КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»30
Возможно, Ленин, при всей своей начитанности, не знал, что почти за два с половиной века до его выступления Шиллер, размышляя в неоднократно уже нами упоминавшейся вступительной лекции к курсу всеобщей истории в Йенском университете о проблемах нравственности в связи с задачами исторического познания, разделил всех ученых на две категории: ученых, работающих «для хлеба», и ученых с философским складом ума — и охарактеризовал представителей первой группы следующим образом: «Самое важное для него... — это выставлять напоказ сокровища и заботиться о том, чтобы они не падали в цене»31. Совпадение — даже на уровне терминологии — удивительное. Главный порок такого подхода Шиллер видел в том, что все, что делает такой ученый «...представляется ему какими-то обрывками; он не видит цепи своей работы... Он чувствует свою оторванность и разобщенность от совокупной связи вещей, потому что не постарался включиться в вели- 29 Сен-Симон. Мемуары: Избранные главы: В 2 кн. М., 1991. Кн. 1. С. 46. х Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 305. 31 Шиллер Н.-Ф. Указ. соч. С. 597. 4 - 6867 кое целое мира». Напротив, «философский ум соединяет то, что разъединяет ученый для хлеба. Он рано убеждается в том, что в умственной области, так же как и в чувственном мире, все находится во внутренней связи, и его мощное стремление к единству не может мириться с отдельными кусками и обрывками целого. Все его стремления направлены к совершенству и полноте его знания»32. Интерпретируя приведенные высказывания с точки зрения рассматриваемой нами проблемы, мы можем высказать предположение, что «обогащение памяти» по сути возвращает нас к вневременному восприятию исторических феноменов, т.е. к тому времени, когда функция исторического знания была исключительно нравоучительной. В контексте XX в. она превращается в идеологическую. Восприятие «философским умом* исторического целого предполагает в первую очередь временную компоненту в качестве интегрирующего начала. Шиллер предлагает и способ решения спора — говоря современным языком — между макро- и микроисторией. Точнее он, в отличие от некоторых современных сторонников того или иного подхода, не видит сложностей в их сочетании, правда только для историка «философского ума», в «творческих руках» которого «...малое становится великим, потому что перед его глазами всегда стоит то великое, которому он служит... Где бы он ни находился и что бы он ни делал, он всегда находится в центре целого»33. Именно в этом Шиллер видел нравственную задачу истории как науки. Вполне очевидно, что здесь заявлена не только теоретике-познавательная, но и этическая позиция ученого. Но сможет решить эту нравственную задачу лишь тот, кто сможет увидеть это целое, а не историю «в осколках», а тем более «в мелкий горошек», потому что «осколки» хотя бы предполагают некоторую ценность, а «горошек» — нет. 3. Историческая компаративистика Конечно, не все историки создают оригинальные теории исторического процесса. Как правило, они занимаются конкретными проблемами и по-прежнему редко выходят за пределы национальной истории. Но набирающие темпы процессы глобализации не позволяют историку замыкаться в узких национальных рамках, даже если он сам этого не осознает. Он волей-неволей «вписывает» свою проблему в ту или иную теорию, сравнивает исследуемые явления и процессы с... А с чем? И здесь мы обнаруживаем, как minimum, два варианта: либо
осознанно с аналогичными процессами и явлениями в других странах, либо неосознанно с некоторой «идеальной» моделью, созданной его предшественниками на конкретном историческом материале, в границах того или иного способа исторического мышления, в рамках определенной научной парадигмы, о чем зачастую историк забывает (если он, конечно, об этом знал). И в этом плане мы рассматриваем историческую компаративистику как приспособление теории исторического процесса к нуждам «практикующего» историка. «С начала XX столетия историческая наука оказывается перед необходимостью сравнительного анализа», — пишет современный французский историк Морис Эмар54. И хотя Эмар имеет в виду в первую очередь внутринаучные факторы развития обобщающего социального знания, мы можем утверждать, что интерес к сравнительно-историческому исследованию разных стран (национально-территориальных структур) связан во многом с определенным этапом в развитии человечества в целом — с новейшим периодом истории. XX век с его мировыми войнами, революциями, развитием средств массовой коммуникации явил человечеству его фатальную взаимозависимость. В силу интеграционных процессов в развитии общества в новейшее время и историческая наука начинает преодолевать национальные границы. Ее объектом становится «всеединое человечество». Как писал А. С. Лаппо-Данилевский, «...пристально всматриваясь в историю человечества, историк замечает все более и более возрастающую взаимозависимость между ея частями: он все менее способен понять историю, например, вне ея зависимости от ряда событий, положим от тех открытий и изобретений, движений народных масс и переселений, реформ, сражений и т.п. фактов, которые оказывают всеобщее влияние на целую совокупность народов, т.е. на дальнейший ход их развития, мысленно переходя от предшествующего периода истории человечества к последующему ея периоду, он все менее в состоянии изучать один без другого, историю одного народа вне ея связи с историей другого народа, историю его культуры вне ея отношения к культурным влияниям других народов и т.п.»35. Еще в начале прошлого века, уловив формирование нового качества цивилизации — объединение человечества и соответственно разви- 32 Шиллер И.-Ф. Указ. соч. С. 598. 33 Там же. С. 599. 54 Эмар М. История и компаративизм//Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России: Материалы из цикла семинаров «Поддержка региональных инноваций в программах и методах преподавания истории*. М., 1999. С. 70. 35 Лаппо-Данилевский Л. С. Указ. соч. С. 333-334. тие исторического процесса не только и не столько в национальных границах, Лаппо-Данилевский рассматривал в качестве объекта исторической науки в предельном смысле человечество как часть мирового целого, наделенную сознанием и в качестве таковой воздействующую на мировое целое. Человечество как коллективный индивидуум, писал он, «состоит из индивидуальностей, способных сообща сознавать абсолютные ценности»^. Размышляя о направлении эволюции человечества, Лаппо-Данилевский пришел к выводу, что человечество по мере объединения своего сознания на основе осмысления абсолютных ценностей все больше становится «великой индивидуальностью», Сознавая и реализуя систему абсолютных ценностей, человечество, с одной стороны, становится все более взаимозависимым, а с другой — все больше воздействует на тот универсум, частью которого оно является. Заметим, что эта идея о взаимозависимости человечества в новейшее время была сформулирована Лаппо-Данилевским накануне Первой мировой войны, которая, по-видимому, впервые реализовала эту взаимозависимость. Идеи Лаппо-Данилевского о человечестве как части мирового целого, наделенной сознанием, созвучны идеям другого выдающегося его современника, человека одного с ним научного круга — Владимира Ивановича Вернадского, создавшего учение о ноосфере. Кстати, сам Вернадский считал, что именно Первая мировая война изменила его «геологическое миропонимание», заставила задуматься о влиянии человечества на геологию в предельно широком ее понимании37. Идеи Лаппо-Данилевского и Вернадского актуализируются в наши дни, когда на рубеже XX—XXI вв. взаимозависимость человечества и его влияние на глобальные геологические процессы стало еще более очевидным, что требует в свою очередь нового уровня интеграции гуманитарного знания, разработки всеобъемлющих теорий исторического процесса на междисциплинарной основе. Представление о «всеединстве человечества» неизбежно заставляло выходить за рамки национальных историй, а следовательно, обращаться к сравнительному анализу разных стран. Такую мысль высказывает, например, современный немецкий (западногерманский) историк Т, Шидер, который пишет: «...обращение к сравнительному исследованию представляет собою симптом, обнаруживающий волю к преодолению национальных границ также и в области истории, которая наряду с научно-познавательным содержанием всегда действительно выражала и политичес- 36 Лаппо-Данилевский А. С. Указ. соч. С. 334. 37 Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере//Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993. С. 505-520.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |