Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ результатов. 1 страница




Киев

Методическое пособие

Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В.

Киев

Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В.

Диагностика и формирование психологической готовности

детей к обучению в школе

«Педагогическая пресса»

 

Министерство образования и науки Украины

Министерство образования автономной республики Крым

Издательство “Педагогічна преса”

Крымский государственный гуманитарный институт

Диагностика и формирование психологической готовности

детей к обучению в школе

“Педагогічна преса”

ББК – 88.8

К 43

 

 

Печатается по решению ученого совета Крымского государственного гуманитарного института от 29 марта 2000 года (протокол № 3).

 

Рецензенты:

А.В. Семиченко, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины;

В.К. Калин, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского;

А.В. Глузман, доктор педагогических наук, профессор, ректор Крымского государственного гуманитарного института.

 
 


Ответственный за выпуск В.Н. Володько

 

Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В.

Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. – К.: “Педагогічна преса”, 2000 г. – 94 с.

В методическом пособии изложены сведения о структуре психологической готовности, о психологии ребенка старшего дошкольного возраста. Приведены примеры диагностических, коррекционных и развивающих методов.

Данное пособие предназначено для практических психологов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы. Может быть использовано преподавателями, студентами гуманитарных вузов: для написания курсовых, дипломных работ; для практической работы студентов.

 

 

Ó Е.В. Кирейчева, А.В. Кирейчев 2000

 

Оглавление

Оглавление.............................................................................................................................. 2

Введение.................................................................................................................................. 2

Глава I. Структура психологической готовности................................................................ 2

Глава II. Доминанты психического развития старшего дошкольника............................... 2

§ 1. Характеристика познавательной сферы................................................................... 2

старшего дошкольника...................................................................................................... 2

§ 2. Характеристика личностной и социально-психологической сферы старшего дошкольника. 2

Глава III. Диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе......... 2

§ 1. Основные принципы психодиагностической работы с дошкольниками................. 2

Тест «Дятел».................................................................................................................. 2

Анкета для родителей.................................................................................................. 2

Тест для родителей или близких ребенка.................................................................... 2

§ 2. Определение уровня личностной готовности.......................................................... 2

2.1. Определение мотивационной готовности.................................................................. 2

к обучению......................................................................................................................... 2

Методика «Беседа»....................................................................................................... 2

Методика «Беседа» (Т.А.Нежновой)........................................................................... 2

Методика Н.И. Гуткиной.............................................................................................. 2

Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской)............................................ 2

Методика исследования мотивации учения................................................................ 2

у старших дошкольников............................................................................................. 2

2.2. Исследование уровня развития произвольности...................................................... 2

Методика «Графические фигуры».............................................................................. 2

Методика «Действия в 2, 3 и 4 хода».......................................................................... 2

Графический диктант.................................................................................................... 2

2.3. Исследование уровня развития эмоциональной сферы........................................... 2

Методики «Рисунок человека» и «Кинетический рисунок семьи» (КРС)................ 2

Опросник для диагностики наличия страхов............................................................. 2

§ 3. Определение интеллектуальной готовности............................................................ 2

Показатели интеллектуальной сферы по методикам.................................................. 2

«Рисунок человека» и КРС.......................................................................................... 2

Методика «10 слов»..................................................................................................... 2

Методика «Пиктограмма»........................................................................................... 2

Тест Пьерона-Рузэра..................................................................................................... 2

Методика «Запомни через картинку».......................................................................... 2

Методика разрезанных картинок................................................................................ 2

Методика «Объяснение сюжетных картинок»........................................................... 2

Методика «Последовательность событий»................................................................. 2

Методика «Сохранение массы».................................................................................... 2

Методика «Нелепицы»................................................................................................. 2

§ 4. Определение уровня социально-психологической готовности............................... 2

к школьному обучению..................................................................................................... 2

Диагностика мотивов самоутверждения.................................................................... 2

Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна................................................................. 2

Методика «Два дома»................................................................................................... 2

Методика «Выбор в действии».................................................................................... 2

Глава IV. Психологическая коррекция познавательной сферы

старшего дошкольника.......................................................................................................... 2

§ 1. Приемы развития моторики....................................................................................... 2

Упражнение «Тир»....................................................................................................... 2

Упражнение «Узнай, кто я»........................................................................................ 2

Упражнение «Вниз по реке»........................................................................................ 2

§ 2. Приемы развития восприятия.................................................................................... 2

Упражнение «Выложи сам».......................................................................................... 2

Упражнение «Коврик для куклы».............................................................................. 2

Игра «Угадай, что спрятано»...................................................................................... 2

Упражнение «Разноцветные точки»............................................................................ 2

Работа с рисунками....................................................................................................... 2

Упражнение «Копирование точек»............................................................................. 2

§ 3. Приемы развития мышления.................................................................................... 2

Упражнения и игры на развитие образного мышления............................................ 2

Упражнение «На что похоже?».................................................................................. 2

Упражнение «Закончи картинку»................................................................................ 2

Упражнение «Составь узор»....................................................................................... 2

Упражнение «Лабиринт».............................................................................................. 2

Упражнения и игры на развитие абстрактно-логического мышления................... 2

Игра «Придумай загадку»........................................................................................... 2

Игра «Ошибающийся взрослый»................................................................................ 2

Упражнение «Поиск противоположностей».............................................................. 2

Упражнение «Перечень возможных причин»............................................................ 2

Упражнение «Составь предложение»......................................................................... 2

Упражнение «Четвертый лишний»............................................................................... 2

Упражнение «Подбери слово»................................................................................... 2

Упражнение «Поезд»................................................................................................... 2

Упражнение «Летает – не летает»............................................................................... 2

Упражнение «Назови соседей».................................................................................... 2

Упражнение «Ключ к неизвестному»......................................................................... 2

Упражнение «Про что сочиним»................................................................................. 2

Упражнение «Лес, болото, море»................................................................................ 2

Упражнение «Земля, вода, воздух»............................................................................. 2

Игра в слова................................................................................................................... 2

Игра «Елки зеленые».................................................................................................... 2

§ 4. Приемы развития произвольного внимания........................................................... 2

Упражнение «Пляшущие человечки»......................................................................... 2

Упражнение «Пальцы................................................................................................... 2

Упражнение «Наблюдательность»............................................................................... 2

Упражнение «Муха»..................................................................................................... 2

Игра «Да - нет».............................................................................................................. 2

Игра «Волшебное слово»............................................................................................. 2

Упражнение «Кто быстрее».......................................................................................... 2

Игра «Сверхвнимание»................................................................................................ 2

Игра «Шерлок Холмс»................................................................................................. 2

Игра «Вам барыня прислала туалет…»...................................................................... 2

Игра «Буквы алфавита»................................................................................................ 2

Упражнение «Где ошибся Буратино?»......................................................................... 2

Игра «Что изменилось?».............................................................................................. 2

Игра «Слушай сигнал».................................................................................................. 2

Игра «Три, тринадцать, тридцать»............................................................................... 2

Игра «Успей занять место».......................................................................................... 2

Упражнение «Тренируем внимание».......................................................................... 2

Упражнение «Геометрические фигуры»..................................................................... 2

§ 5. Приемы развития произвольной памяти.................................................................. 2

Упражнение «Запомни точки»...................................................................................... 2

Упражнение «12 клеток»............................................................................................. 2

Игра «Повтори за мной».............................................................................................. 2

Упражнение «Пробуждение «чувства деталей»......................................................... 2

Упражнение «Вспомни картинки».............................................................................. 2

Упражнение «Пары слов»............................................................................................ 2

Упражнение «Запомни сказку»................................................................................... 2

Игра «Пуговица»........................................................................................................... 2

Игра «Художник»......................................................................................................... 2

§ 6. Приемы развития воображения................................................................................. 2

Методика «Дорисовывание фигур»............................................................................. 2

Упражнение «Не может быть»................................................................................... 2

Упражнение «Что было бы, если бы…».................................................................... 2

Упражнение «Волшебный лес».................................................................................. 2

Упражнение «На что похоже?»................................................................................... 2

Упражнение «Волшебный карандаш»......................................................................... 2

Упражнение «Перевоплощения»................................................................................ 2

Упражнение «Вещи-невидимки».................................................................................. 2

Упражнение «Придумай предложение»...................................................................... 2

Упражнение «Изобретатели»....................................................................................... 2

Упражнение «Вопрошайка»......................................................................................... 2

Упражнение «Фантазеры»........................................................................................... 2

Глава V. Психологическая коррекция личностных нарушений

в дошкольном возрасте......................................................................................................... 2

§ 1. Коррекция агрессивного поведения у детей............................................................ 2

Например, упражнение «Зигфрид».............................................................................. 2

Метод «Беседа с собой»............................................................................................... 2

Игра «Петушиный бой»............................................................................................... 2

Игра «Защищай город»................................................................................................. 2

Игра «Охотники»......................................................................................................... 2

Игра "Царевна Несмеяна"........................................................................................... 2

Игра «Кляксы».............................................................................................................. 2

§ 2. Формирование адекватной самооценки................................................................... 2

Упражнение «Рисуем себя»......................................................................................... 2

Упражнение «Слушаем себя»...................................................................................... 2

Упражнение «Я и другие»........................................................................................... 2

Упражнение «Назови свои сильные стороны»........................................................... 2

Игра "Комплименты"................................................................................................... 2

Игра "Я за тебя отвечаю"............................................................................................ 2

§ 3. Коррекция коммуникативной сферы....................................................................... 2

Игра "Пойми фразу"..................................................................................................... 2

Игра «Клеевой дождик»............................................................................................. 2

Игра «Два и три»......................................................................................................... 2

Игра «Узнай по голосу».............................................................................................. 2

Игра «Угадай, кто?»...................................................................................................... 2

Игра «Узнай, кто затейник»......................................................................................... 2

Игра «Письмо».............................................................................................................. 2

Игра «Прерванные пятнашки».................................................................................... 2

§ 4. Страхи и их коррекция.............................................................................................. 2

4.1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний..................................... 2

Игра «Я не знаю».......................................................................................................... 2

Игра «Паук и мухи»...................................................................................................... 2

Игра «Колдун».............................................................................................................. 2

Игра «Охотник и сторож»........................................................................................... 2

Игра «Рыбаки и рыбки»................................................................................................ 2

Игра «Хвост дракона».................................................................................................. 2

Игра «Пятнашки»......................................................................................................... 2

Игра «Жмурки»............................................................................................................. 2

Игра «Прятки».............................................................................................................. 2

4.2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха............................... 2

Куклотерапия................................................................................................................ 2

Игра «Школа».............................................................................................................. 2

Анатомирование страха............................................................................................... 2

Манипулирование предметом страха........................................................................... 2

Штриховка, стирание, рисование................................................................................. 2

Привыкание или десенсибилизация............................................................................. 2

Игра «Театр».................................................................................................................. 2

4.3. Эмоциональное переключение................................................................................. 2

Подражание и заражение............................................................................................... 2

Эмоциональные качели................................................................................................. 2

Деятельностная терапия................................................................................................ 2

Приложение № 1.............................................................................................................. 90

Приложение № 2.............................................................................................................. 90

Рекомендуемая литература............................................................................................... 2

 

Введение.

Начало обучения ребенка в школе является важным, переломным и ярким событием. «С каким трепетным волнением переступают дети порог школы в первые дни своего обучения, - писал В. О. Сухомлинский, - как доверчиво смотрят они в глаза учителя! Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель погасает огонек в детских глазах, почему для некоторых детей обучение становится мукой?» Причин случившейся перемене несколько и одна из них недостаточная психологическая готовность ребенка к обучению.

По данным Кравцова Г.Г. и Кравцовой Е.Е., примерно треть 7 летних первоклассников не готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация оказывается еще более сложной. Н.И. Гуткина показала, что среди записавшихся в школу 6-них детей только около 40 % имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует. Конечно, такая позиция может сформироваться в процессе учебы в школе, но перед этим через сколько трудностей надо будет пройти и учителю, и ученику. Поэтому поступающий в школу ребенок должен быть готов занять новое место в системе отношений с другими людьми, принять постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью и, наконец, готов осваивать основы научных знаний.

Поэтому в настоящее время подготовка детей к обучению в школе занимает одно из важных мест в развитии психологической науки.

Данное учебно-методическое пособие знакомит читателя с методами диагностики и коррекции психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Первые две главы - теоретические, содержат информацию о различных подходах к проблеме готовности к школьному обучению, об основных компонентах структуры психологической готовности и дают представление о психологии старшего дошкольника. Ведь знание психологических особенностей возраста необходимо для правильного выбора, проведения и интерпретации диагностических методов, которые представлены в третьей главе. Мы старались подобрать методы, несложные в применении и интерпретации, и в тоже время дающее полную информацию о ребенке. В методическом пособии предложено большое количество диагностических методов, для того чтобы читатель мог создать свой методический блок, который бы отвечал его теоретическим позициям и задачам. Формируя план исследования по тестам третьей главы, следует иметь в виду, что набор методик не бывает большим, и практическая работа требует исключения дублирующих тестов.

По результатам диагностики проводиться коррекционная работа, содержание которой в последующих главах. Глава IV содержит ряд индивидуальных и групповых упражнений, игр для развития познавательной сферы старшего дошкольника. С помощью представленных упражнений и игр осуществляется: развитие произвольной памяти, внимания, мелкой моторики, речи и познавательной активности, широты представлений, в том числе образных и пространственных; формирование умения обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки. Перечисленные способности играют немаловажную роль в процессе адаптации ребенка к школе. Известно, что интеллектуальная неготовность приводит к неуспешности учебных действий, невозможности выполнить все требования учителя и, как следствие, к низким оценкам. Это сказывается на мотивации: «то, что не получается ребенок делать не хочет»(18).

Психологическая готовность к школе – это целостное, системное образование: отставание в развитии одного компонента влечет за собой искажения в развитии других. Такие системные отклонения наблюдаются в тех случаях, когда интеллектуальная готовность к школе может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают трудности в учебной деятельности. Развитию и коррекции личностной и социально-психологической сферы посвящена глава V. Здесь предложены упражнения и игры, позволяющие дошкольнику овладеть способами установления взаимоотношений с другими детьми, развивающие потребность в общении, эмоциональную сферу; устраняющие негативные формы поведения.

В методическое пособие вошли коррекционные игры, упражнения наиболее интересные для детей и, на наш взгляд, наиболее эффективные.

 

 

Глава I. Структура психологической готовности

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – готовность ребенка к школьному обучению. В конце дошкольного возраста у ребенка формируются такие качества личности, особенности познавательных процессов, эмоциональной сферы, комплекс знаний, умений и навыков, которые составляют необходимые предпосылки для нормальной адаптации к школьной жизни.

В решении вопросов готовности к школе и методов ее изучения можно выделить два подхода (39): педагогический и психологический. Сторонники первого определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п. Подобный подход не решает вопросы актуального и потенциального развития ребенка, прогноза качества, темпа, индивидуальных особенностей усвоения знаний, умений и навыков и т.п. (39).

В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплекса качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, А.А. Люблинская. А.И.Запорожец указывал, что «готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.