КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историография Просвещения не знала сравнительного метода в строгом смысле этого слова»20
Если и имеется какое-либо из благ, приносящих пользу в жизни, то во всяком случае не меньше, а больше всего оказывает нам услуги, является необходимой и полезной история. Она вскрывает разнообразные и многоразличные деяния, которые возникают и естественным порядком, под влиянием времени и обстоятельств, и в особенности по произвольному решению лиц, занимающихся государственными делами, и учит людей одно одобрять и ставить себе в качестве образца, другого же гнушаться и избегать, чтобы не осталось в неизвестности и проводилось в жизнь все полезное и ценное и чтобы никто не делал попыток ввергнуть себя в ужасные и вредные начинания»18. Старайтесь, Ваша светлость, сохранить в себе эти первые чувства, порожденные чтением древней истории. Восхищение перед великими образцами древности откроет Вашей душе любовь к подлинной славе и заставит Вас опасаться пороков, общих для всех людей, и предубеждений, свойственных государям»17. Впрочем, еще у византийского автора второй половины X в. Льва Диакона мы находим аналогичное рассуждение:
15 Болингброк. Указ. соч. С. 12. 16 Там же. С. П. 17 Мабли Г.-Б. де. Об изучении истории. О том, как писать историю: Пер. с фр. М., 1993. С. 8. Причины «антиисторичности» философии Просвещения вскрывает Коллингвуд. Он показывает, насколько внеисторична была основа их мировоззрения — воинствующая антирелигиозность: «Такие слова, как "религия", "священник", "средние века", "варварство", были для просветителей не историческими, или философскими, или социологическими понятиями... но просто бранными выражениями, имеющими эмоциональное, а не концептуальное значение. Но коль скоро таким терминам, как "религия" или "варварство", приписывается какое-то концептуальное значение, объекты, обозначаемые ими, следует рассматривать как нечто, сыгравшее положительную роль в человеческой истории, как нечто, имевшее ценность в свое время, а не просто как зло и заблуждение»". Когда история не рассматривается как процесс, не ставится и задача ее целостного осмысления. Критерии для оценки фактов черпались преимущественно в сфере моральных категорий. Что же касается оценки крупных исторических периодов, историки этой эпохи разделяли всю историю на эпоху варварства и на современный им век Просвещения. Но мы не можем согласиться с Шидером, который пишет: Хотя, возможно, дело здесь в том, что Шидер недостаточно четко проясняет, что имеет в виду, говоря о «сравнительном методе в строгом смысле слова». Шидер считает, что, сравнивая отдаленные эпохи или неевропейские культуры с современной им эпохой, историки Просвещения применяли сравнение почти инстинктивно, как сред- 1Й Лев Диакон. История. М., 1988. С. 7. 19 Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография, М., 1920. С. 75. го Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках//Философия и методология истории: Сб. ст. М., 1977. С. 146. ство «парадигматического доказательства основной идеи». А основная идея заключалась в выявлении «тождественности человеческого рода в любых его проявлениях». Но в таком случае, по-видимому, вполне справедливым будет утверждение, что для историков Просвещения задача сравнения — выявление общего в различных исторических феноменах. Этот факт, на наш взгляд, заслуживает особого внимания. Аналитически сравнение начинается с установления сходства, изоморфности сравниваемых объектов. Здесь мы видим, что в процессе развития истории как науки выявление общего, в качестве осознанной цели исследования и генетически предшествует выявлению различий. Подтверждение этому мы находим и в текстах самих историков. Болингброк пишет: «Сравнивая при изучении истории опыт других людей и эпох с нашим собственным, мы совершенствуем общечеловеческий опыт; мы поступаем подобно тому, как это делается в философии, — сводим все абстрактные теории и общие правила человеческого поведения к их первоосновам»2'. Сравнение выступает как способ обобщения, создания отвлеченного понятия, с его помощью, по мнению Болингброка, «...каждый человек может... ежедневно продвигаться к тем идеям, к тем предвечным сущностям,...которые недоступны человеческим существам на практике, но в наибольшем приближении к которым состоит совершенство нашей природы...»22. Еще один способ обобщения предлагает Мабли. Он пишет о нецелесообразности в историческом повествовании злоупотребления мельчайшими подробностями: «Сколь бы ни были необходимы эти подробности, пусть историк, который хочет просвещать и одновременно нравиться... выбирает среди них те, что наиболее способны сделать истину возбуждающей и приятной для ума»23. Вполне очевидно, что такой отбор невозможен без сопоставле- ния. Остановимся и на другом аспекте этой проблемы. Выше мы уже отмечали, что историография Просвещения остается по-прежнему преимущественно фактографичной. Но можно заметить и новое ее свойство — напряженный поиск причинно-следственных связей, ра- 21 Болингброк. Указ. соч. С 54. 22 Там же. и Мабли Г.-Б. де. Указ. соч. С. 173. циональных объяснений в истории. Прослеживание цепочек причинно-следственных связей служило объединяющим фактором в историческом исследовании. А достижение целостности невозможно без выявления специфики составляющих. Таким образом, сравнение как способ обобщения дополняется поиском различий частей целого. Приведем (с некоторыми сокращениями) пример такого рассуждения из V письма «Об изучении и пользе истории» лорда Болингброка: «Есть монархия, также абсолютная монархия •— я имею в виду китайскую, — где управление осуществляется со времени установления татарского господства по приказаниям государя несколькими разрядами мандаринов и в соответствии с мнениями и рекомендациями советов нескольких рангов; зачисление в эти классы и разряды зависит от способностей кандидатов, в то время как продвижение внутри них зависит от их поведения и проведенных ими тех или иных улучшений. При таком правлении ни неуместно, ни смешно, чтобы любой из подданных, которого к этому побуждают обстоятельства или его способности, сделал историю средством изучения политической науки и готовил себя таким и любым другим способом к общественному служению. Это также не опасно и не приносит чести, которая стоила бы того, чтобы пренебречь опасностью, раз, согласно древнему установлению этого правительства, частные лица, как и государственные советы, имеют право делать представления государю о злоупотреблениях его администрации. Но все же люди там не обладают теми же возможностями заниматься государственными делами, какие свободная форма правления по своей природе предоставляет гражданам. В нашей стране — а у нас черты свободной формы правления до сих пор, по крайней мере, сохранились — люди бывают предназначены к государственной деятельности не только благодаря их положению и талантам, что имеет место и в других странах; многим предоставлено это право их рождением, и любой человек может посвятить себя этой деятельности и принять в той или иной степени участие в управлении независимо от того, призван он государем или нет. При абсолютизме всякое общественное служение есть служение государю, и он назначает всех тех, кто служит обществу. При свободном правлении четко определенным и основным является служение обществу...»24. Элементы сравнительного анализа разных государств присутствуют и в VII письме «Очерки истории Европы от Пиренейского мира тысяча шестьсот пятьдесят девятого года до тысяча шестьсот восемьдесят восьмого года» и VIII письме «Продолжение того же предмета с тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года» Болингброка, поскольку в них он стремится дать целостную картину европейского развития. 24 Бопингброк. Указ. соч. С. 69. Таким образом, историография рационализма — и особенно ее высшее проявление в эпоху Просвещения — разработала принципы сравнительного анализа исторических источников и неотрефлексиро-ванно, но весьма активно использовала сравнение исторических явлений, что было обусловлено стремлением к выявлению общих начал природы человека и общества. Критерием для сравнения во всех случаях выступал здравый смысл историка. Установленные таким образом исторические факты выстраивались в хронологические последовательности и связывались в причинно-следственные цепочки также на основе «здравого смысла». В заключение заметим, что принципы, предложенные историками эпохи Просвещения, впоследствии были восприняты и другими направлениями научного исторического знания.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |