КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ результатов. 1 страница
Киев Методическое пособие Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Киев Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе «Педагогическая пресса»
Министерство образования и науки Украины Министерство образования автономной республики Крым Издательство “Педагогічна преса” Крымский государственный гуманитарный институт Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе “Педагогічна преса” ББК – 88.8 К 43
Печатается по решению ученого совета Крымского государственного гуманитарного института от 29 марта 2000 года (протокол № 3).
Рецензенты: А.В. Семиченко, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института педагогики и психологии профессионального образования АПН Украины; В.К. Калин, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского; А.В. Глузман, доктор педагогических наук, профессор, ректор Крымского государственного гуманитарного института. Ответственный за выпуск В.Н. Володько
Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. – К.: “Педагогічна преса”, 2000 г. – 94 с. В методическом пособии изложены сведения о структуре психологической готовности, о психологии ребенка старшего дошкольного возраста. Приведены примеры диагностических, коррекционных и развивающих методов. Данное пособие предназначено для практических психологов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы. Может быть использовано преподавателями, студентами гуманитарных вузов: для написания курсовых, дипломных работ; для практической работы студентов.
Ó Е.В. Кирейчева, А.В. Кирейчев 2000
Оглавление Оглавление.............................................................................................................................. 2 Введение.................................................................................................................................. 2 Глава I. Структура психологической готовности................................................................ 2 Глава II. Доминанты психического развития старшего дошкольника............................... 2 § 1. Характеристика познавательной сферы................................................................... 2 старшего дошкольника...................................................................................................... 2 § 2. Характеристика личностной и социально-психологической сферы старшего дошкольника. 2 Глава III. Диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе......... 2 § 1. Основные принципы психодиагностической работы с дошкольниками................. 2 Тест «Дятел».................................................................................................................. 2 Анкета для родителей.................................................................................................. 2 Тест для родителей или близких ребенка.................................................................... 2 § 2. Определение уровня личностной готовности.......................................................... 2 2.1. Определение мотивационной готовности.................................................................. 2 к обучению......................................................................................................................... 2 Методика «Беседа»....................................................................................................... 2 Методика «Беседа» (Т.А.Нежновой)........................................................................... 2 Методика Н.И. Гуткиной.............................................................................................. 2 Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской)............................................ 2 Методика исследования мотивации учения................................................................ 2 у старших дошкольников............................................................................................. 2 2.2. Исследование уровня развития произвольности...................................................... 2 Методика «Графические фигуры».............................................................................. 2 Методика «Действия в 2, 3 и 4 хода».......................................................................... 2 Графический диктант.................................................................................................... 2 2.3. Исследование уровня развития эмоциональной сферы........................................... 2 Методики «Рисунок человека» и «Кинетический рисунок семьи» (КРС)................ 2 Опросник для диагностики наличия страхов............................................................. 2 § 3. Определение интеллектуальной готовности............................................................ 2 Показатели интеллектуальной сферы по методикам.................................................. 2 «Рисунок человека» и КРС.......................................................................................... 2 Методика «10 слов»..................................................................................................... 2 Методика «Пиктограмма»........................................................................................... 2 Тест Пьерона-Рузэра..................................................................................................... 2 Методика «Запомни через картинку».......................................................................... 2 Методика разрезанных картинок................................................................................ 2 Методика «Объяснение сюжетных картинок»........................................................... 2 Методика «Последовательность событий»................................................................. 2 Методика «Сохранение массы».................................................................................... 2 Методика «Нелепицы»................................................................................................. 2 § 4. Определение уровня социально-психологической готовности............................... 2 к школьному обучению..................................................................................................... 2 Диагностика мотивов самоутверждения.................................................................... 2 Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна................................................................. 2 Методика «Два дома»................................................................................................... 2 Методика «Выбор в действии».................................................................................... 2 Глава IV. Психологическая коррекция познавательной сферы старшего дошкольника.......................................................................................................... 2 § 1. Приемы развития моторики....................................................................................... 2 Упражнение «Тир»....................................................................................................... 2 Упражнение «Узнай, кто я»........................................................................................ 2 Упражнение «Вниз по реке»........................................................................................ 2 § 2. Приемы развития восприятия.................................................................................... 2 Упражнение «Выложи сам».......................................................................................... 2 Упражнение «Коврик для куклы».............................................................................. 2 Игра «Угадай, что спрятано»...................................................................................... 2 Упражнение «Разноцветные точки»............................................................................ 2 Работа с рисунками....................................................................................................... 2 Упражнение «Копирование точек»............................................................................. 2 § 3. Приемы развития мышления.................................................................................... 2 Упражнения и игры на развитие образного мышления............................................ 2 Упражнение «На что похоже?».................................................................................. 2 Упражнение «Закончи картинку»................................................................................ 2 Упражнение «Составь узор»....................................................................................... 2 Упражнение «Лабиринт».............................................................................................. 2 Упражнения и игры на развитие абстрактно-логического мышления................... 2 Игра «Придумай загадку»........................................................................................... 2 Игра «Ошибающийся взрослый»................................................................................ 2 Упражнение «Поиск противоположностей».............................................................. 2 Упражнение «Перечень возможных причин»............................................................ 2 Упражнение «Составь предложение»......................................................................... 2 Упражнение «Четвертый лишний»............................................................................... 2 Упражнение «Подбери слово»................................................................................... 2 Упражнение «Поезд»................................................................................................... 2 Упражнение «Летает – не летает»............................................................................... 2 Упражнение «Назови соседей».................................................................................... 2 Упражнение «Ключ к неизвестному»......................................................................... 2 Упражнение «Про что сочиним»................................................................................. 2 Упражнение «Лес, болото, море»................................................................................ 2 Упражнение «Земля, вода, воздух»............................................................................. 2 Игра в слова................................................................................................................... 2 Игра «Елки зеленые».................................................................................................... 2 § 4. Приемы развития произвольного внимания........................................................... 2 Упражнение «Пляшущие человечки»......................................................................... 2 Упражнение «Пальцы................................................................................................... 2 Упражнение «Наблюдательность»............................................................................... 2 Упражнение «Муха»..................................................................................................... 2 Игра «Да - нет».............................................................................................................. 2 Игра «Волшебное слово»............................................................................................. 2 Упражнение «Кто быстрее».......................................................................................... 2 Игра «Сверхвнимание»................................................................................................ 2 Игра «Шерлок Холмс»................................................................................................. 2 Игра «Вам барыня прислала туалет…»...................................................................... 2 Игра «Буквы алфавита»................................................................................................ 2 Упражнение «Где ошибся Буратино?»......................................................................... 2 Игра «Что изменилось?».............................................................................................. 2 Игра «Слушай сигнал».................................................................................................. 2 Игра «Три, тринадцать, тридцать»............................................................................... 2 Игра «Успей занять место».......................................................................................... 2 Упражнение «Тренируем внимание».......................................................................... 2 Упражнение «Геометрические фигуры»..................................................................... 2 § 5. Приемы развития произвольной памяти.................................................................. 2 Упражнение «Запомни точки»...................................................................................... 2 Упражнение «12 клеток»............................................................................................. 2 Игра «Повтори за мной».............................................................................................. 2 Упражнение «Пробуждение «чувства деталей»......................................................... 2 Упражнение «Вспомни картинки».............................................................................. 2 Упражнение «Пары слов»............................................................................................ 2 Упражнение «Запомни сказку»................................................................................... 2 Игра «Пуговица»........................................................................................................... 2 Игра «Художник»......................................................................................................... 2 § 6. Приемы развития воображения................................................................................. 2 Методика «Дорисовывание фигур»............................................................................. 2 Упражнение «Не может быть»................................................................................... 2 Упражнение «Что было бы, если бы…».................................................................... 2 Упражнение «Волшебный лес».................................................................................. 2 Упражнение «На что похоже?»................................................................................... 2 Упражнение «Волшебный карандаш»......................................................................... 2 Упражнение «Перевоплощения»................................................................................ 2 Упражнение «Вещи-невидимки».................................................................................. 2 Упражнение «Придумай предложение»...................................................................... 2 Упражнение «Изобретатели»....................................................................................... 2 Упражнение «Вопрошайка»......................................................................................... 2 Упражнение «Фантазеры»........................................................................................... 2 Глава V. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте......................................................................................................... 2 § 1. Коррекция агрессивного поведения у детей............................................................ 2 Например, упражнение «Зигфрид».............................................................................. 2 Метод «Беседа с собой»............................................................................................... 2 Игра «Петушиный бой»............................................................................................... 2 Игра «Защищай город»................................................................................................. 2 Игра «Охотники»......................................................................................................... 2 Игра "Царевна Несмеяна"........................................................................................... 2 Игра «Кляксы».............................................................................................................. 2 § 2. Формирование адекватной самооценки................................................................... 2 Упражнение «Рисуем себя»......................................................................................... 2 Упражнение «Слушаем себя»...................................................................................... 2 Упражнение «Я и другие»........................................................................................... 2 Упражнение «Назови свои сильные стороны»........................................................... 2 Игра "Комплименты"................................................................................................... 2 Игра "Я за тебя отвечаю"............................................................................................ 2 § 3. Коррекция коммуникативной сферы....................................................................... 2 Игра "Пойми фразу"..................................................................................................... 2 Игра «Клеевой дождик»............................................................................................. 2 Игра «Два и три»......................................................................................................... 2 Игра «Узнай по голосу».............................................................................................. 2 Игра «Угадай, кто?»...................................................................................................... 2 Игра «Узнай, кто затейник»......................................................................................... 2 Игра «Письмо».............................................................................................................. 2 Игра «Прерванные пятнашки».................................................................................... 2 § 4. Страхи и их коррекция.............................................................................................. 2 4.1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний..................................... 2 Игра «Я не знаю».......................................................................................................... 2 Игра «Паук и мухи»...................................................................................................... 2 Игра «Колдун».............................................................................................................. 2 Игра «Охотник и сторож»........................................................................................... 2 Игра «Рыбаки и рыбки»................................................................................................ 2 Игра «Хвост дракона».................................................................................................. 2 Игра «Пятнашки»......................................................................................................... 2 Игра «Жмурки»............................................................................................................. 2 Игра «Прятки».............................................................................................................. 2 4.2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха............................... 2 Куклотерапия................................................................................................................ 2 Игра «Школа».............................................................................................................. 2 Анатомирование страха............................................................................................... 2 Манипулирование предметом страха........................................................................... 2 Штриховка, стирание, рисование................................................................................. 2 Привыкание или десенсибилизация............................................................................. 2 Игра «Театр».................................................................................................................. 2 4.3. Эмоциональное переключение................................................................................. 2 Подражание и заражение............................................................................................... 2 Эмоциональные качели................................................................................................. 2 Деятельностная терапия................................................................................................ 2 Приложение № 1.............................................................................................................. 90 Приложение № 2.............................................................................................................. 90 Рекомендуемая литература............................................................................................... 2
Введение. Начало обучения ребенка в школе является важным, переломным и ярким событием. «С каким трепетным волнением переступают дети порог школы в первые дни своего обучения, - писал В. О. Сухомлинский, - как доверчиво смотрят они в глаза учителя! Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель погасает огонек в детских глазах, почему для некоторых детей обучение становится мукой?» Причин случившейся перемене несколько и одна из них недостаточная психологическая готовность ребенка к обучению. По данным Кравцова Г.Г. и Кравцовой Е.Е., примерно треть 7 летних первоклассников не готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация оказывается еще более сложной. Н.И. Гуткина показала, что среди записавшихся в школу 6-них детей только около 40 % имеют внутреннюю позицию школьника, у остальных она отсутствует. Конечно, такая позиция может сформироваться в процессе учебы в школе, но перед этим через сколько трудностей надо будет пройти и учителю, и ученику. Поэтому поступающий в школу ребенок должен быть готов занять новое место в системе отношений с другими людьми, принять постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью и, наконец, готов осваивать основы научных знаний. Поэтому в настоящее время подготовка детей к обучению в школе занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Данное учебно-методическое пособие знакомит читателя с методами диагностики и коррекции психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Первые две главы - теоретические, содержат информацию о различных подходах к проблеме готовности к школьному обучению, об основных компонентах структуры психологической готовности и дают представление о психологии старшего дошкольника. Ведь знание психологических особенностей возраста необходимо для правильного выбора, проведения и интерпретации диагностических методов, которые представлены в третьей главе. Мы старались подобрать методы, несложные в применении и интерпретации, и в тоже время дающее полную информацию о ребенке. В методическом пособии предложено большое количество диагностических методов, для того чтобы читатель мог создать свой методический блок, который бы отвечал его теоретическим позициям и задачам. Формируя план исследования по тестам третьей главы, следует иметь в виду, что набор методик не бывает большим, и практическая работа требует исключения дублирующих тестов. По результатам диагностики проводиться коррекционная работа, содержание которой в последующих главах. Глава IV содержит ряд индивидуальных и групповых упражнений, игр для развития познавательной сферы старшего дошкольника. С помощью представленных упражнений и игр осуществляется: развитие произвольной памяти, внимания, мелкой моторики, речи и познавательной активности, широты представлений, в том числе образных и пространственных; формирование умения обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки. Перечисленные способности играют немаловажную роль в процессе адаптации ребенка к школе. Известно, что интеллектуальная неготовность приводит к неуспешности учебных действий, невозможности выполнить все требования учителя и, как следствие, к низким оценкам. Это сказывается на мотивации: «то, что не получается ребенок делать не хочет»(18). Психологическая готовность к школе – это целостное, системное образование: отставание в развитии одного компонента влечет за собой искажения в развитии других. Такие системные отклонения наблюдаются в тех случаях, когда интеллектуальная готовность к школе может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают трудности в учебной деятельности. Развитию и коррекции личностной и социально-психологической сферы посвящена глава V. Здесь предложены упражнения и игры, позволяющие дошкольнику овладеть способами установления взаимоотношений с другими детьми, развивающие потребность в общении, эмоциональную сферу; устраняющие негативные формы поведения. В методическое пособие вошли коррекционные игры, упражнения наиболее интересные для детей и, на наш взгляд, наиболее эффективные.
Глава I. Структура психологической готовности Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – готовность ребенка к школьному обучению. В конце дошкольного возраста у ребенка формируются такие качества личности, особенности познавательных процессов, эмоциональной сферы, комплекс знаний, умений и навыков, которые составляют необходимые предпосылки для нормальной адаптации к школьной жизни. В решении вопросов готовности к школе и методов ее изучения можно выделить два подхода (39): педагогический и психологический. Сторонники первого определяют готовность к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков: считать, читать, писать и т.п. Подобный подход не решает вопросы актуального и потенциального развития ребенка, прогноза качества, темпа, индивидуальных особенностей усвоения знаний, умений и навыков и т.п. (39). В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплекса качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, А.А. Люблинская. А.И.Запорожец указывал, что «готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |