Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние признаки утомления




Наблюдаемые признаки и состояние ребенка Степень выраженности утомления
Небольшое Значительное
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение
Выражение лица Спокойное Напряженное
Потоотделение Незначительное Выраженное
Дыхание Несколько учащенное Резко учащенное, поверхностное
Движения Бодрые, задания выполняются четко Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей двигательное возбуждение, у других – заторможенность
Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, небольшая сутулость, снижение интереса к окружающему
Внимание Четкое, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения
Пульс, уд./мин 110–150 160–180

 

 

4.2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Для детей в детских дошкольных учреждениях приняты формы организации физической культуры, которые определяются как воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность. Выделяют: физкультурные занятия, формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке); формы активного отдыха (детский туризм, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы); самостоятельная двигательная деятельность детей; индивидуальная работа с детьми; задания на дом.

Физкультурные занятия являются основной формой учебно-воспитательной работы, построенной по типу урока, в процессе которой осуществляется обучение детей физическим упражнениям. Значение физкультурных занятий выражается в систематическом обучении детей движениям, в формировании двигательных умений и навыков и в конечном итоге в формировании культуры движений. На физкультурных занятиях решаются оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Оздоровительные – способствуют улучшению функционального состояния организма.

Воспитательные – решают задачи формирования личности ребёнка.

Образовательные – формируют у ребенка систему элементарных знаний, двигательные умения и навыки.

Физкультурные занятия могут проводиться как в помещении, так и на воздухе. Эти условия определяют специфику их проведения.

Содержанием занятий являются физические упражнения, которые определены программами ДОУ для каждой возрастной группы. Структуру занятия определяет последовательность выполнения упражнений, а это, в свою очередь, обусловлено особенностями работоспособности организма.

Физкультурные занятия состоят из 3 частей: вводной или вводно-подготовительной, основной и заключительной. Все эти части занятия взаимосвязаны, и для каждой части занятия решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач имеет важное значение. Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в 1-й младшей группе длительностью до 15 мин, а начиная со 2-й младшей – 3 раза в неделю. Продолжительность занятий во 2-й младшей – 15–20 мин, в средних – 20–25 мин, в старших – 25–30 мин и в подготовительных – до 35 мин.

Задачами вводной части занятия являются:

– создание интереса детей к занятию и эмоционального настроя;

– организация внимания детей;

– подготовка организма ребенка к работе в основной части занятия.

Во вводной части занятия проводятся упражнения: строевые, на внимание, в ходьбе и беге, танцевальные.

Задачи основной части занятия:

– обучение детей движениям;

– развитие двигательных способностей;

– гармоничное развитие всего организма и закаливание.

В основной части используются общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры. Могут использоваться и некоторые спортивные упражнения, и элементы спортивных игр.

Задачи заключительной части:

– снижение физической нагрузки;

– снижение общей возбудимости детей;

– подведение итогов занятия.

В заключительной части занятия проводятся малоподвижные игры и спокойная ходьба.

Упражнения для каждой части занятия подбираются в соответствии с задачами каждой части занятия и задачами, стоящими перед занятием. Вначале подбираются упражнения для основной части занятия. Для подбора физических упражнений следует опираться на функциональный принцип, с соответствии с которым выделяется ведущее движение для разучивания и уточнения техники, а другие – для закрепления и совершенствования. При этом учитывают сочетание основных движений, отбирая одно движение, требующее больших физических затрат, а другое – требующее меньших физических затрат. Этот отбор упражнений основан на физиологическом принципе, т. е. учете силы воздействия на органы и системы организма ребенка.

Общеразвивающие упражнения и основные движения отбираются для занятия на основе анатомического принципа, т. е по их преимущественному воздействию на те или иные мышечные группы.

Для успешного решения задач занятия используются принятые в теории и методике физического воспитания способы организации детей на занятии: фронтальный, групповой (звеньевой), поточный, индивидуальный и круговой.

Выделяют разные типы физкультурных занятий. Так, по задачам, стоящим перед занятием, можно выделить занятия обучающие (направлены на обучение новым упражнениям); совершенствующие (закрепление и совершенствование разученных движений); развивающие (направленные на развитие физических способностей); диагностические (направленные на диагностику физической подготовленности детей); занятия смешанного типа (направленные на решение различных задач).

По используемым средствам можно выделить занятия гимнастические, игровые, спортивные, смешанные, на которых используются разнообразные средства.

По применяемым методам занятия могут быть учебные, с преимущественным применением методов обучения, игровые с использованием игрового метода, контрольные с использованием контрольного метода, тренировочные с использованием элементов методов тренировки и смешанные.

По условиям проведения: в спортивном зале, на воздухе, в бассейне, в тренажерном зале.

Занятия подразделяются на сюжетные и бессюжетные. В сюжетном занятии все содержание и методика проведения выстроены в рамках единого сюжета, который может быть составлен на основе литературного произведения, мультфильма, сказки. Сюжет может придумать педагог сам и вместе с детьми.

Наиболее используемый тип занятия в ДОУ – занятие смешанного типа.

К физкультурно-оздоровительным формам организации в режиме дня относятся: 1) утренняя гимнастика; 2) физкультминутка; 3) физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия; 4) подвижные игры и упражнения на прогулке.

Утренняя гимнастика, подвижные игры и упражнения на прогулке должны быть обязательной частью ежедневного режима ребенка (в семье, детском саду).

Утренняя гимнастика. Значение утренней гимнастики заключается:

1) повышает жизнедеятельность организма и его работоспособность;

2) помогает перейти от сна к бодрствованию;

3) вызывает положительные эмоции;

4) усиливает возбудимость коры всей центральной нервной системы.

В группах дневного пребывания в дошкольных учреждениях, утренняя гимнастика в основном оказывает оздоровительные и организующие воздействия.

Для проведения утренней гимнастики необходимы определенные гигиенические условия: чистое помещение, свежий воздух, соответствующая форма одежды, водные процедуры после утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика оказывает свое оздоровительное влияние при правильном подборе упражнений.

Рекомендуется такой порядок упражнений в комплексе:

1. Для развития и укрепления мышц плечевого пояса (упражнения содействуют развитию подвижности плечевых суставов, грудной клетки, выпрямлению позвоночника).

2. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника (оказывают массирующее действие на внутренние органы, формируют правильную осанку).

3. Упражнения для развития брюшного пресса и ног (оказывают массирующее действие на внутренние органы).

Подбор упражнений определяется программой детского сада для каждой возрастной группы. При этом следует учитывать состояние здоровья детей данной группы и их индивидуальные особенности. На утренней гимнастике можно использовать упражнения с предметами, музыкальное сопровождение.

Можно отметить следующие особенности методики проведения УГГ.

1. Утренняя гимнастика проводится с первой младшей группы в одно и то же точно установленное время.

2. Упражнения для утренней гимнастики разучиваются предварительно, на физкультурных занятиях, но могут применяться в различных вариантах.

3. Продолжительность каждого комплекса утренней гимнастики – 7 дней.

4. На утренней гимнастике не происходит процесса обучения движениям.

5. В младших группах и в первой половине года в средних – воспитатель предлагает детям выполнить упражнения вместе с ним. Далее в средней, старшей и подготовительной группах упражнение кратко называется, подается команда для принятия и. п., после чего дети выполняют упражнения.

6. Нельзя объединить детей различного возраста для выполнения одних и тех же упражнений.

7. Во время утренней гимнастики воспитатель следит за правильным дыханием детей.

8. Начинается и заканчивается утренняя гимнастика ходьбой.

9. После утренней гимнастики необходимо провести установленные врачом, закаливающие процедуры: обтирание, обмывание, душ.

10. При пониженной температуре воздуха упражнения проводятся в более энергичном темпе.

Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения. Проводятся со средней, старшей и подготовительной группами в перерывах между занятиями и непосредственно на самом занятии. Значение физкультминутки заключается: 1) в изменении характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности; 2) снимает утомление; 3) дает заряд положительных эмоций. Продолжительность физкультминутки 2–3 мин. К физкультминутке относится и физкультпауза. Физкультпаузой считаются перерывы между двумя малоподвижными занятиями, заполненные играми и упражнениями. Выполнение игр и физических упражнений вызывает активную работу мышц, влияет на восстановление эмоционально-положительного состояния психики. После упражнений и игр ребенок охотно занимается. Упражнения, включаемые в физкультминутки, должны быть эмоциональными и интенсивными. Сюда могут включаться: 10–15 подскоков, 10–12 полуприседаний, бег на месте, 2–3 упражнения для плечевого пояса и рук, потягивания, наклоны, повороты туловища, упражнения для ног. Продолжительность физкультминуток – 2–3 мин. Подбор упражнений зависит от вида деятельности детей на занятии. Физкультпауза длится 5–10 мин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.