться от заключения договора личного страхования с каждым, кто к ней обратится, кроме случаев, когда страховщик обоснованно доказывает невозможность заключения договора или когда возможность отказа предусмотрена законом, иными правовыми актами (ст. 436 ГК РФ). При обязательном страховании132, предусматриваемом ст. 935,936 ГК РФ, когда страховщик, обязанный осуществлять страхование, направил оферту (проект договора страхования) страхователю и получил от последнего протокол разногласий к проекту договора, страховщик обязан в течение 30 дней со дня получения протокола известить другую сторону (страхователя) о принятии условий этой стороны либо об отклонении протокола разногласий (ч. 2 ст. 445 ГК РФ). В случае отклонения страховщиком протокола разногласий либо неполучения извещения о результате его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (ч. 2 ст. 445 ГК РФ). Если сторона (страхователь, страховщик), для которой в соответствии с ГК РФ, иными законами заключение договора страхования обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Необоснованно уклоняющаяся от заключения договора страхования сторона должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (ч. 4 ст. 445 ГК). Нормы ч. 4 ст. 445 ГК РФ применяются и в случаях необоснованного уклонения страховщика от заключения договора добровольного личного страхования, являющегося публичным договором. Если разногласия, возникшие при заключении договора страхования, переданы на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон на рассмотрение суда, то условия договора, по которым имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 ГК РФ). 132 Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Глава 10. Страховые споры и их разрешение Указанный порядок рассмотрения преддоговорных споров соответствует также правилу, предусмотренному ст. 35 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно этой статье Закона споры, связанные со страхованием, разрешаются судом, арбитражным судом или третейскими судами в соответствии с их компетенцией. 10.2. Споры сторон после заключения и вступления договора страхования в силу После заключения и вступлен ия договора страхования в силу споры между его сторонами могут возникать по разным поводам, которые достаточно подробно рассмотрены в §6.2, 6.3'"7, 7.2, 7.3, 8.3. Например, в судебном порядке могут рассматриваться споры, обусловленные: неосновательно сбереженными суммами лицом, на которое возложена законом, иным правовым актом обязанность страхования жизни, здоровья и/или имущества других лиц, за счет невыполнения этой обязанности или выполнения ее ненадлежащим образом; эти суммы взыскиваются по иску органа страхового надзора в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ (ч. 3 ст. 937 ГК РФ); кроме того, с такого страхователя при незаключении им договора обязательного страхования или осуществлении страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом, может быть взыскана в пользу выгодоприобретателя при наступлении страхового случая сумма в размере страхового возмещения, которое должно было быть выплачено страховщиком (а не страхователем) при надлежащем страховании (ч. 2 ст. 937 ГК РФ); заведомо ложными сведениями об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления, которые страхователь сообщил страховщику при заключении договора страхования; страховщик в этом случае вправе потребовать 133 В §6.3 детально освещены вопросы изменения, прекращения и расторжения договоров страхования. 10.3. Определение подведомственности и подсудности споров по договорам страхования признания договора страхования недействительным и применения последствий, предусмотренныхч. 2 ст. 179 ГК РФ (ч. 3 ст. 944 ГК РФ); завышением страховой суммы в договоре страхования имущества или предпринимательского риска вследствие обмана страхователем страховщика; последний вправе при этом требовать признания договора страхования недействительным и возмещения причиненных ему этим убытков в размере, превышающем сумму полученной страховщиком от страхователя страховой премии (ч. 3 ст. 951 ГК РФ); неуведомлением страхователем страховщика об изменении в период действия договора страхования обстоятельств, влекущих увеличение страхового риска, а также отклонением страхователем предложения страховщика изменить в связи с увеличением риска наступления страхового случая условия страхования либо при их неизменности уплатить дополнительную сумму страховой премии; страховщик в этих случаях вправе потребовать расторжения договора страхования и возмещения убытков, причиненных расторжением договора (ч. 5 ст. 453,ст. 959 ГК РФ); заключением договора личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, без письменного согласия застрахованного лица; договор личного страхования может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае его смерти — по иску его наследников (ч. 2 ст. 934 ГК РФ). Основная часть споров сторон, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, связана, во-первых, с непризнанием страховщиком произошедшего события страховым случаем и, во-вторых, с необоснованным «затягиванием» страховщиками сроков выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования или страхового обеспечения (страховой суммы) — по договорам личного страхования, либо с их размерами.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |