![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кадровый контроллинг.
Без контроля кадровое планирование не может быть успешным. Функция контроллинга состоит в координации целеполагания, планирования, контроля и информации. Координационная задача становится все более значимой, так как кадровая работа с ее функциями превращается в комплексную, а многогранные взаимозависимости целей и средств требуют более целенаправленного согласования. В качестве целей кадрового контроллинга рассматривают: - поддержку кадрового планирования; - обеспечение гарантии, надежности и повышения качества информации о персонале; - обеспечение координации в рамках функциональных подсистем системы управления персоналом, а также к другим функциональным подсистемам организации; - повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков в кадровой работе. К задачам кадрового контроллинга относят создание кадровой информационной системы, анализ имеющейся информации с точки зрения ее значимости для кадровой службы (проверка эффективности отдельных кадровых подсистем, функций, контроль и анализ кадровых издержек). Детализированный перечень задач кадрового контроллинга представлен в таблице 1.11. Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить: · повышением нестабильности внутренней среды, выдвигающим дополнительные требования к системе управления предприятием: - смещения акцента с контроля прошлого на анализ будущего; - увеличения скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия; - непрерывного отслеживания изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия; - продуманности системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
Таблица1.11 Детализированный перечень задач кадрового контроллинга
· усложнением систем управления предприятием, что требует механизма координации внутри системы управления; · информационным бумом при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления; · общекультурным стремлением к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности. Контроллинг – система установления целей предприятия, текущий сбор и обработка информации для эффективного корпоративного управления (рис):
![]() ![]() Контроллинг в экономическом смысле – это наблюдение и управление. Задача контроллинга - путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия (рис.1.14.):
Рис.1.14. Схема осуществления контроллинга Контроллинг в системе управления персоналом организации ставит целью поддержку планирования, управления, контроля и информационного обеспечения всех мероприятий в данной области. Система долгосрочного планирования, наблюдения и контроля затрат на персонал, связанная со стратегией предприятия и ориентированная на перспективу называется стратегическим контроллингом персонала. Его цель – оптимизация управленческих решений и обеспечение конкурентоспособности стратегии предприятия в области человеческих ресурсов. Достижение текущих целей управления персоналом путем своевременной передачи руководству аналитической информации о контрольных показателях обеспечивается оперативным контроллингом, осуществляемым в регулярном режиме по мере необходимости, основанном на своевременном выявлении отклонений от намеченных планов с целью недопущения кризиса. Контроллинг персонала – современная концепция управления персоналом, стремящаяся соответствовать новой, резко возросшей в последнее время вследствие многочисленных изменений в технологии и обществе роли человеческих ресурсов на фирме. В таблице приведены основные функциональные элементы системы управления персоналом и их применение в контроллинге. Таблица 1.12 Применение методологии контроллинга в привязке к основным функциональным элементам УП
Концепции котроллинга персонала должны развиваться в направлении от приоритета контроллинга издержек к контроллингу эффективности. Итак, контроллинг персонала нацелен на учет и контроль за затратами на персонал, а также на оптимизацию этих затрат. Оперативный план работы с персоналом. Структура типового оперативного плана приведена на рисунке 1.15. 1. 2. Определить цели планирования производства. Проверить
3. Проверить информацию о персонале на
4. Могут ли быть реализованы цели (нет)
6. Спланировать привлечение, адаптацию
8. Спланировать обучение, переподготовку,
9. Спланировать деловую карьеру 10. Спланировать расходы на персонал
11. Осуществлять регулярный контроль и
рис.1.15.Структура типового оперативного плана Для разработки плана необходимо с помощью специально разработанных анкет собрать следующую информацию: *сведения о постоянном составе персонала; *данные о структуре персонала; *текучесть кадров; *потери времени в результате простоев, по болезни; *данные о продолжительности рабочего дня; * оплата труда (структура, надбавки и т.д.) *данные об услугах социального характера, предоставляемые государством. Сведения о персонале можно систематизировать в виде схемы:
Базовые данные Переменные данные
Постоянные условно-постоянные прогулы, простои и т.д. (пол, возраст, (тарифная сетка, год рождения) штатное расписание)
Рис.1.16. Информация о персонале Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности направленный на преодоление и покрытие потребности в персонале. Цель маркетинга – владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации. Маркетинг персонала является условием роста человеческого ресурса организации за счет внешних источников. Задачи маркетинга персонала: 1) исследование рынка для установления текущих и перспективных потребностей организации в количестве и качестве персонала; 2) изучение развития производства для современной подготовки рабочих мест и требований к сотрудникам; 3) поиск и приобретение персонала, характеристики которого соответствуют требованиям, предъявляемым организацией. Существует два подхода к определению состава и содержания задач маркетинга персонала. Первый предполагает рассмотрение задач в широком смысле. В данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами, которая опирается на рыночное мышление. Второй подход предполагает толкование персонал-маркетинга как особую функцию службы управления персоналом, которая направлена на выявление и покрытие потребности в кадровых ресурсах. Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов по формированию и реализации плана маркетинга (см рис 1.17.).
Рис.1.17. Общая схема маркетинговой деятельности в области персонала.
Каждое предприятие разрабатывает план персонал-маркетинга, который начинается с анализа маркетинговой среды. Маркетинговая среда слагается из микро- и макросреды. Микросреда характеризует непосредственное окружение фирмы. Макросреда – это ситуации на рынке труда; структура мотивов потенциальных работников; состояние трудового законодательства. Ситуация на рынке труда определяется общеэкономическими, политическими, демографическими процессами и характеризуется соотношением между спросом и предложением в области персонала. К основным направлениям персонал-маркетинга относят: * разработку товара – это определение требований к персоналу на основе анализа внешней среды, работы, изменений требований к должностям. *определение цены рабочей силы. * выбор каналов покрытия потребности. * проведение рекламной компании. Планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования. Схема планирования потребностей в персонале приведена на рис. 1.18..
Рис.1.18. Схема планирования потребности в персонале
Качественная потребность – это потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровням квалификационных требований. Качественная потребность определяется исходя из профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в документации на рабочий процесс; исходя из требований к должностям и рабочим местам, которые содержатся в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест; штатного расписания; исходя из документации регламентирующей организационно-управленческие процессы. Качественная потребность в руководителях может быть определена на основе: системы целей как основы организационной структуры управления; организационной структуры предприятия и подразделений; должностной инструкции руководителей. Расчет качественной потребности сопровождается расчетом количества персонала. Исходной информацией для определения численного состава персонала является: производственная программа, нормы труда, планирование роста производительности труда и структура работ. При укрупненных расчетах общая потребность предприятия в кадрах определяется как отношение общего объема работ к выработке одного работника. Более точные расчеты проводятся по категориям персонала с определением количественного и качественного состава работников. Можно выделить несколько основных методов расчета численности: * метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (по нормам времени, трудоемкости); * на основе норм обслуживания; *по рабочим местам и нормам численности. *определение численности руководителей по нормам управляемости; *использование статистических методов (стохастические методы и методы экспертных оценок). Стохастические методы расчета основаны на анализе связей между потребностью в персонале и переменными. Наиболее часто применяют следующие стохастические методы: · расчет числовых характеристик; · регрессионный анализ; · корреляционный анализ. При расчете численности специалистов и служащих определяют общую потребность и дополнительную потребность. Дополнительная потребность планируется в связи срасширением производства, необходимостью возмещения выбывших работников.. По периоду планирования различают текущую и перспективную потребность. Существуют следующие методы расчета перспективной потребности в специалистах: *штатно-номенклатурный метод, основанный на плановых показателях развития производства, на типовых структурах и штатах. *Метод расчета коэффициента насыщенности: Чпер = Чср * Кнас, где Чпер - численность на перспективу; Чср - среднесписочная численность; Кнас - коэффициент насыщенности. Коэффициент насыщенности определяется отношением числа специалистов на 1000 работников или на 1илн рублей объема производства. *Нормативный метод предполагает установление зависимости между количественными и качественными показателями кадров и основными технико-экономическими показателями деятельности предприятия. При планировании расходов на персонал в первую очередь следует иметь в виду следующие статьи затрат: основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, расходы на командировки и служебные разъезды; расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; расходы, связанные с доплатами на общественное питание, жилищно-бытовым обслуживанием, культурой и физическим воспитанием, здравоохранением и отдыхом, обеспечением детскими учреждениями, приобретением спецодежды. Следует также планировать расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики), здорового психологического климата в организации, расходы на создание новых рабочих мест.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |