Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В детском саду 4 страница




Старший воспитатель изучает работу воспитателей групп, инструктора по физической культуре, ана­лизирует документацию по планированию и учету работы, наблюдает за их физкультурными занятиями, следит за утренней гимнастикой и дру­гими формами организации двигательной деятельности ребенка совместно с заведующей и медицинским работником ДОУ. На­блюдая за работой по физической культуре, он анализирует мето­дику обучения физическим упражнениям, правильность подачи команд и распоряжений, объяснения и указания педагога при проведении физических упражнений; проводит хро­нометраж двигательной активности; осуществляет экспресс-диаг­ностику, определяет общую и моторную плотность занятия. На основе наблюдений составляются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.

Старший воспитатель регулярно изучает наиболее инте­ресный опыт работы других дошкольных учреждений по физическому воспитанию, вариативные программы, новейшую литературу. В методическом кабинете им создаются условия для самостоя­тельной работы воспитателей с литературой и другими матери­алами.

Важную роль в методической работе играет иллюстративный материал: фотографии, видео- и аудиозаписи. В кабинете хранятся доклады по физическому воспитанию, ма­териал которых оформляется и анализируется. В методическом ка­бинете устраивается выставка чертежей, пособий; снарядов; обо­рудования, включая спортивные игры (бадминтон, баскетбол, го­родки, хоккей и т. д.); демонстрация спортивного инвентаря (об­ручей, палок, шестов, кольцебросов, мячей и т. д.); создаются аль­бомы о лучших спортсменах страны и представляются многие дру­гие наглядные пособия.

Качественной работе по физической культуре педаго­гов с детьми способствует организация разнообразных форм работы по повышению квалификации: индивидуальные и групповые консультации, открытые за­нятия, семинары, практикумы, курсы и др.

Индивидуальные консультации проводятся методи­стом по расписанию. В зависимости от квалификации воспитате­ля и содержания вопроса консультация может быть теоретичес­кой, методической или практической. В процессе консультации разрешаются вопросы, возникшие в текущей работе с ребен­ком.

Групповые консультации проводятся методистом по специально разработанному плану с учетом вопросов, требующих рассмотрения и уточнения.

Консультации педагогов проводятся по следующему плану:

1) тема консультации;

2) основные вопросы;

3) иллюстрации теоретических положений (демонстрация ме­тодики проведения поэтапного разучивания физических упражне­ний возможна с использованием видеофильмов, мультимедийного оборудования);

4) обсуждение вопросов, возникших у педагогов в процессе консультаций;

5) заключение методиста по работе семинара;

6) рекомендация по изучению литературы по теме семинара.

Семинар-практикум – форма повышения квалификации молодых воспитателей. Его продолжительность зависит от конкретных задач, объема материала и уче­та условий работы конкретного дошкольного учреждения. Выясняется, в чем педагоги дошкольно­го образовательного учреждения испытывают затруднения, что недостаточно используют в своей работе с ребенком, какие упражнения и игры, какими мето­дическими и практическими навыками не владеют или владеют слабо. Чтобы ликвидировать эти про­блемы, составляется примерный план практикума, куда включается проведение беседы, практических занятий, заключительный зачет. На такой вид практикума отводится 6–10 часов. После каждого практического занятия участникам семинара предлагаются задания по разработке методической последовательности вариан­тов обучения упражнениям, организуются и проводятся открытые занятия с последующим их обсуждением, про­сматриваются и анализируются видеозаписи таких занятий.

Далее проводится зачет по всей программе практикума. Это способ­ствует повышению результативности работы педагога с детьми, развивает педагогическую инициативу и творчество, целенаправленность педагогических действий, совершен­ствует систему педагогического воздействия на детей.

Проблемный семинар заключается в углубленной науч­но-практической работе по одной из актуальных современных проблем физического воспитания детей. Семи­нар проводится под руководством методиста и специалиста по физической куль­туре или специально приглашенного научного работника.

Целью семинара является повышение теоретического уровня педагогов, имеющих высокую квалификацию, стаж работы. В семинаре принимают участие 12–15 человек.

Руководитель семинара разрабатывает его программу в соответствии основной темой семинара, знакомит с ней участников, читает вводную лекцию, в которой обосновывает теоретическую направлен­ность обсуждаемых вопросов, предлагает на выбор участников и другие темы для опытно-исследовательской работы педагогов. По проблеме се­минара педагоги изучают необходимую литературу, составляют рефераты на основе изученной литературы, обсуждают возникшие спорные вопросы. Участники семинара планируют организацию опытной работы. Они консультируются по методике ее проведения с детьми, подготовке темы и каждого доклада. Вся работа семинара проходит по календарному плану. В заключение работы семинара лучшие доклады педагогов ре­комендуются руководителем для выступления на научно-практических конференциях воспитателей (района, города), даются рекомендации для практической работы, материалы пред­ставляются на педагогические чтения и для публикации в печати и т. д.

Темы семинаров могут быть связаны с передовым опытом, с решением актуальных проблем, могут касаться вопросов, недостаточно освещенных в специальной литературе. При этом каждая тема может быть представлена комплексом докладов по разным воз­растным группам ДОУ.

Открытые занятия проводятся педагогами с целью обмена опытом работы и демонстрации образцов педагогического мастерства, новых ме­тодик проведения разнообразных форм организации двигатель­ной деятельности детей. Специалист по физической культуре совместно со старшим воспитателем (методистом) заблаго­временно сообщает воспитателям предстоящую тему занятия, вопросы и цели наблюдения для последующего анализа.

Перед просмотром открытых занятий напоминают о цели наблюдения и последующего анализа. Высокий эффект открытых занятий обеспечивается при проведении их непосредственно специалистом по физической культуре или методистом с последующим анализом проведенного занятия.

Повышению квалификации воспитателей способствует органи­зация инновационных обучающих форм работы: дискуссий по типу «Мозговой атаки», «Круглых столов» и других форм работы, разви­вающих творческое отношение педагогов к разрешению проблем физичес­кой культуры ребенка.

Специалист (воспитатель) по физической культуре дошкольного образовательного учреждения организует работу по физической культуре. Он работает в контакте с руководящим, медицинским, педагогичес­ким и вспомогательным персоналом; выбирает программы по физической культуре и технологии работы с детьми по обучению физическим упражнениям и оздоровлению. Специалист по физической культуре проводит физ­культурные занятия, утреннюю гимнастику и ряд других организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми, все формы активного отдыха с детьми, организует индивидуальные занятия с детьми. Он осуществляет контроль физического разви­тия детей, состояния их здоровья, проводит диагностику физической подготовленности, диагностирует и изучает индивидуальные особенности детей. На основе анализа диагностических материалов вносит коррективы в процесс физического воспитания.

Он разрабатывает планы всех форм работы по физической культуре в ДОУ, сценарии физкультурных досугов и праздников, положения о соревнованиях, составляет программы и маршруты прогулок-походов.

Разрабатывает документы по работе с родителями, с педагогическим коллективом. Непосредственно ведет работу с родителями и педагогическим коллективом ДОУ.

Он консультирует педагогический коллектив по вопросам физического воспитания детей, готовит методические рекомендации для педагогов и родителей по вопросам физического воспитания, осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, поддерживает связи с ДЮСШ.

Он определяет и обеспечивает двигательную среду и двигательный режим ДОУ, обеспечивает безопасность детей во всех организационных формах занятий физическими упражнениями. В случае необходимости оказывает первую медицинскую помощь.

Специалист (воспитатель) по физической культуре ДОУ осуществляет все виды профессиональной деятельности на основе соблюдения законодательства РФ и нормативных документов, в соответствии с Международной Конвенцией о правах ребенка. Он применяет в своей профессиональной практике знания дошкольной педагогики, возрастной физиологии, педиатрии, теории и методики физической культуры и теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста.

Он должен сам вла­деть в совершенстве всеми программными физическими упражнениями.

Воспитатель оказывает помощь специалисту по физической культу­ре и выполняет его поручения. Он помогает следить за состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, знакомится с семьей и изучает условия жизни ребенка в семье. Воспитатель следит за соблюдением гигиенических условий в групповом помеще­нии и на участке, за чистотой и сохранностью физкультурного уголка группы, а также инвентаря, атрибутов, которые используются детьми в самостоятельной двигательной деятельности; оформляет участок группы. Воспитатель помогает специалисту по физической культуре готовить материалы для занятий по физкультуре, оказывает помощь в проведении физкультурных занятий, проводит игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после сна. Он регулярно повышает свой профессиональный уровень и физическую подготовленность. Воспитатель совместно со специалистом по физической культуре активно пропагандирует физическую культуру и спорт среди детей и родите­лей, создает условия для самостоятельной двигательной деятель­ности ребенка в различные режимные моменты.

Помощник воспитателя осуществляет уборку и проветривание групповой комнаты, физкультурного зала. Помогает воспитателю подготовить ребенка к участию в физкультурных занятиях, при обучении пла­ванию, подготовке к выходу на прогулку. Он помогает в организа­ции питания, подготовке ко сну, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.

Музыкальный руководитель согласовывает планы по музыкальному и физическому воспитанию, обсуждает музыкальное сопровождение комплексов утренней гимнастики, содержание, музыкальное сопровождение и методику проведения физкультурного занятия, физкультурных праздников, досугов. Музыкальный руково­дитель рекомендует выбор мелодий, песен, танцевальных упражнений при проведении ритмической гимнастики и гидроаэробики. Музыкальный руководитель должен иметь соответствующую теорети­ческую и практическую подготовку по физическому воспитанию детей и достаточный уровень физической подготовленности. Он совместно со специалистом по физической культуре и воспитателем группы работает над формированием правильной осанки, а также красоты и выразительности движений, способности к импровизации, двигательному творчеству, самореализации ребенка в движении.

В детских садах с плавательными бассейнами инструктор (воспитатель) по плаванию проводит занятия по обучению плаванию детей, начиная со второй младшей группы. Он разрабатывает годовой план и планы-конспекты всех занятий, обеспечивает безопасность детей на занятиях, определяет плавательную подготовленность детей. Консультирует педагогический коллектив и родителей по вопросам методики обучения плаванию, оказывает помощь в проведении организационных форм физкультурно-оздоровительной работы, активного отдыха детей.

Медицинский работник плавательного бассейна осуществляет регулярный медицинский контроль детей перед началом занятий по плаванию. Следит за чистотой мест занятий и воды. Помогает детям мыться под душем перед плаванием. В случае необходимости оказывает помощь инструктору по плаванию в проведении занятий, оказывает первую медицинскую помощь на занятии.

Няня бассейна обеспечивает уборку помещения плавательного бассейна, помогает детям подготовиться к занятию.

За физическим воспитанием детей осуществляется регулярный контроль со стороны медицинских ра­ботников, заведующего ДОУ и старшего воспитателя-методиста. Медицинский контроль физического воспитания детей в ДОУ учитывает следующие показатели:

1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физи­ческим развитием детей, осуществляемое при углублен­ных осмотрах врачами ДОУ или поликлиники. В ходе первичного обследования дается оценка состояния здоровья, физического развития ребенка, функциональных возможностей его организма и физической подготовленности. На этой основе решается вопрос об индивидуальных физических нагрузках при занятиях упраж­нениями, даются рекомендации по различным видам закаливания. При последующих обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического развития детей, определяется эффективность процесса физического воспитания.

2. Проводятся медико-педагогические наблюдения за дви­гательным режимом, организацией и методикой проведения за­нятий физическими упражнениями, отслеживается их воздействие на орга­низм ребенка, а также эффективность системы закалива­ния.

3. Осуществляется контроль санитарно-гигиенического состояния мест занятий (помещение, участок, спортивная площадка), физкультурного оборудо­вания, спортивной одежды и обуви детей.

4. Проводится санитарно-просветительная работа по вопросам гигиенического и физического воспитания дошкольников с персоналом дошкольного учреж­дения и родителями.

В обязанности медицинского работника ДОУ входит систематический контроль за организацией всех раз­делов физического воспитания и закаливания в детском саду, а также проведение медико-педагогических наблюдений на физкультур­ных занятиях не менее двух раз в каждой возрастной группе в течение года. Заключение о функциональных возможностях детей и до­пустимой нагрузке на занятии дается на осно­вании изменения частоты сердечных сокращений, для чего составляется физиологическая кривая по показателям пульса и времени восста­новления частоты сердечных сокращений после нагрузки. Утомляемость детей на занятии отслеживается по визуальным признакам утомления. Также учитываются показатели динамики состояния здоровья де­тей, при этом особое внимание уделяется частоте и длительности заболеваний за период, предшествующий занятию. Осуществляется контроль за проведе­нием утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих ме­роприятий.

В годовом плане работы ДОУ предусматриваются дни совместного посещения групп врачом, заведу­ющим, педагогом по физической культуре, медицинской сестрой с целью осуществления контроля двигательного режима и организации форм физического воспитания, проводимых воспитателем группы.

Ослабленные дети группы должны находиться под постоянным наблюде­нием медицинских работников, а при положительных сдвигах в состоянии здоровья они переводятся на общий режим дошкольного учреждения.

Результаты медицинского обследования, все индивидуальные назна­чения по общему и двигательному режиму, величине физической нагрузки, по методике проведения закаливающих меро­приятий заносятся в медицинскую карту ребенка, доводятся до сведения воспитателей групп и специалиста по физической культуре.

Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса пока­зателей:

1. По времени двигательной деятельности детей с отражением ее со­держания и качества в различные режимные моменты, что определя­ется методом индивидуального хронометража.

2. Количественная оценка двигательной активности с использованием метода шагометрии.

3. По интенсивности двигательной деятельности с помощью пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд./мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

На основании исследований в настоящее время во многих до­школьных учреждениях имеющийся двигательный режим восполняет лишь 50–60% потребности де­тей в движениях.

Полное удовлетворение потребностей детей в движении возможно лишь при организации обеспечении всех форм организации физической культуры в ДОУ.

Медико-педагогические наблюдения процесса физического воспитания дошкольников охватывают в первую очередь физкультурные занятия.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой, в рамках которой проводится систематическое обучение детей физическим упражне­ниям. В ходе занятий решаются оздоровитель­ные, образовательные и воспитательные задачи.

Медико-педагогические наблюдения на физкуль­турных занятиях осуществляются врачом, медицинской сестрой, старшим воспитателем, заведующим. Они должны оз­накомиться с планом-конспектом занятия, проверить соответствие его содержания требованиям Программы по физической культуре ДОУ для детей данного возраста, состоянию их здоровья и уровню физической подготовлен­ности детей. В рамках такого контроля осуществляется хронометраж занятия и определяется Общая и моторная плотность. Общая плотностьпредставляет собой отношение полезного затраченного времени к общей продолжительности всего занятия, вы­ражается в процентах:

Общая плотность = полезное время: продолжительность занятия, умноженная на 100.

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80–90%.

Моторная плотностьопределяется отношением времени, непосредственно затраченным ребенком на выполнение движе­ний, ко всему времени занятия, выражена в процентах. При достаточной двигательной активности она составляет 70–85%. В зависимости от задач, стоящих перед конкретным занятием, его содержания, моторная плотность может меняться от 60 до 85%, особенно это может быть в младших возрастных группах.

Моторная плотность = время, затраченное на движения, разделить на общее время занятия, умноженное на 100.

Количественная характеристика двигательной активности де­тей на занятии измеряется шагомером. Шаго­мер типа «Заря» фиксирует основные движения, в которых задействовано большое количество крупных мышечных групп: шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т. д., не регистрируются движения отдельных мышечных групп плечевого пояса, рук, ног.

Двигательная активность детей на занятии зависит от его методики и органи­зации детей на занятии с помощью фронтального, по­точного или группового способов. Но, на пер­вых этапах обучения при выполнении сложных движений особое значение придается индивидуальному методу.

Нагрузка на занятии регламентируется: числом повторений упражнения, частотой их повторе­ния, изменением амплитуды, темпа и скорости движений; продолжительностью выполнения по времени, увеличением или уменьшением отдыха, а также изменением его характера; упрощением или усложнением условий и вариантов выполнения упражнения; использованием предметов, инвентаря, оборудования.

Тренирующий эффект достигается путем обеспечения оптимальных показателей двигательной активности детей. Для определения интенсивности мышечной нагрузки в разных частях занятия проводят измерение частоты сердечных сокращений за 10-секундные отрезки. Первое измерение проводится до занятия, затем после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры и в заключитель­ной части занятия. После этого пульс измеряется в восстановительном периоде после занятия в течение 3–5 мин.

На основании изменений показателей частоты сердечных сокращений вычерчивают физиологическую (пульсовую) кривую занятия. По горизонтали отмечаются в масштабе времени части занятия, а по вертикали – показатели частоты сердечных сокращений.

При правильной структуре и методике занятия физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигает­ся во время подвижной игры в конце основной части занятия, что объясняется одновременным увеличением нагрузки и эмоциональным возбуждением детей. Во вводной части занятия частота сердечных сокращений должна возрастать на 15–20%, в основной части – на 50–60%, а во время подвижной игры учаще­ние ее достигает 70–90% (до 100%) по отно­шению к исходной величине. В заключительной части занятия час­тота сердечных сокращений снижается и превышает исходные дан­ные лишь на 5–10%, а после занятий (через 2–3 мин) возвращается к исходному уровню. Физиологические кривые могут получиться раз­личного типа: с одной или несколькими вершинами, что зависит от содержания занятия, форм организации детей на занятии и методики проведения.

Для обеспечения тренирующего эффекта от нагрузки физкультурных за­нятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 5–7 лет должен быть в пределах 140–150 уд./мин; для детей 3–4 лет – 130–140 уд./мин. Подсчитывается средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия. Он оп­ределяется суммированием всех измерений частоты сердечных сокращений после вводной части, общеразвивающих упражнений, основ­ных видов движений, подвижной игры, заключительной части занятия, полученная сумма делится на 5. При проведении медико-педагогических наблюдений необходимо составление протокола.

При проведении медико-педагогических на­блюдений определяют степень утомления детей по внешним признакам. Это можно сделать на основании такой схемы:

– при средней степени утомления у ряда детей педагог по физической культуре должен снизить для них нагрузку;

– при значительной степени утомления, когда все признаки резко выражены и наблюдаются у большинства детей, педагог по физической культуре должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы, должен снизить ее, перестроив занятие (табл. 10).

Таблица 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.