Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В детском саду 3 страница




Стирание половых различий приходит в противоречие с существу­ющими в обществе культурными нормами во взаимоотношениях полов, нарушает тради­ции половой дифференциации, которые формировались на протяжении мно­гих веков. Важно помнить, что уровень сформированности полоролевого поведения дошкольников связан с уровнем профессио­нальной подготовленности педагогов дошкольных учреждений в сфере воспитания детей разного пола. Среда дошкольного учрежде­ния также не содействует полоролевому воспитанию и полоролевой социализации маль­чиков и девочек, не содержит примеров проявления мужских и женских способов поведения.

Мальчик в процессе сложившегося современного феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие. Его воспитывают, в основном, женщины: мать, вос­питательница, учительница. От маль­чика не требуют мужественности, внимательного и заботливого отношения к девочкам и окружающим его женщинам, он слышит только высказывания о том, каким должен расти мужчина, он вос­питывается как «удобный» ребенок в обращении с ним женщин.

С. О. Филиппова выделяет 4 типа полоролевого поведения.

Маскулинные дети (от лат. тазсиНпиз –мужской): ценят авто­ритет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола отвергают жен­ское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому автори­тету, что свидетельствует о потребности маскулинных детей в зна­чимых мужчинах, в том числе и мужчинах-педагогах. Эти дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любы­ми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции (в играх выполня­ют главные доминантные роли, предполагающие активные дейст­вия). Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношения со сверстниками: у боль­шинства из них (75%) маскулинные проявления поведения (сила, решительность и т. п.) носят преимущественно деструктивный ха­рактер.

Феминные дети (от лат. Fетinа – женщина, в литературе также используется термин «фемининные»): независимо от половой при­надлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль пове­дения, связанный с зависимым, подчиненным положением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельно­сти, ориентированностью на других. Особенно ярко зафиксирован­ная тенденция прослеживается у феминных мальчиков, для которых оказалась значимой стратегия сознательного ограничения своего «исследовательского пространства». В то же время у феминных мальчиков обнаружена внутренняя потребность в социальных ожи­даниях, связанных с верой в их силы и возможности. Феминные дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с феминными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социаль­ной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола, а также маскулинными де­вочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся про­демонстрировать свою несостоятельность. Ожидания от сверстников критических замечаний создают у феминных мальчиков трудности в общении с другими детьми. Феминные девочки в социальных контактах остаются успешными.

Андрогинные дети (от лат. апdros – мужской, giпе – женщина): относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на освоение различного рода деятельности без при­вязанности к традиционным нормам, для них характерна направлен­ность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодо­ление трудностей. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от их пола, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, при этом сами являются популярными у детей всех полоролевых групп. Андрогинные дети действительно объединяют в себе и демонстрируют в своем поведе­нии традиционно мужские и женские черты, берут на себя маску­линные и феминные роли. Их маскулинные качества носят кон­структивный характер (защита, помощь и т. п.). Им присущи настой­чивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений, что может служить подтверждением их лич­ностного благополучия.

Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и жен­ский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Пассивность, низкие реальные достиже­ния, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и ответное избегание контактов – таковы основные характеристики недифференцированных дошкольников.

Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных уч­реждений для мальчиков и для девочек практически не имеет раз­личий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. Упоминание о половых различиях встреча­ется лишь в результатах тестирования уровня физической подготов­ленности детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. Исследования показывают, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превы­шают средние результаты девочек. Девочки же лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие. Это является ос­нованием тому, что в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физи­ческой готовности, различные для девочек и мальчиков.

Однако сегодня уже доказано, что в дошкольном возрасте раз­личия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышают естественные различия между половыми группами. Таким образом, при оценивании двига­тельных возможностей дошкольников необходимо учитывать тип их конституции.

Двигательная активность дошкольников зависит от различных факторов, в том числе от сезонных явлений года, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в дошколь­ных учреждениях. Наиболее значимые половые различия в средних величинах показателей двигательной активности (объем, интенсив­ность) наблюдаются у детей 5 лет. Средний объем двигательной ак­тивности мальчиков 5 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек – 1370; мальчиков 6 лет – 2500, девочек – 2210; мальчиков 7 лет – 3275, девочек – 3040.

Рассматривая обучение детей физическим упражнениям, следует отметить, что есть ряд движений, темпы овладения которыми раз­личаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим за­труднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков). Следует учитывать, что исторически ме­тание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно тренируются в этом виде.

Уже в пятилетнем возрасте замечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Это также можно объяснить предпочтением этих упражнений девочка­ми, в то время как мальчики практически не используют этот вид движений в самостоятельной деятельности. Замечено, что при от­сутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через ска­калку у мальчиков и девочек 6–7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольни­ков также имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчи­ков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та де­ятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на даль­ность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам, и девочкам[46].

Физическое воспитание должно способствовать формированию полоролевого поведения маль­чиков и девочек.

Полоролевое поведение формируется в период дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте дети активно познают названия и особенности внешнего облика представителей обоих полов. Ребенок усваивает и осознает свою половую принадлежность, но еще не понимает, какими должны быть мальчик и девочка. На физкультурных занятиях педагогу следует акцентировать внимание детей на половой принадлежности Обращаясь к детям, он должен называть их как «мальчики» или «девочки», давая им различные поручения.

В среднем дошкольном возрасте может быть сформировано активное отноше­ние ребенка к окружающим его представителям разных полов. Осознание себя представителем определенного пола, разделение на мальчиков и девочек основывается уже на восприятии анатомических по­ловых различий.

На занятиях физической культурой педагог должен обращать внимание детей на различия в двигательной деятельности мальчиков и девочек, подбирать им соответствующие упражнения, разделять роли детей при установке и уборке физкультурных снарядов, предъявлять разные требова­ния к выполнению одних и тех же упражнений; к их четкости, ритмично­сти; учитывать затраты дополнительных усилий (для мальчиков), проявления пластично­сти, выразительности, грациозности (для девочек). В физических упражнениях и подвижных играх закрепляются представле­ния детей о мужских и женских именах, о различиях в профессиях, одежде, игруш­ках.

Педагог может проводить коррекционную работу с детьми исходя из типа их полоролевого поведения. Можно проводить тематические физкультурные досуги: «Мы – мальчики, а мы – девочки», в которых закрепляются в процессе двигательной деятельности определенные половые в поведенческие стереотипы детей.

Старшие дошкольникивоспринимают свой пол как принадлежность к группе, в которой имеется об­щность интересов ее представителей. При этом возникает ориентация на образ «Я» как мальчика или девочки. Мальчики старшего дошкольного возраста проявляют гораздо больший инте­рес к героической, в том числе военной, тематике, отражая это в играх, изобразительной деятельности, при выборе произведений художественной литературы и песен. Это же прослеживается в их интересе к определенным сторонам окружа­ющей действительности.

Для дифференцированного физического воспитания можно разрабатывать специальные тематические игры, которые мож­но использовать при работе по подгруппам – только с мальчиками или только с девочками. Для мальчиков можно рекомендовать игры «Охотники», «Космонавты» «Спасатели» и т. п. Для девочек– «Из жизни цветов», «Феи», «Кукольный магазин» и т. п.

Половые различия следует учитывать и при подборе упражнений для комплексов ритмической гимнастики. Музы­кальное сопровождение может быть одинаковым, а часть упражнений – разная для девочек и мальчиков. Движения маль­чиков должны быть более активными, решительными, силовыми по характеру. В движениях девочек должны проявляться артистичность, пластично­сть, изящество. Если на физкультурном занятии используются схемы построения детей или карточки для самостоятельного выполнения упражнений, то необходимо применять условные обозначения мальчиков и девочек.

При формировании знаний у дошкольников о видах спорта тоже необхо­дим акцент на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в разных видах спор­та, их роли при выступлении смешанных пар.

Эффективно в старшем дошкольном возрасте предусматривать часть заданий на физ­культурных праздниках отдельно для девочек и для мальчиков, это же следует демонстрировать на показательных выступлениях в физкультурных досугах и праздниках, на которых мальчики показывают свою силу, ловкость, быстроту, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.

Целесообразно иметь разную физкультурную форму для мальчиков и девочек на физкультурные занятия. Это постепенно будет способствовать формированию представлений детей об эстетической стороне физического воспитания девочек и мальчиков. Для девочек с этой целью можно предложить гимнастические купальники, лосины, для мальчиков – майки и спортивные трусы.

Следует также проводить работу, направленную на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу и умения видеть его красоту. Это можно реализовывать при рассматривании скульптур и картин античного содержания в рамках программы олимпийского образования. Такая работа с детьми окажет положи­тельное влияние на их полоролевое поведенияе и полоролевую социализацию.

Работу по учету половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по таким направле­ниям: подбор упражнений, нормирование физических нагрузок, ме­тодика обучения сложным двигательным действиям, в целом педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие детей в играх и соревнованиях, выделение двигательных предпочтений детей, взаимо­действи детей в процессе выполнения физических упражнений, в системе поощрений и наказаний, предъявлении требований к качеству выполнения заданий, использование инвентаря и оборудования, его расстановка, уборка снарядов, диагностика физической подготовленности.

Наиболее целесообразным является совместное проведение занятий физической культурой, но часть заданий дифференцировать для де­вочек и мальчиков. В этом варианте проведения заня­тий можно выделить две разновидности:

1. В подготовительной и заключительной частях занятия дети вы­полняют упражнения вместе, они делятся на подгруппы в основной части занятия в зависимости от пола, при этом каждая группа выполняет свое задание.

2. На протяжении всего занятия детьми выполняются совместные упражнения, но ряд из них предполагает разные варианты для исполне­ния их мальчиками или девочками.

На такие занятия, чтобы не сни­жалась моторная плотность, заранее готовят карточки-задания, на которых графически отображают действия мальчиков и девочек.

Регламентация физической нагрузки на занятиях в большей степени должна основываться на индивидуаль­ных особенностях детей, учитывающих состояние здоровья, физическую подготов­ленность, тип конституции. Это позволит выделить часть мальчиков с низким уровнем фи­зической подготовленности, для которых повышать физическую на­грузку следует постепенно. В то же время необходимо учитывать требования полоролевого воспитания, которые предпола­гают формирование у детей установки о том, что мужчина должен быть сильным, чтобы уметь защищать слабых, должен брать на себя ответствен­ность. Для этого специалист по физической культуре должен так построить занятия, чтобы постоянно акцентировать внима­ние детей на более трудных упраж­нениях мальчиков, но при этом не должен нанести вред здоровью детей. Этого добиваются разными требованиями к выполнению заданий. Например, в груп­пе мальчиков и в группе девочек упражнение «под­нимание туловища в сед из положения лежа» может быть значительно усложне­но, если ребенок не помогает себе руками: они находятся за головой. Пе­дагог дифференцирует это упражнение для девочек и мальчиков с помощью разной дозировки, подчеркивая ее большее количество для мальчиков как будущих мужчин. При этом он, не привлекая внимание детей, предлагает физически более слабым мальчикам выполнять его, помогая махом рук, а девочкам, для которых выполнение этого упражнения не представляет сложности, – в положе­нии «руки за головой».

Учет половых различий должен проявляться и в методике обучения сложным двигательным действиям, в освоении которых мальчики и девочки испытывают разную степень сложности. Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, а для девочек они являются трудными, требующими большего времени для овладения ими. И наоборот, есть упраж­нения, легкие для девочек и требующие много вре­мени и усилий у мальчиков. В этом случае педагогу по физическому воспитанию следует изменять методи­ческие подходы, выстраивать различ­ные технологические схемы для овладения этими видами движений мальчиками и девочками.

Необходимо дифференцировать педагогическое руководство и при организации двигательной деятельности дошкольников с учетом их пола. Так, для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее приемлем режим большой двигательной ак­тивности, а для девочек этого возраста – режим средней двигательной активности. Педагог должен уметь определить, когда в режиме дня группы предоставить детям с повышенной по­требностью в движениях (в основном это мальчики) возможность для дополнительных самостоятельных или организованных занятий физическими упраж­нениями. На этот период времени остальных детей следует занять спокойной деятельностью. Такую проблему можно также решить рациональным размещением дви­гательной зоны активности в групповом помещении или через систему кружковых занятий – физкуль­турных секций. Следует учитывать и то, что для нормального развития мальчиков требуется выполнение движений на большем пространстве. Если в дошкольном учреждении отсутствует физкультурный зал, то необходимо планировать, занятия на воздухе.

Не следует забывать, что девочки нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Поэтому именно на них необходимо обращать больше внимания при организации упражнений и подвижных игр. Маль­чики чаще сами находят развлечения с большой двига­тельной активностью или они сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности. Также необходимо учитывать различия в эмоциональных проявлениях детей. Педагог на физкультурных занятиях должен помнить, что девочки более эмоционально реагируют на все оценки, а мальчики реагируют на оценки избирательно, откликаясь только на значимые для них. Известно также, что мальчики больше подвержены стрессу, а их адаптация к новой ситуации проходит сложнее. Преодолевать стресс помогают физические упражнения и подвижные игры. Для феминных мальчиков является очень важной поддержка и вера в него взрослого. Нужно также помнить, что мальчики задают взрослым вопросы для получения какой-то информации, поэтому ответы педагога должны быть конкретными, а девочки, в основном, задают вопросы для установления контакта с взрослым, и поэтому педагогу в обще­нии с ними следует обращать большое внимание на друже­любный тон высказывания.

На совместно проводимых играх и соревнованиях следует подбирать такие задания и эстафеты, которые имеют нейтральное со­держание, представляют интерес и для девочек, и для мальчиков. При этом нужно учитывать, что уровень трудности двига­тельного задания, выбираемый ребенком, во многом зависит от типа его полоролевого поведения. У маскулинных детей будут самые высо­кие показатели уровня притязаний. Ими отвер­гается ситуация неудачи, они стремятся к самоутверждению, самовосхвалению. У феминных детей нет таких каче­ств, как упорство, нацеленность на преодоление трудностей. Поэтому их притязания снижены, так как дети боятся неудачи, а в поражении обвиняют себя. У андрогинных детей результаты заданий связы­ваются с наличием или отсутствием у них необходимых усилий и терпения. Недифференцированные дети могут неадекватно повышать притязания с появлением опыта вы­полняемой ими деятельности. Они тоже склонны к самообвинению.

Отмечая двигательные предпочтения детей, следует помнить, что дети предпочитают те уп­ражнения, которыми они больше владеют. Мальчикам больше нравятся спор­тивные игры, при предоставлении им свободы выбора двигательной деятельности пытаются играть в игры с мячом. Девочки, наоборот, практически никогда так не посту­пают. Они чаще всего повторяют упражнения из «школы мяча». Предметы девочек – это ленты, скакалки, обручи.

Однако не следует придерживаться усредненного подхода к двигательным предпочтениям мальчиков и девочек. Для этого необходимо учитывать и половые и индивидуальные особенности детей, их склонности и интересы. При этом выявляется, что иногда девочки проявляют способности к упражнениям с явной «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педа­гог не должен подавлять это стремление детей, если оно не вредит их здоро­вью. Однако стойкий интерес детей к несвойственной им двигательной дея­тельности с учетом пола должен стать поводом для осмысления этого явления педагогами и ро­дителями.

В процессе выполнения физических упраж­нений дети взаимодействуют между собой.Довольно часто в процессе занятий физическими упражнениями педагогу необходимо делить детей на группы, подгруппы, команды, пары. Для этого нередко педагогом используется методический прием, позволяющий капитанам самим выбирать себе партнеров. С одной стороны, этот прием эффективен, дети отбирают тех, с кем желают взаимодействовать, с другой стороны, в группе «нежела­тельных» партнеров зачастую оказываются дети, которые являются более слабыми физически, чувствующие себя некомфортно на физкультурных занятиях. В этом случае такой прием деления на команды только усугубляет положение.

Следует помнить также и о том, что в игре мальчиков больше интересует ре­зультат, а девочек при выборе партнера по команде больше интересуют отношения.

У дошкольников часто преобладают такие игровые объединении, которые однородны в отношении пола детей, поэтому в случае стихийного образования команд они тоже чаще всего бывают однополыми. Если учитывать полоролевое поведение детей, то можно наблюдать, что девочкам маскулинного типа больше нравится общество мальчишек. Феминные мальчики часто избегают контактов со сверстниками своего пола и с маскулинными девочками. Поэто­му при распределении в пары для выполнения упражнений или для игры нецелесообразно ставить феминного мальчика и маскулинную девочку, поскольку феминная девочка и феминный мальчик не берут на себя инициативу и взаимо­действия между ними может не получиться. Для феминного мальчика в паре больше всего подойдет андрогинная девочка.

Поощряя или наказывая до­школьников, необходимо учитывать различие в реакции детей раз­ного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно знать, что конкретно оценивает педагог в их деятельности, а для девочек важным является, кто их оценивает и как оценивает. Для мальчика при оценке важно знать, хорошо ли он вы­полнил упражнение, и не является важным, как взрослый оценивает его поведение. Для девочки же важнее, понравилась ли она. Однако как для мальчиков, так и для девочек является важным то, чтобы сначала педагог похвалил за старание. В таком случае ребенок будет готов обсуждать свой даже неудачный результат. Недовольство действиями мальчика сле­дует выражать в замечании кратком и емком по смыслу. Положи­тельная оценка деятельности мальчика и девочки должна даваться разными словами: «молодец» – для мальчика это слово более значимо, а у девочки оно не вызовет эмоционального отклика. Девочку лучше оценивать, используя, например, слово «умница» и т. п.

Девочкам и мальчи­кам следует предъявлять разные требования к выполнению одних и тех же физических упражнений. Так, у мальчиков оцениваются четкость, ритмичность, отсутствие или наличие затрат на дополнительные усилия; у девочек оценивается пластичность, выразительность, грациоз­ность движений. Необходимо при оценивании результата учитывать неодинаковую эффективность овладения маль­чиками и девочками целым рядом движений. Так, например, в прыжках со скакалкой у мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочное выполнение прыжков, а у девочек хоро­ший результат будет выражен в усложненных вариантах прыжков: прыжки с вра­щением скакалки вперед и назад, прыжки ноги скрестно­, ноги вместе, прыжки на одной ноге, прыжки с ноги на ногу, прыжки, со скрещенными руками перед собой, прыжки вдвоем и др.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ

 

Г Л А В А 4. Организация физической культуры в ДОУ

 

4.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТРУКТОРА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОУ

 

Процесс физического воспитания ребенка в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется всеми сотрудниками. За охрану жизни детей, укрепление их здоровья, решение задач физического воспи­тания отвечают конкретные должностные лица: заведующий ДОУ, старший воспита­тель, воспитатели, помощники воспитателя, врач, медсестра, инструктор (воспитатель) по физической культуре дошкольного образовательного учреждения, музыкальный руководитель ДОУ. В детских садах с плавательными бассейнами обучение плаванию осуществляет инструктор (воспитатель) по плаванию, медицинский работник бассейна и няня.

Основным организатором всей работы по физическому воспитанию является заведующий дошкольным образовательным учреждением. Он составля­ет общий план работы дошкольного учреждения, который включаются вопросы по физическому воспитанию детей, создает необходимые условия для реализации процесса физического воспитания, осу­ществляет руководство деятельностью сотрудников дошкольного образовательного учреждения в решении задач фи­зического воспитания и контроль педагогического процесса. В составлении общего плана ра­боты принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения. В раздел плана «Физическая культура» включаются задачи на предстоя­щий год, все мероприятия, которые будут проведены, необходимая подготовка к ним и ответственные лица. Так, например, в план включаются такие конкретные мероприятия, как приобретение физкультурного инвентаря и оборудования; подго­товка и переподготовка воспитателей, включающая изучение литературы по вопросам физического воспитания, раз­работку методик обучения различным видам физических упражнений, методик развития психофизи­ческих качеств; планируются вопросы работы с родителями (разработка рекомендаций для родителей, изучение педагоги­ческой литературы и т. п.).

В общем плане работы дошкольного учреждения предусматри­вается связь с детской поликлиникой, кабинетом лечебной физкультуры, спортивными и общеобразовательными школами для осуществления преемствен­ности в работе дошкольного образовательного учреждения, школы, а также с другими учреждениями образования и здравоохранения.

В план включаются разнообразные формы повышения квалификации педагогического коллектива: работа кружков, семинаров, практикумов, методических объединений; проведение откры­тых занятий и обобщение опыта работы дошкольного учреждения; подготовка и выступление с докладами на конференциях и совещания, участие в педагогических чтениях.

Важная роль в плане отведена работе с родителями, пропаганде физической культуры с использованием родительских уголков, стендов, па­пок-передвижек, стенной газеты; подго­товке к проведению физкультурных праздников, различных форм досуга; организации дней здоровья, каникул, а также подготовке фотоотчетов о физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей.

В общем плане работы учитываются мероприятия по оздоровлению работников дошкольно­го учреждения и совершен­ствованию их физической подготовленности. В специальных графах плана указываются должностные лица, ответственные за проведение всех запланированных мероприятий в определенные планом сроки проведения. Общий план работы ДОУ обсуждается и утверждается на педагогическом совете.

Заведующий дошкольным учреждением приобретает оборудование для физ­культурного зала, спортивной площадки, групповых комнат и уличных участков; отсле­живает соблюдение санитарно-гигиенических условий в помеще­нии и на участке. Подбирает и закупает литературу по вопросам физического воспитания детей, материалы для методи­ческого кабинета, оказывает помощь в организации проведении разнообразных организационных форм двигательной деятельности детей, осуществляет контроль за их проведением. Совместно с воспитателями анализирует результаты наблюдений, показатели диагностики физической подготовленности и физического развития каждого ребенка, посещающего ДОУ. Заведующий оказывает помощь в организации всей работы по физическому воспитанию детей, помогает педагогам в планировании работы и выборе методов и методичес­ких приемов в работе по физическому воспитанию детей.

Большое внимание уделяется оказанию помощи молодым педагогам в овладении педагогическим мастерством, педагогическому творчеству в решении воспитательно-образовательных и оздоровитель­ных задач. Такая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения способствует созданию условий для успешной работы всех специалистов.

Старший воспитатель (методист) дошкольного учреждения осуществляет методическое руководство работой педагогов. Он организует и оборудует методический кабинет ДОУ, в который подбирается необходимая литература, в том числе и необходимые научно-методические сборники и журналы. Подбираются фото и видеоматериалы по проведению различных форм работы по физическому воспитанию детей, в том числе по использованию нетрадиционных видов физкультурно-оздоровительной работы и физических упражнений. Старший воспитатель готовит документацию: таблицы распределения физических упражнений по возрастным группам, планы-графики на год, планы на неделю, планы-конспекты всех форм работы по физичес­кой культуре для разных возрастных групп, альбомы с рисунками и фотографиями, иллюстрации техники физических упражнений и описание методики их проведения, видео- и аудиозаписи, макеты физкуль­турных площадок, методические материалы для родителей, биб­лиографический список литературы по соответствующей темати­ке; осуществляет учет физической подготовленности ребенка в соответствии с количественными и качественными показателями. По всем материалам методкабинета составляется каталог, чтобы можно было легко найти любую статью, книгу и другие необходимые педагогам материалы. Составляет сетку занятий, куда включаются занятия по физической культуре и плаванию (при наличии бассейна). Старший воспитатель проводит разные формы повышения квалификации педагогов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.