Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арифметика рядов Фибоначчи 3 страница




Отметим что, проводя анализ основ динамической геометрии и решение задачи о делении отрезка в среднем и крайнем отношении, мы совершенно не предполагали, что этот анализ и решение задачи выведут нас на религиозную тематику. Покажут неопровержимыми фактами с одной стороны связь задачи на деление отрезка с принципами построения христианской религии, и в частности с библейским жизнеописанием Христа (Христос и двенадцать Апостолов), а с другой соединят, решением той же задачи, ряд крупных природных явлений с крупными объектами деятельности цивилизации (какой?) в громадные геометрические фигуры.

Если же смотреть только на математическую постановку вопроса, то в ней не просматривается даже намека на возможность возникновения религиозной проблемы. И все-таки она возникла, и возникла в самой четкой формулировке: Кто мог руководствоваться решением задачи о делении отрезка в крайнем и среднем отношении, проводя по жизни Иисуса Христа и при сооружении невозможных для любой цивилизации объектов? Например, геометрически связать Северный полюс, священную гору-пирамиду Кайлас, Бермудский треугольник и остров Пасху с искусственными монументами на Земле? Кто кроме Бога?

Вспомним, что числа этого ряда можно рассматривать как длину некоторого отрезка и отрезки эти, в своей последовательности, могут образовывать геометрическую фигуру - прямоугольный треугольник. Это, еще одно, удивительное свойство бесконечного, иррационального ряда чисел, образовывать набор подобных прямоугольных треугольников при придании любой последовательности троек чисел (например, 2,058; 2,618; 3,330; или 0,236; 0,300; 0,382) значимости отрезков. Треугольники образуются и при последовательном сдвиге чисел на одну или две цифры (например, 2,058; 2,618; 3,330 - один треугольник; 2,618; 3,330; 4,236 - другой; 3,330; 4,236; 5,388 - третий и т.д.) Создается впечатление, что они нанизываются друг на друга, образуя невидимую цепочку.

Неявное существование в русском ряду чисел-отрезков, способных образовывать прямоугольные треугольники, не может быть случайностью. Похоже, что они выполняют какую-то неизвестную нам функцию, определяемую степенями и последовательностью чисел.

Но можно представить и другую картину. Имеются два ортогональных бесконечных катета, пересекаемых на пропорциональном иррациональном расстоянии параллельными линиями, отрезки которых превращаются в гипотенузы. А это уже не цепочка, а плоскость. И сразу же возникает предположение, что прямоугольные треугольники есть элементы прямоугольников, а их катеты - стороны прямоугольников. Продолжение катетов - оси координат х и у на плоскости, а гипотенузы - диагонали образовавшихся прямоугольников. И прорисовывающаяся естественным образом координатная сетка начинает походить на истоки некоей новой геометрии. Посмотрим, что еще скрывается в этом ряду.

Вернемся к теореме Пифагора об образующей плоскости и построим ее объемный аналог в трехмерном евклидовом пространстве. Проиндексируем любую последовательность из четырех чисел русского ряда, исходя из того, что каждые три числа последовательности образуют прямоугольник с двумя сторонами и диагональю: х, у, l, n, где l и n - диагонали прямоугольников x, y, l и yo, l, n. Они образуют следующие пропорции:

x2 + y2 = l2,

yo2 +l2 = n2.

Здесь у по количественной величине равно уо, но ортогонально ему и х, а потому не складывается с у. Но, будучи ортогональной, плоскости ху, уо приобретает качество третьей координаты - z, и потому, приравняв z = уо, получаем плоскостной аналог теоремы Пифагора для «трехмерного» пространства:

x2 + y2 + z2 = n2. (3.9)

Перед нами достаточно странное уравнение (3.9). Числа одного математического ряда своей взаимосвязью демонстрируют изменяемую по длине пространственную (объемную?) структуру (струну?), у которой поперечное сечение тоже изменяемая, но равная по высоте и ширине, скрытая за индексацией величина.

В отличие от общепринятой системы координат, индексация которой может содержать произвольный набор чисел, уравнение (3.9) составляется только из четырех иррациональных взаимосвязанных последовательных чисел русского ряда и по своему характеру является квантованной системой, т.е. качественно новым математическим образованием. Возникает вопрос: Случайно ли получается квантованная координатная система? Или она может послужить основанием для построения квантованной геометрии? Для ответа на этот вопрос продолжим преобразования уравнения (3.9). Перенесем все ее индексы в правую часть и получим запись одинаковую по форме, как для динамической, так и для статической геометрии:

0 = n2 - x2 - y2 - z2. (3.10)

Рассматривая уравнение статической геометрии (3.10) Гильберт и Клейн предположили, что если приравнять n2 = 12, то может существовать геометрия, в которой (3.10) имеет следующий вид:

0 ¹ 12 - x2 - y2 - z2. (3.10¢)

Поскольку правая часть уравнения не равна 0, то вместо 0 можно поставить s2, и уравнение принимает вид:

s2 = 12 - x2 - y2 - z2 (3.11)

Геометрия с таким основанием была названа псевдоевклидовой геометрией. Ее и использовал Минковский для введения «четвертого» измерения - времени t посредством приравнивания 1 2 = c2t2:

s2 = c2 t2 - x2 - y2 - z2. (3.12)

И это уравнение (3.12), отображающее не четырехмерный объем, а «рассечение» трехмерного пространства пятью плоскостями утвердилось в науке под названием «четырехмерный мир Минковского». Однако ни уравнение (3.11) ни (3.12) не являются аналогами уравнений динамической геометрии (3.9) и (3.10), поскольку в них за координатной индексацией могут скрываться любые комбинации не связанных между собой чисел как рациональных, так и иррациональных (Например, квадрат произведения времени на скорость никак не связан с квадратами координатных осей.) А уравнения (3.9) и (3.10) образуются только иррациональными числами любых трех последовательных чисел русского ряда. Ни s ни n в данное уравнение, по-видимому, ввести невозможно, поскольку другие члены ряда не образуют соответствующих пропорций. Для осуществления подстановки n в (3.10) таким образом, чтобы получилось равенство вида n2 = 12 - s2, необходимо «выйти» за пределы русского ряда во вне. Необходимо отыскать матрицу, содержащую поле взаимосвязанных иррациональных чисел, включающее в свою структуру русский ряд. И такая матрица была найдена еще до рассмотрения данного ряда. Это русская матрица [2, 31].О русской матрице речь пойдет в последней главе, здесь же продолжим рассмотрение других особенностей деления отрезка в крайнем и среднем отношении.

3.3. Поэлементное деление отрезка

в крайнем и среднем отношении

 

Отметим еще раз: задача деления отрезка в крайнем и среднем отношении, рассмотренная в предыдущем разделе, может решаться двумя качественно различными способами: геометрическим и алгебраическим. Причем переход от одного способа к другому может явно не фиксироваться и в результате какое-то качество либо теряется (при переходе от геометрической формы к алгебраической) либо добавляется (переход от алгебраической к геометрической форме), что не отражается на количественных величинах, но изменяет понятийный смысл полученных результатов. Поэтому в процессе решения необходимо отслеживать каждую операцию, во избежание ошибок, обусловленных процессом перехода от одного метода к другому. Это изменение можно наглядно проследить на широко известном примере деления отрезка в крайнем и среднем отношении. Рассмотрим процедуру деления отрезка поэлементно.

Дан отрезок АС (повторим рис. 42), следовательно, он имеет определенную длину, допустим, в см. и скрытое за длиной качество определенной отдельности – отрезок, и это его качество не может исчезнуть в процессе проведения геометрического решения, но после разделения может оказаться другим.

А В С

 
 


а с

 
 


Делим его на две части-доли АВ и ВС. После деления имеем только две доли отрезка АС (другие качества). Одна АВ = а см., другая ВС = с см. Теперь отрезок АС не существует. Он сохраняется только на бумаге и в нашей памяти. В натуре остались только две его доли-отдельности а и с, и появилось другое, отличное от отрезка, качество – доли (рис. 43):

а ®

с ®

Рис. 43

И именно с ними производятся все математические операции для получения золотой пропорции. Формализуем отношение отрезков в виде уравнения:

с/а = (а + с)/с, (3.13)

Для решения (3.13) отношение модулей с/а приравнивается к b:

b = с/а, b = (с см/ а см) (3.14)

Записав отношение (3.14) мы в неявной форме переходим от геометрического метода решения задачи к алгебраическому, поскольку размерность в (3.14) сокращается, и в результате решения находится безразмерностный коэффициент b. Подставляя (3.14) в (3.13) совершаем законный математический подлог, поскольку а и с имеют размерность, а b ею не обладает. И получаем чисто алгебраическое уравнение, не имеющее никакого отношения к геометрии и к пропорции (3.13):

b2 – b – 1 = 0 (3.15)

Решение уравнения (3.15) дает безразмерностную величину b, численно равную золотому числу Ф, но не причастную к делению отрезка в крайнем и среднем отношении. Оно может оказаться следствием отношения между любыми случайными числами, или входить в некую математическую последовательность, или в степенной ряд, определяемый уравнением подобный уравнению (3.15). Число b не делит отрезок на две части, а отмечает количественное отношение модулей образовавшихся долей. Оно – алгебраическое следствие получения в результате деления некоторых пропорциональных размерностных величин, совпадающее с золотым числом по модулю. Оно безразмерностно и потому не относится к (3.13). Только получение размерностных величин долей в (3.13), образующих в результате решения ту же величину пропорции, может свидетельствовать о его делении в золотом сечении.

Кажущаяся простота и элегантность «превращения» геометрического уравнения в алгебраическое скрывают подводный камень в виде размерностной или формальной двух – трех качественности геометрических параметров (свойств) и двухкачественности (отдельность) безразмерностных элементарных алгебраических символов и знаков. Преобразование геометрического уравнения в алгебраическое сопровождается потерей качественности геометрических параметров и «отчуждением» всего уравнения от геометрии. Обратное «возвращение» уравнения из алгебры в геометрию возможно только с приданием алгебраическим знакам и символам качеств, присущих параметрам данного геометрического уравнения и в таком количестве и признаке, которое содержало первородное уравнение. Только в этом случае операция преобразования геометрического уравнения в алгебраическое и обратно может оставаться логически корректной.

Поскольку b не имеет отношения к делению отрезка и не имеет размерности, его невозможно подставить в (3.13), и с помощью b из (3.15) мы не можем отыскать количественную величину долей-отрезков. Однако, получив величину b, мы успокаиваемся, так и не выяснив, а каковы же длины долей а и с. А ведь геометрический смысл деления отрезка и заключался в попытке сначала выяснить длину долей, а уже потом определять их отношение. И если б мы заранее не знали, что Ф золотое число и не искали бы именно его безразмерностную величину посредством деления отрезка, то не обратили бы на результат никакого внимания. Значит решение уравнения (3.15) не дает нам геометрического ответа на поставленный вопрос.

Для решения задачи и получения размерностного золотого числа надо найти геометрическую формализацию уравнения (3.13). Это можно сделать, перемножив числители на знаменатели, и убрав последние, решить полученное уравнение:

a2 + ас = c2. (3.16)

Заменив в уравнении (3.16) ас на b 2:

b2 = ас, (3.17)

и подставив имеющий геометрический смысл b 2, (b 2 – см×см) в (3.16) получаем:

a2 + b2 = c2, (3.18)

Итак, из (3.13) «найдено» уравнение Пифагора для прямоугольного треугольника. Хотя в геометрии оно трактуется как сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника, его можно понимать и как сумму соотношения качеств долей а, b, и с в виде:

а2 (см×см) + b2 (см×см) = c2 (см×см), (3.19)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.