КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерпретация. Ответы, указывающие на преобладание логического мышления:
Ответы, указывающие на преобладание логического мышления: · «Здесь столько же, потому что ничего отсюда не взяли, ничего не прибавили» (идентичность); · «И здесь и там одинаково, потому что если снова сделать шарик, то будет, то же самое» (обратимость); Ответы, указывающие на преобладание наглядно-образного мышления: · «В шарике больше, потому что колбаска тоньше»; · «Галета длиннее, но она тонкая, поэтому здесь одинаково»; · «В галете больше, потому что она длиннее». Методика «Нелепицы» (23). Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ход обследования. Ребенку показывают картинку (рис. № 8), во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Расскажи, как на самом деле все должно быть». Сначала ребенок называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время ограниченно тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Оценка результатов. 10 баллов – такая оценка ставиться ребенку, если за отведенное время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и как на самом деле должно быть. 8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 4-5 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не успел до конца объяснить и сказать, как должно быть. 2-3 балла - ребенок не успел заметить 1-4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц. Рис. № 8.
§ 4. Определение уровня социально-психологической готовности к школьному обучению. Диагностика мотивов самоутверждения (31). Материалы: иллюстрации игровых ситуаций, коллективные игры, где ярко выражен лидер и подчиненные; по три картинки для мальчиков и девочек. Ход обследования: дети должны рассмотреть картинки и выбрать ту роль, которую хотели бы выполнять. Результаты: если ребенок выбирает позицию лидера в двух случаях, то сформированы мотивы самоутверждения, необходимые для учебной деятельности в школе. Методика Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна (9). Цель: диагностика уровня и адекватности самооценки. Материалы: картинка с изображениями лестниц (рис № 10). Ход обследования: ребенку предлагается четыре изображения лестниц, состоящих из девяти ступенек. Нарисованные лестницы обозначают: ü Здоровье людей (1-я ступенька – самые больные; 2-я ступенька – очень больные; 3-я ступенька – больные; 4-я ступенька – более или менее больные; 5-я ступенька – среднего здоровья; 6-я ступенька – более или менее здоровые; 7-я ступенька – здоровые; 8-я ступенька – очень здоровые; 9-я ступенька – самые здоровые). ü Умственное развитие (1-я ступенька – самые глупые; и т.д.). ü Характер (аналогично). ü Счастье (аналогично). Ребенку дается следующая инструкция: «Если на этих лестницах расположить всех людей, то на верхней ступеньке лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней «самые больные» (по аналогичному принципу распложаться люди и на остальных лестницах). Укажи свое место на всех ступеньках лестниц». Рис. № 10.
Интерпретация. Нормой является, если ребенок не склонен к крайностям и указывает свое место, как правило, чуть выше среднего или ближе к середине. Методика «Два дома» (9). Цель: диагностика сферы общения. Материалы: бумага, фломастеры (красный и черный обязательно). Ход обследования. Кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. «А теперь, - предлагает взрослый, - давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз, подчеркивая его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы для тебя его построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, взрослый записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это. Записав двух – трех новоселов в красный дом, исследователь рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было, где жить». Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом. Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого списки жильцов обоих домов дополняются. Интерпретация. Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом) и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда ребенок поселит родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата, воспитателя, сверстников. Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то можно спросить о нем впрямую: «Ой, а бабашку мы вообще никуда не поселили. А ведь ей надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь бабушку с собой или отдельно?» Методика «Выбор в действии» (вариант социометрической методики) (28). Цель: изучение отношений между детьми. Материалы: открытки (по три для каждого ребенка).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |