КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зумного замысла, он мог бы попытаться открыть в этом [кажущемся] бессмысленном чередовании человеческих дел некий замысел [самой] природы»30
Никаких иных ориентиров, кроме следующих: так как он не может Коль скоро обо всем, что есть на свете, трактует особая философия и наука, почему бы и не быть такой философии и такой науке, которые трактовали бы то, что прежде всего нас касается, — историю человечества, всю историю человечества в целом?»27. Становление теорий исторического процесса: Кант и Шиллер Рассматривая становление осмысления истории как единого процесса, необходимо провести различие между, с одной стороны, философски-умозрительными построениями (Вольтер, И.-Г. Гердер, И. Кант) и, с другой стороны, собственно историческими концепциями, построенными на фактографическом материале истории (Дж. Вико, И.-Ф. Шиллер). В 60—80-е годы XVIII в. происходит изменение восприятия исторического времени, начинается осмысление истории как процесса, а следовательно, меняются и задачи исторического познания. В 1765 г. выходит в свет статья Вольтера «Философия истории», которая затем становится введением к его эссе «Опыт о нравах и духе народов»25. В 1784—1787 гг. публикуется масштабная работа Гердера «Идеи к философии истории человечества»26, в которой он по сути развивает идею Вольтера о необходимости «философии истории»: Одновременно с трактатом Гердера — в 1784 г. — выходит историософское эссе Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском " Voltaire, Essai sur les moeurs et 1'esprit des nations. Paris, 1963. T. I—II. 26 Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 27 Там же. С. 8. плане»28. Примечательна похожесть названий фундаментального трактата Гердера и небольшого эссе Канта: «идеи» — «идея». Использование этого слова не случайно. Системы, выстраиваемые Гердером и Кантом, умозрительны. Они не преследуют цели объединения известного исторического материала. Каков же смысл их усилий? Сопоставим. Гердер задает вопрос: Кант: неужели «Бог отступился от мудро- «Для философа здесь не может быть сти своей и доброты и никакого замысла не положил в основу своих установлений?»эт — и видит задачу в предполагать у людей с их игрой в выявлении этого замысла. величие никакого собственного ра- Если продолжить сравнение и вслед за общим выявить различия, то мы увидим, что в том контексте, в котором Гердер использует слово «Бог», Кант говорит «природа», но на самом деле здесь нет существенного различия: и «Бог», и «природа» выполняют одну и ту же системообразующую функцию в выстраиваемой теории. Итак, задача обоих немецких мыслителей — постичь общий замысел человеческой истории. В своей очень небольшой по объему работе Кант дает целостную, умозрительно выстроенную концепцию мировой истории. Исходная посылка рассуждений Канта такова: «Какое бы представление в метафизическом смысле мы ни составили себе относительно понятия свободы воли, все же ее проявления, человеческие действия, точно так же, как и всякое другое природное явление, определяются всеобщими законами природы. История, занимающаяся повествованием об этих явлениях, как бы глубоко ни были скрыты их причины, все же позволяет надеяться, что, если бы она рассматривала игру свободной человеческой воли в целом, она могла бы открыть ее закономерный ход; и то, что у отдельных субъектов выглядит запутанным и лишенным всяких правил, по отношению ко всему роду все же можно было бы познать как некое неизменное поступательное, хотя и медленное, развитие его первоначальных задатков. 28 Кант И. Идел всеобщей истории во всемирно-гражданском плане//Кант И. Сочинения: на немецком и русском языках. Т. 1. Трактаты и статьи (1784-1796). М., 1994. С. 78-123.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |