КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Кирова и области
Примерные показатели физической подготовленности детей
4. 5. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ К ШКОЛЕ
Стратегия современного образования тесно связана с особенностями состояния, а также дальнейшего развития нашего общества включая необходимость создания «основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности»[48], одним факторов которой является здоровье. Здоровье индивида позволяет ему полностью реализовывать свои творческие потенциалы, быть свободным в своей деятельности. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996, 2004 г.) родители обязаны заложить основы здоровья ребенка с раннего возраста. Сеть дошкольных образовательных учреждений призвана оказывать помощь семье, воспитывать детей, формировать их физическое и психическое здоровье, развивать их способности. В статье 51 закона РФ «Об образовании» указано на то, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников». Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предписывает необходимость охраны жизни и укрепления здоровья ребенка, обеспечение его оздоровления, а также интеллектуального, физического и личностного развития и приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Типовое положение о школьном образовательном учреждении ориентирует работу администрации и коллектива на создание условий по охране здоровья учащихся. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указывается на важность образования как фактора, формирующего новую экономику и общество, на способность конкурирования российской системы образования с системами передовых стран. При этом обращается внимание на тот факт, что обновленное российское образование должно «сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой». В качестве государственных гарантий предлагается обучение «в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность»; предлагается также и оказание «социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики и резервов развития ребенка (физических и психологических). Как одно из условий повышения качества образования предлагается оптимизация нагрузки: учебной, психологической и физической; создание в образовательных учреждениях условий «для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; организации мониторинга состояния здоровья детей; улучшения организации питания в образовательных учреждениях; рационализации досуговой деятельности» (Концепция модернизации образования на период до 2010 года. С. 16, 20, 24. // Сборник нормативных документов. Общее среднее образование России 2002 – 2003 гг., М., 2002.). Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте» (1993 г.) указывают на необходимость всестороннего развития человека, на формирование здорового образа жизни, на формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, профилактики вредных привычек и правонарушений, на предоставление возможностей занятий физической культурой и спортом, в том числе и для укрепления здоровья. Физическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), представляющих первую ступень системы образования, является важной составляющей образовательного процесса. В соответствии с программами ДОУ дети вовлекаются в процесс физического воспитания с первой младшей группы, начиная с двухлетнего возраста. С момента рождения и до поступления в ДОУ физическое воспитание детей должны обеспечить родители. В старшем дошкольном возрасте дети должны овладеть основами техники основных движений: ходьбы, бега, ползания и лазания, прыжков, бросания, ловли мяча и метания. Кроме того, дети должны освоить строевые упражнения и общеразвивающие, упражнения для развития равновесия, а также целый ряд упражнений спортивного характера, к которым отнесены: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде и самокате, плавание. Включены в программы по физической культуре для ДОУ спортивные игры: городки, элементы игр в баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и освоение этих игр в целом по упрощенным правилам. Дети обучаются подвижным играм, построенным на основных движениях, на элементах спортивных упражнений и спортивных игр. Комплексная программа физического воспитания учащихся I–IX классов (1996, 2008) для начальных классов в базовой части учебного материала предлагает следующие способы двигательной деятельности: подвижные игры, гимнастические и легкоатлетические упражнения, элементы единоборств, плавание, лыжную подготовку. В раздел гимнастических упражнений включены строевые и общеразвивающие упражнения, упражнения в лазании и перелезании, акробатические и танцевальные упражнения, а также упражнения на гимнастических снарядах (прыжок на козла или коня с мостика, ходьба по бревну и выполнение поворотов, приседаний, переходов в упор присев, стоя на колене и в сед; выполнение висов и упоров с использованием гимнастической стенки, каната, гимнастической скамейки). Следует отметить, что танцевальные упражнения и музыкально-ритмические движения осваиваются дошкольниками на музыкальных занятиях, акробатические упражнения осваиваются во многих ДОУ в рамках кружковой работы по физическому воспитанию. Имеется для ДОУ парциальная программа «Старт», в основе которой элементы спортивной и художественной гимнастики, цирковой акробатики. Программа разработана Л. В. Яковлевой, инструктором по физическому воспитанию московского детского сада № 2213, Р. А. Юдиной – членом Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования Российской Федерации при участии Л. К. Михайловой – врача-ортопеда, доктора медицинских наук, заведующей детской поликлиникой Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии. В ряде методических пособий для ДОУ даются рекомендации по использованию различного оборудования для зала и спортивной площадки ДОУ и приводится его перечень: бревно, столбики для прыжков, рукоходы, балансиры, турники; тренажеры («попрыгунчик», «колибри» – беговая дорожка, мини-батут, напольный диск и др.). В раздел легкоатлетических упражнений школьной программы входят бег на короткие и длинные дистанции, прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания в цель и на дальность. Подвижные игры в программе для начальных классов тоже построены на естественных видах двигательных действий, на упражнениях «школы мяча». Некоторые подвижные игры уже осваиваются детьми в подготовительной группе детского сада: «Два мороза», «Волк во рву» и др. Раздел программы по единоборствам включает простейшие взаимодействия детей в игровой форме: «Бой петухов», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга» и др. В сборниках подвижных игр для дошкольников предлагаются подвижные игры, которые тоже можно отнести к виду единоборств: «Соколиный бой», «Перетягивание на палках» и др. Лыжная подготовка младших школьников направлена на освоение лыжных ходов: ступающий и скользящий шаг, попеременный двухшажный ход; предусмотрено освоение спусков и подъёмов, торможения плугом и упором, прохождение дистанции 2 км. Обучение плаванию направлено на освоение с водной средой, обучение детей движениям ног и рук при плавании кролем на груди и кролем на спине или способом брасс, освоение прыжков с тумбочки, проплывание одним из способов дистанции 50 м (Табл.16). Предусматривается освоение детьми знаний о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность, гигиенических правил при выполнении физических упражнений, проведении закаливающих процедур; о режиме дня и двигательном режиме; знания о правилах и формах занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта, осваивать которые в программе начальных классов предлагается в спортивных секциях. Для дошкольников освоение знаний о физической культуре предлагается лишь в некоторых программах. Так, в программе «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.) рекомендуется осваивать первоначальные представления о здоровье, здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур, закаливании, занятиях спортом, о травмирующих ситуациях, об охране органов чувств. В парциальной региональной программе Т. С. Казаковцевой «Здоровье с детства» (г. Киров, 1997) в разделе «Движения» представлены темы, касающиеся знаний о физической культуре: названия физических упражнений и их значение для организма человека, как безопасно заниматься физическими упражнениями, названия физкультурного инвентаря и оборудования, знания о том, как пользоваться ими; знания по истории возникновения доступных детям упражнений. В других разделах программы представлены аспекты знаний по гигиене, о человеке и его здоровье, знания о правилах поведения, о безопасном поведении, знания, направленные на профилактику вредных привычек. Таблица 16
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |