КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сколько треугольников можно найти на рисунке
3. 4. 1. 2. Ход обследования. Перед очередным праздником воспитатель говорит детям: «Дети, скоро праздник. Сегодня мы поздравим друг друга. Каждый из вас получит три открытки. Вы будете друг за другом входить в группу и класть открытки на столы тем своим друзьям, которых хотите поздравить с праздником». Детям раздаются заранее приготовленные открытки. На обратной стороне открытки карандашом уже поставлен условный номер, для того чтобы потом можно было восстановить, кому принадлежала открытка. Удобно использовать те номера, под какими в тетради записаны фамилии детей (таким образом каждое число ставиться на трех открытках. Воспитатель по одному впускает детей они раскладывают открытки и сразу выходят. После того, как все дети разложили открытки (или же, если это удобно в процессе раскладывания), воспитатель записывает кто из них сколько открыток получил и от кого эти открытки. Перед тем, как детям вернуться в класс, чтобы посмотреть на полученные «поздравления», открытки рекомендуется перераспределить так, чтобы каждый ребенок получил по три открытки. Воспитатель или психолог может записать результаты в таблицу:
Таблица №2. Выбор в действии (группа_____ дата______)
По количеству полученных открыток детей можно распределить на три подгруппы. 1-я – это дети которые получили намного больше открыток, чем другие (напр. 6 и больше). 2-я – самая многочисленная в нее входят дети которые получили 1-3 открытки. 3-я подгруппа – дети которые не получили не одной открытки. Именно эти дети в системе групповых взаимоотношений чувствуют себя не благополучно. Они требуют особенного внимания, поскольку трудности в системе социальных взаимоотношений приводят к общему эмоциональному дискомфорту. Чтобы получить точную и детальную картину взаимоотношений в группе предлагается подвести итоги с помощью построения карты групповой дифференциации. На этой карте наглядно можно увидеть подгруппы на которой сейчас разделена группа детского сада. Особое внимание нужно обратить на взаимные выборы. Взаимные выборы очень важны для эмоционального благополучия ребенка в системе межличностных отношений.
Глава IV. Психологическая коррекция познавательной сферы старшего дошкольника. § 1. Приемы развития моторики. Упражнение «Тир» (38). Цель: развитие точности движений. Ход упражнения: Нарисуйте на листке бумаги схематическое ружье (лук) и мишень. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья. Пусть и размеры их будут разными. Предложите ребенку немного «пострелять» - карандашом провести прямую линию от ружья (лука) до центра мишени. Рис. № 11.
Упражнение «Узнай, кто я» (38). Цель: развитие точности движения. Ход упражнения: контурной, пунктирной линией нарисуйте что-нибудь не очень сложное, например цветок или рыбку. Скажите ребенку, что в ваших точках кто-то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки). Вот возможные варианты рисунков: Рис. № 12.
Таких схематических рисунков можно придумать много, важно, чтобы они были простыми по форме и понятными ребенку. Упражнение «Вниз по реке» (38, 39). (Есть еще вариант «Езда по дорожке») Цель: диагностика уровня развития моторики, тренировка моторных навыков, подготовка к письму. Ход упражнения. Нарисуйте волнистые линии, расположенные на близком расстоянии друг от друга (рис. № 13). Это будут извилистые берега реки, по которой ребенок должен будет провести кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, кисть руки на весу. Игру можно усложнить, сделав линии еще более узкими и неритмичными. Для диагностики предложите вариант «А».
Рис. № 13.
А)
Б).
В).
Интерпретация. Результат оценивается как «высокий», если выходы за пределы «берегов» отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз, отсутствуют нарушения линий, описанные ниже. Результат оценивается как «низкий», если имеются 3 или более выходов за пределы дорожки; даже при отсутствии выходов результат оценивается как низкий, если в рисунке наблюдаются ярко выраженные нарушения линий: · Линия, не параллельная «берегам реки»; · Очень слабая, почти невидимая линия; · Очень сильный нажим, рвущий бумагу; · Линия с многократными наведениями по одному и тому же месту. В промежуточных случаях результат оценивается как «средний».
§ 2. Приемы развития восприятия. Упражнение «Выложи сам» (38). Цель: учить анализировать форму предмета. Материалы: контурное изображение фигур и набор геометрических фигур к изображению (рис № 14 и № 15). Ход упражнения. Взрослый дает ребенку контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор фигур. Рис. № 14. Например:
Сделайте игру, доступную по сложности ребенку. Если сделать образец не в натуральную величину (по размеру фигур), а меньше, задача усложнится. Ее сложность зависит от того, какое количество фигур дают ребенку: если их больше чем необходимо, ему придется отбирать лучшие. Можно сделать игру в цвете. Вот примерные изображения, которые можно складывать из геометрических фигур.
Рис. № 15.
Упражнение «Коврик для куклы» (38). Цель: развитие восприятия пространства, закрепление геометрических сенсорных эталонов. Материалы: альбомный лист, фломастеры. Ход упражнения. Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например: «В середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника». Коврик можно делать из обычного листа бумаги, а фигуры можно рисовать либо чертить по лекалу. Ребенку сначала будет сложно точно выполнить задание. Предложите ребенку повторить инструкцию и по мере надобности напоминайте, что делать дальше. Но все же стремитесь, чтобы ребенок сам запомнил задание и выполнял его максимально верно. Пусть он привыкает к такому порядку: сначала следует заполнить середину, затем – верх, низ, левую и правую сторону. Начертив фигуры можно их разукрасить (рис. № 16).
Рис. № 16.
Игра «Угадай, что спрятано» (38, 31). Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию и давать описания различных предметов. Ход упражнения. Взрослый прячет какую-нибудь игрушку и описывает детям ее внешний вид. Например: «Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Тот, кто угадал, получает спрятанный предмет. Следующим прятать, и описывать будет он. Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь. Упражнение «Разноцветные точки» (3). Цель: корректировка отклонений в развитии восприятия ориентировки в пространстве. Материалы: рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги кружочки. Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Кружлчки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ход упражнения. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задает ведущий: слева – направо, справа –налево, сверху – вниз, снизу – вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы: · Ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой; · Заданное направление сохранилось во время чтения; · Соблюдалась последовательность произнесения точек на строке. Работа с рисунками. «Нарисуйте домик, елочку, забор в прямом и перевернутом виде». «Рассмотрите рисунок в прямом и перевернутом виде». Упражнение «Копирование точек» (3). Цель: корректировка отклонений в развитии восприятия ориентировки в пространстве; развитие произвольности. Материалы: лист из школьной тетради, на одной стороне которого расположены в строчках группы точек (рис. № 17). Ход упражнения. Ребенку предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных в строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать пространственное расположение точек. Рис. № 17.
§ 3. Приемы развития мышления. Упражнения и игры на развитие образного мышления. Упражнение «На что похоже?» (30). Ребенку предлагается высказать как можно больше предположений – на что похож каждый из следующих рисунков. Это упражнение хорошо проводить в группе, в форме соревнования между командами. За каждое предположение команда зарабатывает 1 балл. Рис. № 18.
Упражнение «Закончи картинку» (30). Ребенку нужно дорисовать картинку, использовав каждый элемент, который дан. Задание выполняется каждым ребенком самостоятельно. Детям раздается один из вариантов (следующие варианты можно предложить на другом занятии) и дается определенное время для рисования. Рис. № 19.
Упражнение не только развивает образное мышление, но и позволяет судить об оригинальности воображения. По рисункам можно судить о воображении. Если такой вариант рисунка предложил только один ребенок, то это уже показатель оригинальности его воображения. Упражнение «Составь узор» (30, 3). Перед ребенком ставиться задача – изменить фигуру, убрав определенное количество палочек. Взрослый показывает выложенную из палочек схему и дает инструкцию. ¨ «Смотри, вот фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».
¨ «Вот фигура, похожая на стрелу, надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника».
¨ «Переложи в фигуре 3 палочки так, чтобы получилось 3 квадрата».
¨ «Переложи 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк».
Упражнение «Лабиринт» (30, 3). Взрослый показывает ребенку лабиринт. Объясняет, что человек в центре лабиринта заблудился и хочет выбраться на свободу. Рекомендуется меньше помогать ребенку и по мере занятий усложнять лабиринты. Рис. № 20.
Упражнения и игры на развитие абстрактно-логического мышления. Игра «Придумай загадку» (33). Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее, другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6 лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно. Игра «Ошибающийся взрослый» (31). Взрослый делает умышленные ошибки при чтении рассказа. Например, заменяет слова «туфли» на «шляпу», «лето» на «зиму» и прочее. Группа должна находить и исправлять ошибки, объясняя свою точку зрения. Можно разделить группу на команды и провести игру в соревновательной форме. Упражнение «Поиск противоположностей» (30, 31, 9). Цель: развитие умения сравнивать предметы. Явления и предметы: холод, небо, лето, горький, белый, шумный, дом, вилка, куртка, кресло, фломастеры, книга, школа, телевизор, дверь, и прочие. Сначала взрослый называет явление. Дети должны найти противоположное, например, холод - тепло. Затем взрослый называет какой-либо предмет, например, дом. Дети должны перечислить как можно больше слов, противоположных данному. Например, в случае со словом «дом» могут быть названы: сарай (противоположность по размеру и степени комфорта), поле (открытое пространство), вокзал (чужое) и т.д. Выбор каждого слова надо разбирать и объяснять. Игру можно провести как соревнование между командами. Баллы командам начисляют за каждое верно выбранное противоположное слово. Победители награждаются. Упражнение «Перечень возможных причин» (31). Цель: развитие широты мышления, всестороннего анализа, развитие речи. Описывается какая-либо необычная ситуация, например, «вернувшись с прогулки, ты обнаружил, что все твои игрушки разбросаны на полу». Нужно как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных объяснений. Причины могут быть банальными («брат разбросал»), но не стоит их отбрасывать, и маловероятными («прилетели марсиане»). Побеждает тот, кто назвал больше причин. Упражнение «Составь предложение» (30). Цель: развитие умения устанавливать связи, делать обобщения, создавать целостные образы. Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить предложение, которое бы обязательно включало в себя эти слова (можно использовать дополнительные слова). Детям дается время на придумывание, каждый думает самостоятельно. Затем по очереди высказываются предложения. Выбирается самое длинное и интересное предложение. Победитель награждается. Задаются следующие три слова и т.д. Упражнение «Четвертый лишний» (3). Цель: диагностика способности к обобщению и развитие умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Ход упражнения. Ребенку предлагается прослушать ряды слов. Три из них связаны между собой по какому-либо признаку, а четвертое отличается. Надо найти лишнее слово. Можно провести как соревнование в группе детей. Обязательно спрашивается, почему ребенок сделал такой выбор. · Сын, учитель, бабушка, папа. · Стул, кресло, стол, диван. · Сыр, мясо, кефир, масло. · Береза, сосна, клен, тополь. · Трамвай, автобус, трактор, троллейбус. · Печка, мама, вагон, ворота. · Добрый, ласковый, веселый, злой. · Видеть, слышать, одеваться, нюхать. · Минута, секунда, час, вечер. · Василий, Федор, Иванов, Семен. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень развития обобщения; 5-7 баллов – средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов; 4 и менее баллов – способность к обобщению развита слабо. Упражнение «Подбери слово» (30, 3). Цель: диагностика и развитие умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. 1. Лошадь – жеребенок. Корова - __________ (пастбище, рога, молоко, теленок, бык) (лошадь так относится к жеребенку, как корова - к теленку); 2. Яйцо – скорлупа. Картофель - _________(курица, огород, капуста, суп, шелуха); 3. Ложка – каша. Вилка - ___________(масло, нож, тарелка, посуда, мясо); 4. Коньки – зима. Лодка - __________(лед, каток, весло, лето, река); 5. Ухо – слышать. Зубы - __________(видеть, лечить, рот, щетка, жевать); 6. Собака – шерсть. Щука - _________(овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя); 7. Чай – сахар. Суп - __________(вода, крупа, тарелка, соль, ложка); 8. Дерево – сук. Рука __________(топор, перчатка, нога, работа, палец); 9. Дождь – зонтик. Мороз - ___________(палка, холод, санки, зима, шуба); Обработка результатов и интерпретация. О неустойчивости процесса мышления можно судить, если ребенок делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слова по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом. Анализируется характер установления связей между понятиями: логические и наглядные (например, лодка –река). По типу связей можно судить об уровне развития мышления: преобладании наглядных или логических форм. Упражнение «Поезд» (38). Цель: развитие логического мышления. Материалы: 10 картинок одинакового размера. Ход упражнения: Каждая картинка это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы и ребенок берете по 5 картинок. Вы говорите ребенку: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою картинку и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки должны быть тоже скреплены, вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить любую картинку, например, картинку, на которой нарисована тарелка. Мы скрепили тарелку и ложку потому, что ложка и тарелка – посуда. После тарелки кладем картинку, на которой нарисована ваза для цветов. Мы скрепили тарелку и вазу потому, что они сделаны из одного материала – фарфора. А теперь кладем картинку с машиной, в которой возят воду (поливальная машина). Мы скрепили вазу для цветов и поливальную машину потому, что в вазу наливают воду для цветов и в поливальную машину набирают тоже воду. А теперь мы по очереди будем класть свои картинки и объяснять, как их скрепить». Картинки можно класть в любом порядке. Главное, чтобы ребенок объяснил свое скрепление. Когда поезд будет готов, проверьте вместе с ребенком, как скреплены вагоны, чтобы они не отцепились во время движения. Затем картинки перемешиваются, и игра повторяется. Игру можно проводить неоднократно, меняя картинки. Упражнение «Летает – не летает» (38). Цель: развитие умения анализировать и обобщать; развитие произвольного внимания. Материалы: мяч. Ход упражнения: участники выстраиваются в один ряд на верхней ступеньке лестницы. Ведущий кидает кому-нибудь из них мяч и называет любой предмет, существо и пр., если это летает, то ребенок ловит мяч, если не летает – не ловит, отталкивает от себя. Кто совершил правильное действие, спускается вниз по лестнице на одну ступеньку. Если ребенок ошибся, то он остается на своем месте. Таким образом, тот, кто первый спустился с лестницы – победил (победителей может быть несколько). По такому же принципу можно провести игры «Съедобное – несъедобное», «Плавает – тонет» и пр. Упражнение не обязательно проводит на ступеньках лестницы. Можно провести в кругу или просто стоя в один ряд. Упражнение «Назови соседей» (36, 38). Цель: развитие математического мышления. Материалы: мяч. Ход упражнения: играющие становятся в круг, один ребенок берет мяч. Он бросает мяч партнеру, называя число (от 0 до 10). Поймавший мяч должен назвать «соседей» названного числа (числа на 1 больше и на 1 меньше названного). После этого он называет свое число и бросает мяч следующему игроку. Если поймавший ошибается в названии «соседей», то он выбывает из игры. Упражнение «Ключ к неизвестному» (30). Цель: развитие логического мышления. Материалы: «ключи» из картона. Ход упражнения. Детям предлагается отгадать, что спрятал в руке взрослый. Для этого они могут задавать вопросы, а взрослый будет отвечать. Взрослый объясняет, что вопросы как бы ключи от дверей, за которыми открывается, что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. Когда дети отгадывают, взрослый может наградить несколько человек «ключами» из картона, тех, кто задавал вопросы, ведущие к разгадке, и обязательно напоминает эти вопросы и объясняет детям, почему именно эти вопросы помогли угадать, что спрятано. После можно несколько раз повторить это упражнение. Упражнение «Про что сочиним» (30, 31). Цель: развитие речи. Материалы: нет. Ход игры: предложите детям сочинить сказку. Договоритесь о теме. Через 2-3 минуты каждый рассказывает свою сказку. Сказки обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная история. Упражнение «Лес, болото, море» (36). Цель: развитие умения анализировать и обобщать; и произвольного внимания. Место: зал, площадка. Материалы: мел. Время: 10-15 мин. Ход упражнения. На противоположных сторонах площадки проводят линии старта. По середине площадки в один ряд чертят три круга диаметром 3 м., параллельно линиям старта. В одном круге мелом пишут «Лес», в другом – «Болото», в третьем – «Море». Играющие делятся на две равные команды, которые становятся в шеренгу за своей линией старта и рассчитываются по порядку номеров. Руководитель назначает судей для подсчета очков. Игра начинается по распоряжению руководителя, который называет один из номеров и добавляет какое-нибудь название животного, например: «Третий – лисица!» Третьи номера обеих команд должны бежать в круг, обозначенный названием «Лес». Игрок, первым вбежавший в круг, получает для своей команды очко. Затем руководитель называет, например: «Шестой – кит!» Шестые номера должны бежать в круг, обозначенный названием «Море». Если руководитель скажет, например: «Второй – лягушка!», то вторые номера обеих команд должны бежать в круг с названием «Болото». Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Упражнение «Земля, вода, воздух» (36). Цель: развитие умения анализировать и обобщать; развитие произвольного внимания. Материалы: небольшой мяч. Время: 10-15 мин. Ход упражнения. Дети садятся или становятся по кругу. Взрослый с мячом в руках становится в середине круга и бросает любому из игроков мяч, называя одно из слов: земля, вода, воздух. Например, он говорит «Вода!». Игрок, который поймал мяч, должен быстро назвать рыбу или животное, живущее в воде. Если руководитель называет слово «воздух», то нужно назвать какую-нибудь птицу. После этого игрок бросает мяч другому игроку, называя одно из указанных слов. Можно в промежутке сказать: «Огонь!» Тогда игрок должен ответить: «Горит, горит!» Игрок, допустивший ошибку, садится на расстоянии одного шага за круг и сидит до тех пор, пока кто-либо из игроков не допустит ошибку. Тогда тот садиться за круг, первый идет на свое место в кругу. Побеждает игрок, ни разу не допустивший ошибку. Игра в слова (18). Цель: развитие речи. Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Давай все увеличивать. У меня одна книга, а у тебя – книги. У меня стол, а у тебя -??? У меня стул, а у тебя -???»… А теперь обо всем скажем ласково. У меня – книга, а у тебя – книжечка. У меня – нос, а у тебя -???» и т.д. Чтобы игра прошла интереснее, можно иногда меняться ролями – ребенок спрашивает, а взрослый отвечает. Или провести эту игру как соревнование между командами детей. Игра «Елки зеленые» (18). Цель: развитие речи. Ход игры. По типу игры в слова. «Я называю предмет, а ты быстро говоришь, какой он. Елки – какие?…А еще какие?…А еще?… Небо какое?… А еще какое?…» и т.п.
§ 4. Приемы развития произвольного внимания. Упражнение «Пляшущие человечки» (38). Цель: развитиепроизвольного внимания и умения распределять внимание. Материалы: бланк с фигурами «пляшущих человечков» (рис. № 20, 21). Время: 8 - 10 минут. Ход упражнения. Предложите ребенку рассмотреть ряды пляшущих человечков и отметить карандашом, например, только тех, кто стоит смирно (можно усложнить задачу – вычеркнуть тех, кто стоит смирно и не улыбается). Затем подсчитайте количество ошибок (неотмеченные «смирные» человечки или отмеченные неверно) и предложите ребенку посоревноваться с вами в точности выполнения задания. Несколько ваших проигрышей явно повысят интерес ребенка к игре. Игру можно усложнять, вводя новые типы фигурок человечков или дополнительные детали (треугольные, квадратные, круглые шляпы разных цветов на головах человечках). Упражнение «Пальцы» (31). Цель: развитие произвольного внимания, умения сосредоточиться. Время: 5 – 15 минут. Ход упражнения. Дети удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг (но это не обязательно). Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы, один вокруг другого, с постоянной скоростью, в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение.
Рис. № 21.
Рис. № 22.
Упражнение «Наблюдательность» (31). Цель: развитие произвольного внимания и зрительной памяти. Время: 10 – 15 минут. Ход упражнения. Детям предлагается по памяти подробно описать свой двор, где они играют, или путь из садика домой – то, что они видели много раз. Упражнение «Муха» (31). Цель: развитие произвольного внимания и зрительной памяти, восприятия пространства. Время: 10 – 15 минут. Материалы: доска с расчерченным на ней девяти клеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска или кусочек пластилина (можно поле начертить мелом на доске или же сделать поле на альбомном (ватманском) листе и нарисовать муху), (рис. № 23). Ход упражнения. Доска или лист бумаги ставиться вертикально, и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» (кусочек пластилина или нарисованная муха) с одной клеточки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») муха перемещается не соответствующую клетку. Исходное положение мухи – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый участник мысленно представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, ведущий дает команду «Стоп» и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала. Рис. № 23.
Игра «Да - нет» (21). Цель: развитие произвольного внимания. Время: 5 – 15 минут. Ход упражнения. В группе выбирается ведущий и выходит за дверь. В это время группа загадывает одного представителя и внимательно изучает его (цвет глаз, волос, одежда, обувь и пр.). Вызывается ведущий. Его задача с помощью пяти однозначных вопросов (на которые можно ответить только «да» или «нет») отгадать загаданного. Например, это мальчик? Он в белых кроссовках? Участники не смотрят на загаданного и могут отвечать только «да» или «нет». Загаданный участник становиться ведущим независимо от того, отгадали его или нет. Игра «Волшебное слово» (33). Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля. Время: 5 – 15 минут. Ход упражнения. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. «Волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1 – 5 движений. Упражнение «Кто быстрее» (31). В основе этого упражнения лежит тест Пьерона-Рузэра (см. стр 34). Цель: развитиеумения сосредоточиться, произвольного внимания, переключения и распределения внимания. Материалы: бланк с геометрическими фигурами четырех видов. Время: 10 – 15 минуты. Ход упражнения. Детям раздаются бланки и предлагается как можно быстрее и точнее в рядах геометрических фигур вычеркнуть круг. Успешность выполнения оценивается по времени и количеству допущенных ошибок – пропущенных кругов. В ходе упражнения взрослый поощряет успехи и стимулирует интерес. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: зачеркивать треугольник и обводить ромб. Цель такой тренировки – выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Это упражнение желательно провести не один раз. Игра «Сверхвнимание» (31). Цель: развитие произвольного внимания. Время: 10 – 15 минут. Ход упражнения. Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «внимательные». «Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки, значки и пр.) Каждому дается инструкция: «Ваша задача изобразить, сыграть, как актер человека, не замечающего окружающего (ведущий показывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами, не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попытайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный фильм или участвуете в опасном путешествии. Ясно?» «Мешающие» получают задание во время упражнения. Ведущий вместе с мешающими организует серию провокационных действий. Они могут скандировать лозунги, призывы, разыгрывать сценки, рассказывать анекдоты, инсценировать окончание занятий и уход из зала и пр. При этом ведущий следить за тем, чтобы мешающие не касались «внимательных», в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп!» «Мешающие» могут поменяться с «внимательными» и попробовать, как сложно выполнять эту роль. В конце игры выбирается «сверхвнимательный». Игра «Шерлок Холмс». Цель: развитие произвольного внимания. Время: 10 – 15 минут. Ход упражнения. Выбирается «Шерлок Холмс» и выходит за дверь. Группа делится на две части по какому-либо объединяющему признаку, например, в одной части группы у ребят обувь со шнурками, а в другой все без шнурков, или у одних светлые волосы, а у других темные, у одной группы есть зеленый цвет в одежде у другой – нет, и т.п. Приглашенный «Шерлок Холмс» должен определить признак, по которому дети разделились на две группы. «Шерлок Холмс» может допустить только одну ошибку. Если второй раз он тоже отвечает неверно, то «карты раскрываются», если верно – группа бурно поздравляет «сыщика» и выбирается новый «Шерлок Холмс», группа делится по другому признаку. Игра «Вам барыня прислала туалет…» (38). Цель: развитие произвольного внимания, развитие речи. Время: 10 – 15 минут. Ход упражнения. Предложите детям поиграть в вопросы и ответы. Вы будите задавать вопросы, а они – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Ведущий пытается подловить участников провокационными вопросами. Например: «Вы были в поликлинике? Какого цвета халаты у врачей?» и т.п. Дети должны найти такую форму ответа, чтобы выполнить правила игры, т.е. не сказать слово «белый». Например: «Халаты у врачей цвета снега (не красного цвета, светлые)» и пр. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов. Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку раскрашенную «запретным» цветом. Эту игру можно усложнять, вводя два «запретных» цвета или другие «запреты» (например, слова «да» и «нет»). Игра «Буквы алфавита» (33). Цель: развитие произвольного внимания. Время: 10 – 15 минут. Ход упражнения. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает хлопок. Упражнение «Где ошибся Буратино?» (38). Цель: развитие произвольного внимания. Время: 5 -10 минут. Материалы: лист бумаги с заготовленными узорами (рис. № 24), карандаши или фломастеры. Ход упражнения. Взрослый дает ребенку лист бумаги с заготовленными узорами. Верхний узор – рисунок Мальвины, а нижний – Буратино. Ребенку надо исправить ошибки, которые допустил Буратино. Узоры можно усложнять. Инструкция: «Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то не правильно. Найди, где Буратино ошибся, и помоги ему исправить ошибки». Рис. № 24. Игра «Что изменилось?» (38, 28) Цель: развитие произвольного внимания, умения распределять внимание. Время: 5 -10 минут. Ход упражнения. Игроки выбирают водящего и становятся полукругом, а водящий спиной к ним. Водящий закрывает глаза и считает от 1 до 10. Тем временем играющие принимают какую-нибудь позу: один кладет руки за спину, другой скрещивает ноги и пр. Закончив считать до 10, водящий поворачивается лицом к играющим – и вновь считает до 10, одновременно стараясь запомнить, в каких позах они сидят. Сосчитав до 10, водящий опять поворачивается спиной к играющим и считает до 5. В это время игроки меняют позу. Сосчитав до 5, водящий поворачивается вторично лицом к играющим и старается угадать, кто из играющих изменил позу и как он стоял раньше. Если водящий отгадает, то игрок, переменивший позу, идет на его место. Игра «Слушай сигнал» (33). Цель: развитие произвольного внимания. Время: 5 -10 минут. Ход упражнения. Играющие по команде руководителя идут вокруг зала. Руководитель внезапно дает условный сигнал (хлопок). Если он хлопает один раз, играющие должны остановиться, если два раза – бежать и пр. Играющий, допустивший ошибку, становиться в колонну последним. Побеждают игроки, не допустившие ни одной ошибки. Вариант игры. Дети образуют 2 круга: внешний и внутренний. Играющие внутреннего круга поворачиваются в одну сторону, внешнего – в другую. По указанию руководителя дети начинают двигаться по кругу. По заранее условленному сигналу они меняют направление. Если руководитель хлопает один раз, останавливается внешний круг, если 2 раза – внутренний. Если 3 раза, оба круга двигаются в разных направлениях. Играющий, допустивший ошибку, получает штрафное очко. Ошибкой считается: а) неправильное и не соответствующее сигналу движение; б) движение, выполненное с запозданием. Игра «Три, тринадцать, тридцать» (36). Цель: развитие произвольного внимания. Время: 5-10 минут. Ход упражнения. Выбирается водящий (для начала руководитель). Дети становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Водящий в середине круга. Если водящий скажет «Три», все играющие ставят руки в стороны; если скажет «тринадцать», все ставят руки на пояс; если он скажет: «Тридцать», все поднимают руки вверх (можно выбрать любые движения). Водящий быстро называет то одно, то другое число. Игрок, допустивший ошибку, садится на пол (выходит за круг) или сменяет водящего. Когда остаются 1-2 игрока, они объявляются победителями, игра заканчивается. Игра «Успей занять место» (36). Цель: развитие произвольного внимания. Время: 5 -10 минут. Ход упражнения. Дети образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удается, то тот, кто остается без места, идет водить. Упражнение «Тренируем внимание» (8). Цель: тренировка способности к концентрации внимания. Время: 5-10 мин. Материалы: 4 картонных листа, на каждом картонном листе наклеен один квадрат (5х5 см), внутри которого параллельные линии (1-й квадрат – 10 линий, 2-й – 10 линий, 3-й – 15, 4-й – 15). (рис № 25). Инструкция: «Попробуй, не водя рукой по рисункам, сосчитать количество линий во всех квадратах». Для начала тренировки можно предложить только один квадрат. Рис. № 25.
Упражнение «Геометрические фигуры» (10). Цель: тренировка внимания, пространственного воображения, наблюдательности. Время: 5-10 мин. Материалы: бланки с чертежами (каждый чертеж на отдельном бланке), (Рис. № 25). Ход упражнения. Ребенку предъявляется один из чертежей и дается соответствующее задание (см. ниже). Упражнение можно провести как соревнование между детьми, победит тот, кто правильно выполнит задание. Рис. № 26.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |